Наполнить мир «особого» ребенка

На минувшей неделе в Кингисеппской школе № 2 прошло совещание по вопросам организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Мероприятие открыла председатель комитета по образованию районной администрации Елена Николаевна Румянцева.

Серьезный разговор

Тема, ради которой собрались директора школ, заведующие детскими садами и их заместители по учебно-воспитательной работе, сегодня актуальна как никогда: количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) увеличивается с каждым годом.

Как сообщила участникам совещания руководитель МКУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», председатель территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Янина Вячеславовна Шинкевич, по данным на 1 января 2023 года в Кингисеппском районе проживают 1487 несовершеннолетних с ОВЗ, в том числе 206 детей-инвалидов. Это 9,6 процента от всего детского населения до 18 лет. Больше всего среди них детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи.

Но если вовремя начать и правильно организовать процесс воспитания и обучения детей с ОВЗ, используя особые условия социализации и окружающей среды, тенденцию можно скорректировать. И в Кингисеппском районе в этом направлении ведется большая работа.

Опыт детского сада

В детском саду № 15 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей из десяти групп три – компенсирующей направленности и одна – комбинированной направленности.

Как рассказала участникам совещания заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе Юлия Борисовна Бойко, образование воспитанников осуществляется по адаптированным основным образовательным программам для детей с задержкой психического развития и для детей с тяжелыми нарушениями речи. Группы комплектуются на основании пройденной психолого-медико-педагогической комиссии и полученных заключений с рекомендациями об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Помощь в коррекции недостатков в речевом и психическом развитии детей в освоении адаптированной образовательной программы дошкольного образования оказывает квалифицированный педагогический коллектив (13 воспитателей, два музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, три учителя-логопеда, педагог-психолог).

Для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ в детском саду № 15 созданы необходимые условия, в том числе организационно-педагогические, методические, юридические и материально-технические. В учреждении имеются три логопедических кабинета, кабинет педагога-психолога, сенсорная комната, музыкальный и спортивный залы, лого-речевые центры в группах со специальными средствами обучения коллективного и индивидуального пользования. 

При планировании работы с такими детьми в режиме дня предусмотрено увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур и прием пищи, учтен баланс между спокойными и активными занятиями, занятиями в залах и на воздухе, индивидуальными занятиями, работой в малых и больших группах. Используются индивидуальные занятия с логопедом, дефектологом, педагогом-психологом и другими специалистами; активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в сенсорной комнате, прогулка); совместная деятельность и игры в микрогруппах с другими детьми; организация взаимодействия в детско-родительских группах; праздники, конкурсы, экскурсии.

Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком.

Так, например, работу логопеда по развитию речи дополняет работа психолога по развитию коммуникативных функций. В совместной деятельности воспитатели закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда участвуют в исправлении речевого нарушения у ребенка и связанных с ним процессов.

Мощным инструментом для обеспечения эмоционального комфорта и благополучия, а также активизации мозговой деятельности является сенсорное воздействие. Одним из средств такого воздействия стала полифункциональная среда сенсорной комнаты, организованная в детском саду в 2021 году.

Среди оборудования – сенсорная шкатулка с набором дидактического материала, детский развивающий набор Монтессори, дидактический стол с набором игрушек, игровой многофункциональный стол, развивающий многофункциональный куб, световые столы для рисования песком, светодиодные маркерные доски и т. д.) Находясь в комнате, как в чудесной сказке, ребята воспринимают окружающий мир при помощи органов чувств. Чем больше сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.

Обязательным условием развития детей является взаимодействие с другими детьми, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия.

Для этого используются дополнительные образовательные программы («Фитбол-гимнастика», цикл занятий в сенсорной комнате). Кстати, с помощью цвета фитболов можно регулировать психоэмоциональное состояние ребенка. В МБДОУ №15 на занятиях используются фитболы синего цвета. Синий цвет успокаивает, нормализует психоэмоциональное состояние воспитанников, он подходит гиперподвижным детям-холерикам. Вместе с тем, используются и мячи зеленого цвета, которые нормализуют процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, способствуют проявлению выносливости.

Опыт школы

О том, как выстроена система обучения детей с ОВЗ в Кингисеппской школе № 2 рассказала ее директор Светлана Владимировна Полякова.

Обучение рядом со сверстниками является важным условием социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. На протяжении многих лет в школе открываются специальные (коррекционные) классы, где обучаются дети с задержкой психического развития. В такие классы ученики зачисляются на основании заключения районной психолого-медико-педагогической комиссии и только с согласия родителей (законных представителей) ребенка.

На уровне начального общего образования в школе открыты пять специальных (коррекционных) классов, в том числе два первых класса в связи с пролонгацией первого года обучения; на уровне основного общего образования – четыре таких класса (пятый, шестой, восьмой и девятый).

Особенности образовательного процесса в специальных коррекционных классах обуславливаются учебным планом для обучающихся с замедленным психическим развитием (ЗПР). Помимо основной учебной нагрузки учебный план предусматривает часы коррекционно-развивающей работы: занятия с психологом, дефектологом, социальная адаптация, час ритмики в начальной школе. На уровне начального общего образования семь коррекционных часов в неделю, и пять часов на уровне основного общего образования. В 8, 9 классах, которые учатся не по ФГОС, — четыре часа коррекционной работы. Кроме того, специалисты проводят индивидуальные и групповые занятия с обучающимися по отдельному графику.

Чтобы обучение детей с особенностями было эффективным, необходимы раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы, стремление и готовность родителей помогать ребенку в процессе обучения и наличие в школе специальных условий.

В том, что в КСОШ № 2 созданы прекрасные условия, участники совещания убедились сами, побывав в спортзале, учебных кабинетах, кабинетах логопедов, дефектологов и психологов.

Цель работы школы с такими детьми – коррекция и развитие основных психических функций, развитие двигательной и сенсорной сферы, формирование адекватного поведения, освоение базовых знаний по учебным предметам, поддержание интереса к учению, формирование самостоятельной личности, способной социально адаптироваться в современном социуме.

Для обеспечения учащимся оптимальных условий обучения с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических особенностей развития в школе работает психолого-педагогический консилиум (ППК), четыре учителя-логопеда (семь ставок), два педагога-психолога, учитель-дефектолог, кроме этого, еще у четырех учителей есть специальное дефектологическое образование. Эти педагоги осуществляют непосредственное психолого-педагогическое сопровождение учащихся коррекционных классов. Большая часть учителей школы прошли обучение на курсах повышения квалификации по особенностям работы с детьми с ОВЗ.

Большая работа ведется с родителями (законными представителями) обучающихся. Это семинары-практикумы для обучения приемам работы с ребенком, беседы о нарушениях в его развитии, разъяснения рекомендаций специалистов и программы коррекционно-развивающей помощи, создание индивидуального альбома для занятий дома и т. д.

Обучение детей с ЗПР проводится по адаптированным общеобразовательным программам с необходимым психолого-педагогическим сопровождением в рамках специального (коррекционного) класса, а социальная адаптация происходит путем участия таких обучающихся во всех общешкольных мероприятиях и мероприятиях, проводимых на районном и региональном уровнях. Обучающиеся активно включены в кружковую работу школы.

Школа тесно сотрудничают с районной психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, Центром реабилитации, взаимодействует с учреждениями здравоохранения и дополнительного образования, социальными структурами.

Но есть и проблемы, в том числе нежелание родителей, чтобы их ребенок обучался в классе коррекции. Как подчеркнула С. В. Полякова, это не «клеймо», а возможность помочь ребенку.

И эта помощь дает результаты: дети с особенностями принимают активное участие в школьных мероприятиях наравне со сверстниками, за последние годы все выпускники 9-х классов проходят государственную итоговую аттестацию и получают аттестаты. В текущем учебном году итоговое собеседование по русскому языку успешно прошли все девятиклассники, и все сдали пробный экзамен.

Для каждого школьника с ОВЗ в школе № 2 разрабатывается индивидуальная программа сопровождения, которая включает в себя психологическую, логопедическую, педагогическую и социальную помощь.

Об этом участникам совещания рассказала заместитель директора по УВР Ирина Игоревна Степанова.

Опытом Ивангородской школы № 1 им. Н. П. Наумова в условиях инклюзивного образования поделилась с коллегами заместитель директора школы по УВР Ирина Леонидовна Пономарева, подчеркнув, что наполнить черно-белый мир «особого» ребенка яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями всего педагогического коллектива.

Опыт дополнительного образования

В завершении совещания руководитель детского технопарка «Кванториум» Елена Викторовна Патракова рассказала о том, какие адаптированные дополнительные общеобразовательные программы реализуются в «Кванториуме» в рамках сетевого взаимодействия.

С 1 сентября 2022 года в «Кванториуме» запущена программа по робототехнике, которую, согласно подписанным договорам, осваивают воспитанники детского сада № 15 и учащиеся Кингисеппской школы № 2.

Программа рассчитана на 36 часов, занятия проходят раз в неделю, ребята работают с помощью специального конструктора «Лего» – это самый начальный уровень робототехники, но в нем присутствуют элементы и конструирования, и моделирования, и программирования, которые доступны детям, очень им нравятся и помогают почувствовать себя успешными. Такие же группы для детей с ОВЗ «Кванториум» планирует открыть и в следующем учебном году.

И. Князева

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях