Опасный путь по Ладоге

Окончание. Начало в №№ 3, 4, 5

К 80-летию полного снятия блокады Ленинграда

Мы завершаем рассказ о героической, но малоизвестной истории самого боевого соединения Краснознаменного Балтийского флота времен Великой Отечественной войны – о Ладожской военной флотилии.

После событий 22 октября 1942 года, когда немецкие военно-морские силы безуспешно пытались захватить остров Сухо, вражеской активности на озере более не наблюдалось. Враг понес слишком большие потери и уже до конца войны оставался охранять «свое» северное побережье Ладоги. Периодически их малые корабли еще пытались вступать в скоротечные схватки с нашими дозорными катерами типа МО-4, но все это уже никак не влияло на функционирование большой и малой трасс водной Дороги жизни. Защита с воды была выстроена командующим флотилией адмиралом Виктором Чероковым основательно и настолько грамотно, что немцы и итальянцы стали выводить часть своих плавсредств с озера на другие театры военных действий, в частности на Балтику и в Финский залив. Они уже не видели никаких перспектив перерезать линию снабжения Ленинграда с помощью военно-морских сил, однако все еще активно задействовали авиацию, выполнявшую полеты над озером вплоть до 1944 года. Пилоты получали задания охотится за конвоями, одиночными судами, а также в составе большого количества бомбардировщиков осуществлять налеты на порты Осиновца и Кобоны. К этим действиям противника готовилось наше ПВО на земле и истребители в небе. Защита района перевозок Ладожской военной флотилии постоянно улучшалась: появились новые самолеты, включая иностранные образцы, полученные по ленд-лизу, на всех плавсредствах ставились дополнительные зенитные автоматы, а на берегу разворачивались новые противовоздушные батареи. Из-за плотности огня немцам пришлось переместить свою охоту на корабли с малой водной трассы на большую – туда, где ходили крупные конвои снабжения блокадного Ленинграда. Слишком рискованными стали полеты над Шлиссельбургской губой, где по воде от Осиновца до Кобоны по 30 километрам пути курсировали малые баржи, тендеры и буксиры.   

К зиме 1942-1943 годов Ладожская военная флотилия подготовилась хорошо и планово ушла зимовать на свои базы. В дело вступила ледовая трасса Дороги жизни, но холода в том году настали поздно. Поэтому только 20 декабря по озеру смогли пойти первые гужевые обозы и уже позже, когда лед укрепился (почти под Новый Год), к работе приступили грузовики. Также по Ладоге начали прокладывать трассу железной дороги, чтобы обеспечить еще более интенсивные перевозки для города, Балтийского флота и Ленинградского фронта. Но 18 января 1943 года в результате операции Красной Армии под кодовым названием «Искра» блокада была прорвана на участке шлиссельбургско-синявинского выступа, образовав небольшой проход шириной 8 километров вдоль берега Ладожского озера. Поэтому железную дорогу стали спешно прокладывать по суше от станции Шлиссельбург до станции Поляны с временным мостовым переходом через Неву. В народе эта трасса получила название «Дорога победы», а железнодорожники прозвали ее «коридором смерти», так как на некоторых своих участках она проходила в 4 километрах от немецких позиций. Враг обстреливал паровозы и пути, поэтому только ночью было возможно сообщение «большой земли» с Ленинградом. Из-за постоянных простоев составов и повреждений от немецкой артиллерии «Дорога победы» так и не смогла полноценно использоваться. Из-за этого в новую навигацию 1943 года Ладожская флотилия была задействована полностью в снабжении уже деблокированного, но продолжавшего нуждаться в припасах Ленинграда. Все речные и озерные суда были заняты перевозкой в еще больших объемах, нежели в предыдущем году. Военные же корабли теперь не только охраняли конвои, перевозили на своем борту грузы, но и стали теснить остатки флота немцев и финнов, занимаясь боевыми операциями уже и в северной части Ладожского озера.  

В этом нашей флотилии начали помогать подводные лодки. Удивительно, но субмарины под говорящим названием «Малютка» в количестве двух штук были переброшены на Ладогу, чтобы действовать в более глубокой северной части озера. Их перевозили на спаренных платформах ночью в условиях строжайшей секретности. Железнодорожники совершили очередной подвиг, доставив такой негабаритный груз в целости из Ленинграда до самой воды озера. В задачи подводных лодок входило только наблюдение, разведка и поддержка диверсионных групп. В бой им вступать запрещалось, так как командование флотилии хотело как можно дольше сохранять секретность их переброски.

А катерам и кораблям наоборот – вступать в бой разрешалось, так как задачей надводного флота стало постоянное беспокойство финских войск на берегах Ладожского озера. Высадки десантов на острова, беспокоящий огонь по скоплению живой силы и техники стали рутиной для флотилии в навигацию 1943 года. Это вынудило противника занять оборону и по побережью, оттянув сухопутные войска от удержания своих важных рубежей в Карелии.

27 января 1944 года в результате операции Красной Армии под кодовым названием «Январский гром» («Нева-2») была полностью снята блокада Ленинграда. Освобождение важных железнодорожных узлов во Мге, Любани и Чудово восстановило полноценное сообщение города со всей страной. Теперь необходимость в поставках грузов по воде отпала, но осталась еще одна последняя и важная задача для моряков Ладожской военной флотилии – выведение из войны Финляндии и полная очистка берега озера от врага. Это привело к проведению самой успешной за всю Великую Отечественную войну высадки на вражеский берег – Тулоксинской десантной операции 23 июня 1944 года. Она проходила в рамках Свирско-Петрозаводской наступательной операции Красной Армии. Задачей моряков была доставка в тыл противника пять тысяч бойцов, чтобы сломить сопротивление финнов на участке фронта у реки Свирь.

78 кораблей, катеров и транспортов Ладожской флотилии были задействованы в этом десанте, который проходил между реками Тулокса и Видлица. С минимальными потерями, пользуясь фактором внезапности, удалось закрепиться на берегу озера, потеснив вражеские отряды. Также были захвачены важные дороги, связывающие финские подразделения с тылом. В результате высадки противник вынужден был отступать, бросая тяжелое вооружение, что привело к полному краху обороны и общему успеху наступления Красной Армии. Уже 28 июня был отбит Петрозаводск, а позже освобождено 47000 квадратных километров территории, где находилось свыше 1000 населенных пунктов. В итоге финские войска потерпели сокрушительное поражение и начали с августа 1944 года переговоры о выходе из войны. По результатам Тулоксинской десантной операции Ладожской военной флотилии был присвоен орден Красного Знамени.

Так как 19 сентября 1944 года Финляндия подписала Соглашение о перемирии и Ладожское озеро вновь стало внутренним водоемом Советского Союза, надобность в огромном флоте на этом бывшем театре военных действий отпала. После завершения траления силами флотилии от мин реки Невы начался процесс расформирования и перевода личного состава и кораблей на другие важные направления. Поэтому часть десантных тендеров отправилась на Юг и Север, часть высвободившихся барж и буксиров вернулась обратно в Северо-Западное речное пароходство для работы в народном хозяйстве. Но офицерский костяк флотилии с самыми боеспособными кораблями отправился в Ригу, где формировалась база флота. Война с Германией и ее оставшимися союзниками все еще продолжалась, поэтому бывшим ладожанам и их кораблям пришлось воевать на Балтике до 9 мая 1945 года.

Таким образом в серии статей «Опасный путь по Ладоге» мы кратко проследили путь самого боевого соединения Краснознаменного Балтийского флота – Ладожской военной флотилии. Она сделала в свое время невозможное – смогла снабжать по бурным водам Ладожского озера под прицелом врага блокированный город-фронт Ленинград. Подвиг моряков и офицеров долгое время был незаметен на фоне самой известной ледовой трассы – Дороги жизни. Однако совокупностью объема грузоперевозок, технологическая сложность и умение воевать на море с врагом, ставит именно Ладожскую флотилию на первое место в деле обеспечения блокадного города. В память об этом в 1972 году на берегу озера в Осиновце был построен музей «Дорога жизни», который по большей части посвящен именно водной трассе, которую нам, потомкам тех героев-моряков, еще предстоит полноценно изучить и описать.

Г. Ожегов

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях