С 23 сентября стартовал школьный тур предметных олимпиад. По его результатам происходит отбор на региональный и федеральный этапы. В интеллектуальной борьбе кингисеппским школьникам помогает Муниципальный олимпиадный центр (МОЦ) «Орбиталь» – структурное подразделение Центра информационных технологий.
О том, как это организовано и работает, «Восточному берегу» рассказали директор Центра информационных технологий Галина Анатольевна Пинчук и руководитель МОЦ «Орбиталь» Марина Михайловна Авраменко:
– Муниципальный олимпиадный центр работает с января 2024 года в соответствии с Планом мероприятий («Дорожной картой») «Развития олимпиадного движения в системе образования Кингисеппского муниципального района на 2024-2028 годы». На МОЦ возложена миссия усиления качества подготовки участников регионального тура всероссийской олимпиады школьников и малой региональной олимпиады.
Первый этап школьной олимпиады по экологии начинается уже 23 сентября. А это значит, что проявятся результаты нашей девятимесячной работы. Все методы, которые применяются в центре, для нас были новыми. Летом в профильных лагерях мы охватили 575 детей. Из них 36 человек прошли летний интенсив.
С сентября по май будут работать муниципальная «Олимпиадная школа» и «Медиацентр» на базе ЦИТ (КСОШ № 5). Школьные олимпиадные центры «делятся» друг с другом недостающими педагогами – это хорошая практика. Мы благодарим коллег, согласных готовить к олимпиадам учащихся не только своих школ. Благодарим родителей, которые поддерживают и подбадривают юные таланты.
Олимпиады проводились и раньше, но они были только на плечах школ. Сейчас подключились муниципальные и региональные силы и добавились новые виды работы. Как оказалось, очень интересные и полезные.
Наша гордость – ребята из Пустомержской школы: после совместной подготовки и выступления на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников Эльвина Бикташева поступила в Специализированный учебно-научный центр (Школу им. А.Н. Колмогорова) при МГУ, а Кирилл Гриневич – в школу «Президент».
Подготовка к олимпиадам
Она идет по нескольким направлениям. Во-первых, это региональные выездные образовательные сессии и дистанционные предметные курсы через «Медиацентры» проводит сам организатор – Центр «Интеллект». Во-вторых, МОЦ организована «Олимпиадная школа», реализуемая в течение учебного года как дополнительное образование за счет часов ЦИТ.
– Для нас это будет первый опыт, – отметила Г. А. Пинчук. – Более того, здесь требуются только педагоги высшей квалификации, готовые принять на себя эту дополнительную нагрузку. Поэтому по всем предметам найти учителей невозможно.
– Однако нам удалось организовать занятия по шести дисциплинам: химия, экология, биология, обществознание, информатика и английский язык, – сообщила М. М. Авраменко. – Две из них – экология и биология – будут локально проходить в ивангородских школах, остальные – в кингисеппских. На данный момент все группы, кроме английского языка, укомплектованы.
Еще один вид работы МОЦ – это внешкольные интенсивы: курсовые 18-часовые предметные подготовки в каникулярное время за счет привлеченных благотворительных средств от фонда «Достойным – лучшее», ориентированного на поддержку одаренных детей.
– Один из них мы уже провели зимой, второй – летом, третий запланирован на ближайшие осенние каникулы, – рассказала Галина Анатольевна. – Во время летнего интенсива велись занятия по четырем предметам: русский язык, математика, химия и биология. В него также были включены две поездки в вузы Санкт-Петербурга. Мы посетили Электротехнический университет (СПбГЭТУ «ЛЭТИ») и Горный университет, где нам продемонстрировали учебные аудитории, лаборатории и великолепные музеи.
Самое главное, что мы поняли – олимпиадников мы привезли туда не зря! Экскурсия по Горному музею объединила сразу несколько предметов. Там мы получили сведения не только по минералам, но и по химии, биологии, истории, географии и обществознанию. А в Мемориальном музее А.С. Попова в ЛЭТИ – по физике. Охват колоссальный!
Главный вопрос, который задавали ребята вузовским педагогам: что дает олимпиада при поступлении? И полученные ответы показали, насколько важны результаты олимпиадного движения для будущих абитуриентов. Но желательно не «разбрасываться», а определиться с конкретным предметом.
В Москву – за знаниями
Летний интенсив завершился выездом пяти воспитанников МОЦ «Орбиталь» в московскую летнюю школу в лагере ООО «Коалиция» (также за счет привлеченных благотворительных средств). Егор Соколов был направлен на программу «Экспериментальная химия для 7-8-х классов»; Дарья Гладышева обучалась истории; в летнюю выездную школу по олимпиадному обществознанию попали Алексей Скидан, Виктория Орлова и Виктория Антипичева. Все они являются победителями или призерами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по соответствующим предметам и мотивированы на достижение высоких результатов.
«Коалиция» представляет собой онлайн-школу по подготовке ко Всероссийской олимпиаде школьников, перечневым олимпиадам, ЕГЭ и ОГЭ при поддержке Ассоциации победителей олимпиад и Центра педагогического мастерства. Занятия проходят у лучших педагогов страны, среди которых олимпиадные тренеры, члены жюри олимпиад, молодые ученые и преподаватели МГУ, НИУ ВШЭ и МГИМО. География мероприятия впечатляет – вся страна!
– Мы отправляли детей почти «в никуда», совершенно не имея представления о том, как организована «Коалиция», – прокомментировала Г. А. Пинчук. – Поэтому нам крайне важны их подробные отзывы и впечатления.
К нашей беседе присоединился гимназист Алексей Скидан, впервые рассказавший о «Коалиции» из первых уст:
– По обществознанию в летней школе было два отряда. В нашем было трое кингисеппцев, ребята из Хабаровска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, а одна девушка – из российского посольства в Китае. До сих пор общаемся в общем чате.
Мы жили на базе, напоминающей студенческое общежитие. Отдыхать или «зависать» в телефоне было некогда – занятия шли по три пары в день (полтора часа – достаточно удобный формат для лекции). И на протяжении всей смены – различные мероприятия: спектакль, дискотека, бизнес-день и т.д. В предпоследний день были очень интересные командные дебаты.
В дисциплину «обществознание» входили такие предметы, как экономика, международное право, государственные идеологии. Преподаватели в основном молодые, они с нами были на одной волне. Мне интереснее всего было слушать лекции о российской монархии. Это то, что мы сейчас проходим в школе. В последний день мы две пары писали итоговый тест.
В восьмом классе нет регионального этапа олимпиады. Сейчас я перешел в 9-й класс и хочу участвовать в олимпиаде по обществознанию. В прошлом году я также был призером по литературе, по истории, по географии и по физике. Летом готовился к олимпиаде по русскому языку. Дело в том, что в гимназии в старших классах два направления. И я готовлюсь к обоим. А какое выберу – покажут баллы ОГЭ.
Этим летом я побывал в нескольких лагерях. Хочу поблагодарить за поддержку моих педагогов и родителей. А ребятам, которые поедут на следующую смену в «Коалицию», хочу посоветовать тщательно собирать все необходимое. Если я еще раз поеду, возьму с собой гитару!
А вот что рассказала «Восточному берегу» в телефонном интервью Виктория Орлова:
– В течение трех дней мы проходили различные аспекты обществознания и права: гражданское право, международное, экономика и так далее. Весь пройденный материал закрепило тестирование. На итоговом мероприятии всем участникам смены были вручены сертификаты об обучении, памятные блокноты, ручки, футболки и брендбуки «Коалиции».
На самом деле мне очень понравилось в школе. Я уже давно выбрала предмет «обществознание» для сдачи ЕГЭ. Приглашенные вузовские преподаватели – мастера своего дела! Они так глубоко раскрывали каждую тему, что мы чувствовали себя настоящими студентами. Такого в школе не узнаешь – информацию хотелось впитывать, как губка.
Конечно, хотелось бы съездить еще и на русский язык, английский или литературу – эти предметы мне пригодятся для поступления в вуз по выбранной специальности. Теперь с нетерпением жду следующей возможности, чтобы продолжить обучение. Это безумно увлекательно!
Идея нового проекта
– Таким образом на сегодня мы обеспечили себе поддержку со стороны благотворительного фонда «Достойным – лучшее», – сказала в заключение Г. А. Пинчук. – Внешкольные интенсивы будут проводиться на регулярной основе. Поездка в летний выездной лагерь «Коалиция» будет организовываться один раз в год в качестве награды для тех, кто показал наиболее ощутимые результаты. Ведь Фонд оплачивает полностью обучение, проживание, питание участников (это 50-70 тысяч рублей), а также их доставку к месту и проезд сопровождающих.
А у нас зародилась идея нового проекта. При подготовке к августовскому Педагогическому совету я еще раз просмотрела статистику автоматизированной информационной системой АИС «Олимпиады». Это наша разработка и создавалась она еще в бытность мою заместителем директора Кингисеппской гимназии.
В этой программе содержатся сведения об участниках предметных олимпиад всех школ Кингисеппского района, начиная с 1992 года. Системе, как и гимназии, уже 32 года. И ведь теперь у нас есть возможность проследить творческий и профессиональный путь всех наших «олимпиадников»! Мы хотим поставить эту задачу перед школьными олимпиадными центрами – и это будет крайне интересный результат.
А. Ульянова