


30 ноября в Кингисеппском историко-краеведческом музее любители истории края собрались на лекцию «Жизнь города на страницах газеты «Плуг и молот» (1920-1927гг.)».
Лекция стала результатом исследовательской работы младшего научного сотрудника Кингисеппского историко-краеведческого музея Светланы Лукониной.
– «Плуг и молот» – первая кингисеппская (ямбургская) газета XX века, – рассказала в интервью «Восточному берегу» Светлана Николаевна. – При подготовке к лекции я изучила весь архивный материал типографии за 1920-1927 годы – первый фонд первой описи Центрального государственного архива литературы и искусства (ЦГАЛИ) в Санкт-Петербурге. Это 28 тысяч документов – огромнейший богатейший исторический пласт. Естественно, все материалы в одну лекцию не вместить, я расскажу лишь малую часть.
В архиве сохранилось абсолютно все. Даже можно узнать точную численность населения Ямбурга (Кингисеппа) по годам – с 1920 по 1927 годы статистику вела сама типография. А еще газета писала о том, как в уезде развивались промышленность, образование, пионерское и комсомольское движение, спорт, здравоохранение. Собственно, в ней изложена вся городская жизнь.
В исторический период после 1919 года, то есть, уже по окончании Гражданской войны, наш город не изучался. Его изучение возобновилось в 1930-е годы, а предыдущее десятилетие осталось скрытым. Жизнь города в 1920-е годы достаточно сложна для изучения, так как в нем было очень много людей, выезжавших из России – в Ямбурге в том числе был организован пограничный пункт пропуска для обладателей дипломатических паспортов.
Долгое время в городе действовал комендантский час, было запрещено ношение оружия (до 1925 года его изымали у населения), по всему уезду были запрещены азартные игры. Об этом и о многом другом как раз и рассказывают архивные документы типографии.
Интересно, что в ходе работы с архивом обнаружились некоторые моменты, в какой-то степени схожие с современной жизнью. Так, например, жители и 100 лет назад обращали внимание газеты на плохие дороги, грязные улицы, низкое качество выпекаемого хлеба, необходимость благоустройства городского парка.
Перед началом мероприятия в Лекционном зале музея играла популярная музыка 1920-х годов со старых виниловых пластинок – для настроения.
Во время презентации посетители смогли увидеть уникальные документы и фотографии, напечатанные в старейшей газете, часть из которых хранится в Кингисеппском историко-краеведческом музее, и услышать интереснейшие пояснения лектора.
В увлекательной форме Светлана Николаевна знакомила слушателей с неизученной историей родного города. Одно из самых главных событий – переименование Ямбурга в Кингисепп – отражено в газетной статье очень подробно. На пожелтевшей от времени странице можно прочесть такие строки: «Кингисепп умер. Но имя его будет жить и творить его дело. Ямбург отныне – Кингисепп. Как прежде из подполья, так теперь из-за «запретной» Советской границы это имя будет постоянно напоминать эстонской буржуазии об ее преступлениях против рабочих Эстонии, против трудящихся России. Имя Кингисеппа будет в то же время гарантией прочного мира и взаимной помощи между рабоче-крестьянскими массами этих двух соседних стран».
Нам, современным районным журналистам, корреспондентам «Восточного берега», особенно важно было узнать, чем жили наши предшественники – о чем писали, как озаглавливали статьи, где черпали информационные поводы, каким образом контактировали с читателями. Интересно, например, что уже в 20-е годы прошлого века существовала подписка на газету (к 1927 году 200 подписчиков было в городе, 1050 – в сельской местности).
Печатный орган Ямбургского Уездкома РКП (б) и Исполкома Советов выпустил свой первый номер 19 октября 1920 года с заголовком: «Плуг и молот» – пусть долго живет этот орган свободной мысли крестьян и рабочих Ямбургского уезда. Название газеты объяснялось тут же, в первом номере: плуг и молот олицетворяли два класса – рабочих и крестьян.
Типография ОТНАРХОЗа при Ямбургском (позднее Кингисеппском) Исполкоме и редакция газеты располагались в доме №16 по проспекту Карла Маркса. Издание выходило на русском языке, печаталось на четырех страницах, и поступало в продажу по субботам (иногда дополнительно по средам) тиражом от 700 до 2000 экземпляров. И только с 1924 года в газете стали указывать фамилию ответственного редактора – П. Барковский. С сентября по декабрь 1925 года эту должность занимал И. Кассель, а после него – вплоть до закрытия газеты в 1927 году – Вас. Вас. Павлов.
Корреспондентом «Плуга и молота» мог стать и пионер, и ветеран. Внештатники подписывались псевдонимами «Хлыст», «Очевидец», «Лишенный слова» и т.п. Гонорар за статьи они начали получать лишь с 1925 года. В 1926 году в газету писали 388 селькоров (в том числе 36 женщин), не считая рабкоров, погранкоров, юнкоров и др.
В газете печатались последние новости в духе времени: задачи управления и партии; отчеты съездов; передовой опыт и технологии в сельском хозяйстве; достижения коллективов; советы врачей; криминальная хроника; и даже, причем весьма нередко, – доносы. Менее всего освещалась культурная жизнь уезда, чаще всего поднимались сельскохозяйственные темы. Помимо статей о партийной работе на страницах советской газеты нередки нападки на церковь и священнослужителей.
С 1 мая 1925 года «Плуг и молот», физически оставаясь на месте, был передан в ведение «Ленинградской правды». В это время появились цензура и жесткая редакторская правка. Несмотря на высокие тиражи и популярность у населения, удержаться на плаву изданию не удалось – последний номер вышел 30 апреля 1927 года, а уже 6 мая газета была ликвидирована, а редакция закрыта.
Весь фонд типографии: ведомости, письма, клише, документы, квитанции, мебель, знамя и даже печать газеты поступили в архив города Ленинграда и составили 28000 экземпляров первого фонда первой описи.
Формируя документы для отправки в архив, сотрудники газеты «Плуг и молот», возможно, даже не подозревали, сколь важную историческую работы они совершают. Кингисеппский архив чудом уцелел в годы Великой Отечественной войны – ценнейший кладезь информации был сохранен благодаря решению ликвидационной комиссии сохранить его для будущих поколений.
Как верно подметила в завершение лекции С. Н. Луконина, история циклична – возможно, пройдет еще столетие, и кто-то из историков начнет изучать наше время. Как знать…
А. Ульянова