Нападение Японии и ответ России

Продолжение. Начало в № 22

Обострение ситуации между Россией и Японией привело 24 января 1904 года к разрыву дипломатических отношений со стороны Японии. Спустя три дня, 27 января, в результате действий противника император Николай II издал Манифест об объявлении войны Японии.

Без формального объявления войны уже 24 января военными кораблями Японии у корейских берегов был захвачен пароход Добровольного флота «Екатеринослав» с грузом второго комплекта снарядов для Порт-Артура, а 25 января – пароход «Россия» с грузом медикаментов для крепости.

В ночь на 27 января миноносцы японского флота провели торпедную атаку на корабли Порт-Артурской эскадры, стоявшие на внешнем рейде. Из 16 выпущенных торпед в цель попали только три, но новейшие корабли – эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада» – на несколько недель были выведены из строя.

Днем 27 января в нейтральном корейском порту Чемуль командирам российских кораблей (крейсера «Варяг», построенного в США в 1899 году, и канонерской лодки «Кореец») был предъявлен оскорбительный ультиматум о сдаче. В случае отказа его принять, японская эскадра (шесть бронированных крейсеров и три миноносца) готова была открыть огонь прямо в порту, на якорной стоянке. Кроме российских военных кораблей, выполняющих функцию охраны российской дипломатической миссии, в порту находились военные корабли Великобритании, Франции, Италии, США, Кореи и Японии.

Командир «Варяга», капитан первого ранга Всеволод Руднев, принял решение идти на прорыв, несмотря на почти четырехкратное превосходство артиллерийской мощи японских кораблей. В ходе непродолжительного боя, выпустив порядка тысячи снарядов, российские корабли получили несколько попаданий крупнокалиберных снарядов и, не имея возможности продолжать бой, вернулись на якорную стоянку.

По согласию командиров иностранных кораблей (кроме командира американской канлодки «Виксбург»), команды «Варяга» и «Корейца», в том числе 68 раненых (в ходе боя и вскоре после него погибли и умерли от ран 33 наших моряка), были подняты к ним на борт. Канлодка «Кореец» была взорвана экипажем, а горящий «Варяг» затоплен.

После этих событий император Николай II издал Манифест об объявлении войны Японии.

В каком состоянии страны подошли к началу столкновения?

Из более чем миллиона бойцов российской армии восточнее Байкала находилось всего около полутора сотен тысяч солдат, и больше половины из них охраняли границу Российской империи и Китайско-Восточную железную дорогу. В боевых действиях можно было использовать не более 60 тысяч человек. Японские силы насчитывали 350 тысяч солдат, и имели возможность призвать еще чуть более 100 тысяч. Россия обладала резервом в три с половиной миллионов бойцов, но проблема состояла в их доставке на Дальний Восток.

Транссибирская железнодорожная магистраль была однопутной и имела разрыв в районе озера Байкал. Скалы высотой до 400 метров обрывались прямо в воды озера. Быстро проложить железную дорогу в сложных геологических условиях у России просто не было технической возможности. Были закуплены паромы ледового класса, которые ежедневно могли перевезти до 70 вагонов в сутки. Таким образом, переброска только одного корпуса из европейской части России к Порт-Артуру занимала до полутора месяцев. В зимнее время, когда паромы уже не справлялись с мощным байкальским льдом, через Байкал, прямо по льду, прокладывали железную дорогу – 73 километра на конной тяге! В первую военную зиму 1904 года таким образом перевезли 2,5 тысячи вагонов, 65 паровозов, десятки тысяч военнослужащих с обозами, артиллерией, боеприпасами. В сентябре 1904 года было открыто сквозное рельсовое сообщение с Владивостоком.

Японская армия не имела проблем с доставкой солдат и грузов в Корею – всего 150 километров при значительном грузовом флоте, но на берегу сказывалась острая нехватка гужевого транспорта. Достаточно сказать, что переход в 250 километров от побережья к городу Ляояну, где произошло одно из крупных сражений войны, занял четыре месяца. В повозки впрягали солдат!

Вооружение

По артиллерийским орудиям у сторон было примерное равенство, но российские орудия были лучше, лучше были подготовлены и их расчеты.

Сложность заключалась в том, что на Дальнем Востоке не было оружейных заводов. Все приходилось завозить по железной дороге, проблемы с которой уже упоминались. Поэтому не удавалось создать и достаточного запаса боеприпасов.

Японская оборонная промышленность не справлялась с потребностями войны – необходимое закупалось, в первую очередь – в Германии. Финансовые проблемы решались за счет займов, в том числе и у США.

Огромная проблема возникла со снабжением войск России продовольствием, формой и медикаментами. Но, несмотря на все сложности, русский солдат получал ежедневный паек пищевой ценностью не менее 4000 калорий в сутки. Солдат японской армии, рацион питания которого в основном состоял из риса, довольствовался 1700 калориями.

Медицинская помощь, оказываемая раненым и больным в русской армии (151 944 раненых и 405 910 больных), позволила вернуть в строй более половины пострадавших. Сказался и опыт предыдущих войн, и развитие медицинской науки, да и техники вообще. Индивидуальные перевязочные пакеты, своевременная эвакуация раненых с поля боя выделенными носильщиками, централизованное обеззараживание воды, значительное количество медработников (в первую очередь врачей), призванных в действующую армию, эвакуация железнодорожным транспортом – все эти факторы сыграли свою положительную роль: 120 санитарных поездов различного предназначения и собственности, в том числе 4 построенные на личные средства членов императорской фамилии, перевезли более 160 тысяч раненых и больных.

Флот

После заключения договора о долгосрочной аренде Порт-Артура, остро встал вопрос о его охране и охране морских перевозок между Владивостоком и портами в Корее. Состоявшееся «Особое совещание» Правительства Российской империи приняло решение о значительном усилении эскадры Тихого океана, так как Дальний Восток признавался главным театром боевых действий возможной войны.

С 29 ноября 1897 года корабли Тихоокеанского флота, получившие официальное название «Порт-Артурская эскадра», начали перебазироваться из Владивостока в Порт-Артур «для недопущения его захвата англичанами», хотя официально база была передана России только 15 марта 1898 года. Во Владивостоке оставались крейсеры Сибирской флотилии и номерные миноносцы.

К 1903 году в Порт-Артуре базировались семь броненосцев (четыре из которых были постройки 1900-1902 годов), 11 крейсеров, более 30 миноносцев и канонерских лодок. Командовал эскадрой вице-адмирал О. В. Старк.

В 1903 году ряд устаревших кораблей Тихоокеанской эскадры возвратили на Балтику для модернизации и ремонта. На смену им Балтийский флот отправил отряд под командованием адмирала А. А. Вирениуса в составе броненосца «Ослябя», только что вошедшего в состав Российского флота, шести крейсеров, включая новейший крейсер «Аврора», дюжины миноносцев. Начало русско-японской войны застало отряд в порту Джибути (Французское Сомали). Николай II не рискнул отправлять его дальше и отозвал обратно, в Кронштадт.

Флот Японии в середине XIX века не представлял собой внушительной военной силы, но в 1895 году правительством империи была принята программа строительства нового военного флота. На это парламент выделил 280 миллионов иен.

Из 26 крупных боевых кораблей, заказанных военно-морским министерством Японии, 11 строилось в Англии, два – в США, по одному – в Германии и во Франции. К 1904 году японский флот занял второе место в мире после Великобритании, по некоторым параметрам опережая и ее.

По водоизмещению, скорости хода, весу бортового залпа орудий японский флот превышал российский в полтора раза. В то же время в Японии производились усиленные работы по укреплению портов на островах. Были оборудованы базы в Сасебо, Майдзуру и Цусиме.

Финансы

Война – дело затратное, и финансовое обеспечение воюющих сторон не менее важно, чем вооружение, состав и численность войск. В январе 1904года Министерство финансов выделило 100 млн рублей, посчитав сумму достаточной. С данной оценкой ошиблись «всего» в 22 раза: только на непосредственные боевые действия затратили 2,3 млрд рублей (для сравнения, доходная часть бюджета России на 1905 год составляла 2 млрд рублей).

Командование

Как ни парадоксально звучит, но академическое военное образование в конце XIX века буквально подавляло здравый смысл. Будущих военачальников не учили воевать, некоторые генералы занимали командные должности не столько по умениям и заслугам, сколько по высокому происхождению и связям в высшем свете. Об этом, в частности, писал генерал Алексей Николаевич Куропаткин, в своих «Итогах японской войны», писал о командном составе.

Еще один пример: царская армия была бедна пулеметами. По мнению генерала от инфантерии Михаила Драгомирова, крупнейшего военного теоретика Российской империи второй половины XIX века, пулеметы являются «нелепостью в полевой армии нормального состава». Такое отрицательное отношение к пулеметам привело к тому, что русская полевая армия в начале войны с Японией имела всего восемь пулеметов «Максим». Впоследствии, к Мукденскому сражению, количество пулеметов достигло 56.

Общественное мнение требовало назначить командовать флотом популярного и энергичного флотоводца. Выбор пал на вице-адмирала Степана Осиповича Макарова, пожалуй, самого грамотного, талантливого и трудолюбивого адмирала во всем императорском флоте. Под его командованием эскадра боевых кораблей в 1895 году прошла из Средиземного моря во Владивосток, но опыта боевого флотоводца-практика у него не было.

Первого февраля 1904 года по Адмиралтейству был отдан приказ: «Его Императорское Величество повелеть соизволил предоставить вице-адмиралу Макарову все права командующего флотом, предусмотренные Морским уставом, и права главного командира портов Тихого океана».

Уже 22 февраля адмирал Макаров прибыл в Мукден – штаб-квартиру Дальневосточной армии…

А. Нахапетов

Продолжение следует

Loading

Яндекс.Метрика
Мы используем файлы cookie и Яндекс Метрику для сбора статистики и улучшения работы сайта. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с использованием этих технологий
Принять

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях