Наталья Тетерина: «У нас дружная творческая семья»

1912-135

В марте вокальному коллективу «Весна», художественный руководитель Наталья Тетерина, исполнилось 10 лет. Юбилейную дату участники коллектива отметили концертом, прошедшим в центральном сельском Доме культуры поселка Кингисеппский. Концерт получился по-семейному добрым, по-весеннему лиричным и светлым, после чего мы побеседовали с художественным руководителем об истории создания коллектива, о музыке и немного о ней самой.

Как рассказала Наталья Николаевна, прежде чем появился вокальный коллектив, она сама прошла обучение в Ленинградском областном колледже искусства и культуры (ЛОКИиК), получила диплом дирижера-хормейстера и только потом с полным правом стала художественным руководителем.

– Ровно десять лет назад, прочитав объявление о наборе, пришли первые вокалистки Алена Червова, Александра Радченко, Евгения Комарова и Наталья Корженко, которая стала старостой коллектива и вторым хормейстером. Солнечным мартовским днем мы и решили создать свой коллектив, который так и назвали – «Весна», – вспоминает Наталья Тетерина. – Репертуар поначалу формировался под сольные выступления, а потом в процессе репетиций, когда появилось чувство партнера, образовались дуэты и трио. Этим наш коллектив и отличается от других, это наша изюминка, если хотите. Дебют состоялся на сцене городского Дома культуры. Вместе с Аленой Червовой мы исполнили песню Раймонда Паулса «Любовь настала». Эта же песня открывала программу нашего юбилейного концерта сегодня.

Какие песни в вашем репертуаре?

– В поисках красивых мелодичных песен мы в основном обращались к старым советским, по которым наш зритель искренне соскучился, о любви, о судьбе. Они легли в основу. Поработав первый творческий сезон, мы решили, что нам по силам будет первый отчетный концерт, который мы назвали «Весна шагает по бульвару». Сделали мы его в виде радиоконцерта, в чем нам помогла Галина Шевченко-Бестужева, любимая кингисеппцами поэтесса и директор Кингисеппского радио.

Второй отчетник мы посвятили песням советского периода. Брали мы их со старых виниловых пластинок, поэтому и концерт назвали «Старая пластинка». Здесь мы вообще адресовались к песням 50-х, 60-х годов. Некоторые из этих песен незаслуженно забыты, другие – наоборот, обрели новую жизнь. За три года лирических задушевных песен о любви, о природе, о жизни у нас собралось столько, что следующий отчетный концерт мы назвали «Круговорот любви в природе». Название емкое: здесь и любовь к женщине, любовь к родному краю, любовь к маме. То есть такой всеобъемлющий посыл к зрителю.

С расширением репертуара численный рост коллектива тоже, надеюсь, происходил?

– Безусловно. К нам пришли выступать Владимир Корженко, Сергей Терещенко, кстати, он сегодня пел «Песню извозчика» из концерта «Старая пластинка», известную нам по исполнению Леонида Утесова, пришел Дмитрий Барсуков, Михаил Маскатулин. Потом стали приходить юные исполнительницы Настя Фадеева, Лиза Павлова, Настя Ковалева. Все они тоже участвовали в юбилейном концерте. В настоящее время у нас прекрасный вокальный коллектив, где есть исполнители с опытом, есть юные участники, своего рода семья, дружная, творческая, способная не только генерировать идеи, но и воплощать их в жизнь.

Кингисеппцам вы хорошо известны как обладательница роскошного голоса, по романсам, которые исполняете сами под гитару. Кто учил, ставил голос?

– У нас была музыкальная семья, папа играл на баяне и пел. У него был роскошный красивый баритон. Мама играла на семиструнной гитаре и пела. Она меня учила играть и петь. То есть я и обе моих сестры были девочками поющими, музыкальными. Гитару папа подарил маме на 8 Марта! Поэтому я сначала играла на русской семиструнке, потом уже через год примерно, переучивалась на шестиструнную гитару. Впервые в руки взяла гитару в 13 лет, получается. Первая песня, которую мне показала мама – цыганский романс «Мой костер в тумане светит». У нас было много пластинок с песнями Петра Лещенко, Изабеллы Юрьевой, Александра Вертинского, Вари Паниной, Сони Тимофеевой. Я слушала эти романсы, многие знала, пела сама. Первым моим педагогом, если говорить о постановке голоса была Ирэна Витольдовна Лелива, которая с нами занималась в СЗПИ, где существовала студенческая вокальная студия. Сама Ирэна Витольдовна была заслуженной артисткой РСФСР, пела всю жизнь вместе с Сергеем Лемешевым в театре оперы и балета имени Кирова. Она фактически благословила меня на исполнение романсов.

Как правильно называется ваш голос?

– Лирическое или центральное сопрано. Но хочу продолжить тему о педагогах, потому что на моем творческом пути было немало профессионалов, у которых я многому научилась. Во-первых, это Татьяна Михайлова, руководитель студии «Бельканто», которая тоже пела в Мариинском театре. Ее я считаю своим вторым вокальным педагогом. Далее – Ростислав Ростовцев, ныне, к сожалению, покойный, у которого я переняла ряд исполнительских приемов. Он, кстати, сам писал музыкальные опусы на стихи, в том числе, кингисеппских поэтов. В ЛОКИиК у меня была вокальный педагог Тинатин Вахтанговна, к сожалению, фамилию не помню. И хотя я пришла к ней уже с хорошим багажом, она показала, как надо петь полным грудным голосом.

Что любите делать в свободное время, помимо музыки?

– Ухаживать за цветами. Это на даче. Вязать, шить. Все свои сценические платья сшила собственноручно. Освоила технику лоскутного шитья, называемую пэчворк (pachwork).

Что цените в людях?

– Ответственность.