Невыездная муза Н. А. Некрасова

Круглый стол «Я песни Родине слагал…», организованный Ленинградской областной универсальной научной библиотекой в рамках культурно-просветительского проекта к 200-летию со дня рождения великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, прошел в четверг, 18 ноября в читальном зале Кингисеппской центральной городской библиотеки. В режиме онлайн в мероприятии приняли участие региональные библиотеки.

Директор ЦГБ Елена Сергеевна Васильева приветствовала собравшихся и пригласила к активному участию в «круглом столе» все библиотеки, подключившиеся онлайн.

Первым выступил директор Петербургского Дома писателя, член Союза писателей России Евгений Валентинович Лукин:

– Наша встреча посвящена 200-летию великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, который оставил глубокий след в русской поэзии, в русской журналистике, публицистике, в русском книгоиздании. Это очень достойный автор, память которого надо отмечать гораздо чаще.

В докладе «Некрасов и современная петербургская поэзия» Е. В. Лукин затронул тему влияния творчества Н. А. Некрасова на современную поэзию и художественную интерпретацию известных произведений поэта петербургскими авторами. Наибольшей популярностью пользуется стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…», которое «перепели» многие современные авторы.

Так, последним российским народным поэтом, по словам Е. В. Лукина, можно назвать Геннадия Григорьева, не обошедшего в своем творчестве тему бичевания крестьянки на Сенной площади, но без переосмысления образа музы: «На Сенной били бабу кнутом… Но Некрасов бы не был поэтом, если бы не придумал потом гениальные строчки об этом».

Существует много различных версий этого поэтического произведения, среди них есть и иронические строки анонимного (то есть, народного) автора, вызванные к жизни советской действительностью, когда в бывшем здании гауптвахты на Сенной обосновался Отдел виз и регистрации (ОвиР): «Вчерашний день часу в шестом Зашел на площадь Мира. Там били женщину кнутом Сотрудники ОВиРа. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал: «Гляди! Она невыездная!»

Петербургский поэт Александр Фролов создал образ «разъездной» музы с низкой социальной ответственностью. Стихотворение начинается с вопроса девушке, читала ли она Некрасова, а заканчивается глубокой жалостью к горемычной: «Что он там, Николай Алексеевич, музе своей о сестрице родной, чуть не плача, бубнил с укоризной?

В завершение доклада Е. В. Лукин прочитал еще одно ироничное стихотворение Геннадия Григорьева «Этюд с предлогами», толчком к которому послужили строки Некрасова, посвященные выносливости русского народа: «Вынес достаточно русский народ. Вынес и эту дорогу железную».

Взяв слово, член Союза писателей России, дипломант премии «Молодой Петербург» Борис Юрьевич Цукер также обратился к «Железной дороге» Н. А. Некрасова, но с неожиданного ракурса: «Вынесли эту дорогу железную, сдали в утиль, ну а деньги – в пропой».

От интерпретации некрасовской темы «женщины и кнута» поэт также не уклонился, но в его стихотворении, прочитанном под робкие смешки присутствующих, бич свистал именно в ее руке, а завершилось оно строками: «Такое даже в страшном сне Некрасову не снилось».

Борис Цукер не обошел вниманием и другую знаменитую цитату из стихотворения Некрасова «Мороз, Красный нос»: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!» И чтение следующего стихотворения поэт закончил под аплодисменты зала: «Изба уже, по сути, догорела, а женщина взяла и не пришла!»

Петербургский поэт и критик Алексей Дмитриевич Ахматов, член Союза писателей России, главный редактор альманаха «Молодой Петербург», прочитал несколько пародийных стихотворений, в том числе тех, которые связаны с некрасовской «формулой» Сенной площади.

Любители поэзии услышали варианты, написанные разными стихотворными размерами (напомним, некрасовский оригинал написан ямбом): хореем, дактилем, амфибрахием и анапестом.

Алексей Ахматов напомнил слушателям об авторской ответственности поэта и писателя за те слова, которые он употребляет. Член Союза писателей подчеркнул, что хотя великий русский поэт создал запоминающийся образ, оставшийся в веках, на самом деле Н. А. Некрасов отклонился от исторической правды. В Петербурге никогда не пороли женщин, а на Сенной никогда не было публичных телесных наказаний. И своим стихотворением Некрасов навлек тень на восприятие российской действительности.

Е. В. Лукин представил читателям свою «Историческую азбуку Санкт-Петербурга в стихах и картинках». Писатель отметил, что петербургским детям нужно, но очень трудно рассказывать о блокаде Ленинграда, и по ассоциации с ранее упоминавшимся рассказом М. Зощенко «Приключения обезьяны», прочел стихотворение из «Исторической азбуки» под названием «Цирк Чинизелли»: «Из цирка на Фонтанке Блокадною порой Сбежала обезьянка Под гром пороховой».

Писатели подарили библиотеке свои книги, в том числе Всемирную антологию памяти Александра Невского «Александр Невский – светоч земли русской». В сборнике приняли участие поэты и писатели из восьми стран мира.

Иллюстрации к сборнику выполнены питерским художником Владимиром Зениным, чью уличную выставку картин жители и гости Кингисеппского района могут увидеть до декабря на территории Ижорского музея в Вистинском сельском поселении (статья об этой выставке опубликована в «ВБ» № 44).

А директор центральной библиотеки, в свою очередь, преподнесла каждому гостю по прекрасному изданию книги Алексея Леонова «Солнечный сторож». К слову, Е. В. Лукин занимается творчеством А. Д. Леонова – писателя, имевшего прямое отношение к Кингисеппскому району и много лет проживавшего в деревне Большое Куземкино.

Под финал встречи заведующая отделом обслуживания Ленинградской областной универсальной научной библиотеки Елена Алексеевна Абаимова ознакомила гостей с книжной выставкой из фондов ЛОУНБ «Я песни Родине слагал…», посвященную жизни и творчеству Н. А. Некрасова.

А. Ульянова

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях