Назад к Островскому

Всемирный день театра наша планета отмечает 27 марта. В этом году у творческого коллектива «Народный театр» МБУК «Кингисеппский культурно-досуговый комплекс» двойной праздник – ему исполняется 120 лет!

О том, чем сейчас живет «Народный театр», рассказала его нынешний руководитель Мария Константиновна Кузьмина.

– «Народным театром» я руковожу с 2019 года. До меня его возглавлял Вячеслав Петрович Юшко. Труппа тогда была небольшой, к тому же, участники самодеятельных коллективов всегда ориентированы на руководителя. Поэтому сохранить изначальный состав не удалось – труппу пришлось формировать заново. И это был нелегкий путь, поскольку в то время я еще была студенткой Института культуры.

Постепенно я определилась с составом, и сейчас участники коллектива – это подростки и молодежь. При этом он постоянно обновляется, так как каждый год ребята завершают школьное обучение, разъезжаются. Сейчас в труппе 15 человек, в основном – девушки, хотя есть и несколько юношей.

Несмотря на то, что весь мировой драматургический репертуар построен так, что мужских ролей больше, приходится выискивать интересные женские персонажи, адаптировать пьесы, делать инсценировки.

За шесть лет мы приобрели опыт постановки этюдов, осуществления различных праздничных сценариев, инсценировки рассказов. И у нас был спектакль «Кентервильское привидение».

Сейчас идет подготовка к юбилею. А еще я взяла в обработку пьесу «Гроза» А.Н. Островского. Прямо по знаменитому лозунгу наркома просвещения А.В. Луначарского: «Назад к Островскому!» Сегодняшнее время требует обращения к классике, к истокам, плюс – это школьная программа по литературе. И я сказала себе: «Перечитай эту пьесу, возможно, найдешь в ней то, что затронет современного зрителя». Тем более, что у нас есть актриса на роль Катерины.

Переделывать пьесу, особенно классическую, сложнее, чем писать свой сценарий. Потому что спорить с автором – дело неблагодарное. Но если мой постановочный план удастся, мне кажется, зрителю будет интересно.

Наши артисты – люди творческие. Они следят за тем, что происходит в театральном мире, ездят в Санкт-Петербург, посещают театры, рассказывают о своих впечатлениях. Костюмы к спектаклям, декорации – все это мы делаем своими силами, адаптируя «хочу» под «могу». Моя задача – замысел, сценарий, кастинг, режиссура… Проще говоря – конечный результат.

Пользуясь случаем, хочу обратиться к кингисеппцам.

Дорогие жители нашего города и района! Приглашаю вас в наш коллектив. Если вам интересно попробовать себя на сцене, воплотить в жизнь какую-нибудь необычную идею или просто найти единомышленников, то буду ждать вас в Доме культуры, в драматическом «Народном театре», в кабинете № 208. Давайте вместе пробовать, пытаться, творить и хулиганить!

Краткая историческая справка о «Народном театре»

(по материалам, предоставленным дирекцией МБУК «ККДК»)

Постоянная театральная труппа была образована в Ямбурге в 1905 году в «Народном доме». Затем она стала известна как «Театр-студия им. А.В. Луначарского». Именно в ее честь в 1920 году Малая Петербургская улица была переименована в Театральную. В 1938 году студия переехала на новый адрес – на проспекте Карла Маркса открылся Окружной Дом культуры. Известно, что уже в 1939 году в драматическом кружке состояло 48 человек.

С 1941 года немецко-фашистские оккупанты использовали здание ДК в качестве лазарета. Весной 1942 года театр создавался заново, руководить им было поручено Владимиру Иванову и Ефиму Готкевичу.

Они выдавали себя за гражданских работников Ленинградской кинохроники, якобы снимавших на кинопленку оборонительные работы на подступах к Ленинграду в 1941 году. В действительности же они были военнослужащими, попавшими в плен. Но и к кино они имели прямое отношение. Благодаря этим самоотверженным и героическим людям при самодеятельном театре была организована подпольная группа партизанского движения.

1 февраля 1944 года Кингисепп был освобожден. За время войны здание Дома культуры сильно пострадало и фактически находилось в руинах. Возрождение театра стало возможным благодаря его художественному руководителю, впоследствии директору ДК Антонине Струпович.

Новым руководителем театра стал профессиональный актер и режиссер Павел Высоцкий. Его постановка «Под знаменем Октября» получила огромное количество премий, а девять актерских работ были удостоены дипломов 1-й степени Всероссийского фестиваля самодеятельного искусства Северо-западной зоны в Калининграде. Так, за исполнение роли Виктора Кингисеппа машинисту экскаватора производственного объединения «Фосфорит» Сергею Разину было присуждено звание лауреата.

В 1975 году постановка «Три смерти Альфреда Герцога», приуроченная к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне, заняла первое место на фестивале народных театров Ленинградской области.

Знаменательным стало событие 23 декабря 1976 года: впервые за 220 лет существования Александринского театра на его прославленной сцене выступал самодеятельный коллектив. И этим коллективом был Кингисеппский народный драматический театр.

В 1980-1990-е годы режиссером Народного театра был выпускник ГИТИСА Анатолий Тихомиров, заслуженный работник культуры России. При нем репертуар был очень гармоничным – и современным, и классическим. Одной из самых ярких постановок того периода стала комедия по произведению Н. В. Гоголя «Женитьба».

С 1993 года театр возглавил Юрий Шишкин, выпускник мастерской Георгия Товстоногова в ЛГИТМиКе, основатель кингисеппского ТЮЗа.

В 2002 году должность режиссера перешла к Вячеславу Юшко. Кингисеппцы и сегодня могут вспомнить его классические постановки: «Дон Гуан» А.С. Пушкина, прозу и пьесы А.П. Чехова, пьесы Дж.Б. Шоу. За время работы 10 пьес, написанных самим В.П. Юшко, были опубликованы репертуарно-методическими изданиями страны. В ноябре 2012 его совместный проект с Диной Усыниной «Живой голос мечты» занял первое место на конкурсе «Лучший по профессии».

Но самая большая гордость «Народного театра» начала XXI века – талантливые молодые актеры. Илья Кузнецов – обладатель специального диплома фестиваля народных любительских театров Ленинградской области «Театральная весна-2008» за исполнение роли Лорда Генри в спектакле «Как он лгал ее мужу» по произведению Б. Шоу. Илья внес вклад в работу театра не только как актер, но и как помощник режиссера.

Актриса и режиссер Мария Кузьмина, особо отмеченная за роль Лики в спектакле «Мой бедный Марат», в 2019 получила благодарность от администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» за большой личный вклад в организацию и проведение культурных мероприятий города. Сейчас Мария Кузьмина – руководитель «Народного театра».

А. Ульянова

Фото Е. Багина

Loading

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях