
В декабре 2024 года космическая «охота» за астероидами принесла очередной успех воспитанникам «Космоквантума» Кингисеппского детского технопарка «Кванториум».
Международные сертификаты были вручены пяти юным исследователям 25 декабря в торжественной обстановке. На протяжении трех недель Алексей Кузнецов, Иван Мясников, Александр Горшков, Роман Либба и Георгий Олихфер под руководством педагога-наставника Алексея Анатольевича Ракчеева искали небольшие небесные тела с помощью специальной компьютерной программы, анализируя снимки, сделанные ведущими автоматизированными обсерваториями мира.
Результат впечатляет: в рамках работы с IASC (Международное астрономическое поисковое сотрудничество) ребята обнаружили пять новых астероидов – и в каждом случае статус научного открытия подтвержден!
В 2023 году «Восточный берег» освещал начало космических изысканий, предпринимаемых юными кингисеппцами (с материалом можно ознакомиться здесь). Чтобы узнать подробности продолжения работы в этом направлении, мы попросили «охотников за астероидами» и их преподавателя о новой встрече.
Везение – составная часть научного открытия
– Участие в международной программе по поиску астероидов, которая проходит в течение года, мы повторили уже с новой группой ребят, – сообщил А. А. Ракчеев. – Нам дали три недели – с 22 ноября по 18 декабря.
Для участия требуется команда от двух человек. Пишется заявка организаторам. После ее одобрения участникам выделяется срок работы и присылаются снимки звездного неба с двух телескопов Pan-STARRS, установленных в Австралии и на Гавайях. С помощью специальной программы по этим снимкам мы ищем движение астероидов. Этот метод называется «блинкование».
Каждый член команды занимался отдельными фотографиями. Поэтому у всех разные результаты. Так, Алексею Кузнецову повезло – элемент везения в этом деле, конечно, присутствует – он открыл два астероида. Кому-то из ребят попадались фотографии вовсе без астероидов, кто-то обнаруживал уже открытые объекты.
Специфика работы – нахождение всех движущихся точек, вычисление их координат и составление отчета, выводы по которому делают уже организаторы. В этот раз оказалось, что мы нашли целых пять новых астероидов.
Астероиду нельзя присвоить имя его первооткрывателя, он обозначается набором цифр и букв. Повторю, что это командная работа. Ее цель – не столько обнаружение астероида, сколько внесение вклада в мировую науку.
Приведу пример. В настоящее время Япония запускает космические зонды для забора грунта с астероидов. Таким образом данные космические тела изучают с точки зрения добычи полезных ископаемых в будущем.
Поиск астероидов сродни работе с металлоискателем
После вступительных пояснений преподавателя «Восточный берег» приступил к увлекательной беседе с ребятами.
– Как именно вы находите астероиды?
– В специальной программе мы сравниваем четыре фотографии. Промежутки времени между ними составляют по 10 минут. Получается, что между начальным и конечным положением объекта проходит полчаса. И если объект движущийся, то совмещение снимков это показывает, как в мультипликации.
– При нажатии на объект программа показывает его координаты. По ним можно понять, новый это астероид или уже открытый.
– Обидно, если до вас кто-то уже нашел астероид?
– Нет. Мы просто продолжаем работу.
– Концентрируем внимание и ищем дальше.
– Долго ли приходится концентрироваться?
– На протяжении всего занятия. Это около полутора часов с перерывом.
– На что больше всего для вас похож процесс поиска?
– На поиск предметов с помощью металлоискателя. Ходишь-ходишь, ищешь-ищешь, а потом – оп, монета!
– На собирание конструктора.
– На выполнение письменных домашних заданий.
– На сбор грибов и ягод в лесу.
– Это утомительный труд или все-таки развлечение?
– Можно и так и так сказать.
– Поиск астероидов воспитывает силу воли.
– Это тренировка выносливости, как в спорте.
– Чему вы научились за отведенные три недели?
– Освоили новую компьютерную программу.
– Натренировали зоркость глаза.
– Развили внимательность.
– Что сказали окружающие, когда вы получили сертификаты?
– Сказали: «Супер! Молодец!»
– «Продолжайте!»
– Родители были очень рады.
– Обсуждаете ли вы свою работу с родителями?
– Дома всегда расспрашивают, как идет процесс.
– Родители интересуются подробностями нашей работы.
– Что приносят вам занятия в «Кванториуме»?
– Радость!
– Опыт.
– Увлечение космосом.
– Изучение нового.
– Кто-нибудь из вас уже выбрал будущую профессию?
– Пока нет, но направление примерно понятно.
– Космос – это…?
– Неизвестное пространство.
– Интересное пространство, в котором много загадочных астероидов.
– Чем вы занимаетесь после завершения поиска астероидов?
– Занимаемся дальше по программе «Космоквантума».
– Осваиваем 3D-моделирование.
Поздравляем команду «Космоквантума» с новым невероятным достижением! Желаем «охотникам за астероидами» и их наставнику никогда не терять непосредственного детского интереса к космическим тайнам, стремления к познанию всего нового и исследованию всего неизведанного.
А. Ульянова