Открыть себя миру

АНО «Три кита» и Театр «Картонный дом» завершили в Кингисеппском районе гастроли проекта «Театральная мозаика: цикл иммерсивных спектаклей», осуществленного при поддержке «Акселератора социальных инициатив» и Фонда Мельниченко. Основная цель проекта – познакомить детей, живущих в сельских поселениях, с миром искусства и расширить кругозор юных зрителей, мотивируя их заниматься творчеством.

С создателями проекта Лесей Кропачёвой и Сергеем Маркеловым мы познакомились ровно год назад (см. «ВБ» №17 за 3-9 мая 2023 года, стр. 12, статья «Театр уж полон»). Тогда артисты гастролировали по четырем поселениям Кингисеппского района: Котельскому, Пустомержскому, Вистинскому и Фалилеевскому. Их появление повсеместно встречали на ура. И в этом году их приезда ждали, как возвращения старых друзей.

– Леся Валерьевна, чем 2024 год отличается для вашего театра от 2023 года?

– В прошлом году мы показывали кукольные спектакли и рассказывали об истории театра, начиная от площадного Петрушки и Рождественского вертепа. В этом году у нас совершенно другой проект, в который вошли спектакли «Разноцветные истории», «Ящик с игрушками», «Веселый калейдоскоп» и мастер-класс «Театральная мастерская». Мы говорили с детьми о разных видах искусства, углубляясь и в музыку, и в живопись. Рассказывали, как они находят отклик в театральном искусстве.

– Как это работает?

– Театр становится неким «мостиком» в восприятии других жанров. Например, мы играли кукольный балет Клода Дебюсси «Ящик с игрушками» – с помощью кукол говорили с детьми о музыке и о балете.

А в спектакле «Разноцветные истории» затронули тему изобразительного искусства: для передачи определенной идеи или настроения совсем не обязательно обладать всей палитрой красок – иногда для создания целой картины достаточно одного цвета.

По сюжету спектакля цвета поначалу спорили между собой, кто из них главнее. А затем все вместе создали прекрасную картину. Получился своеобразный «урок толерантности» – терпения и уважения друг к другу.

– О чем еще можно говорить через театр?

– Обо всем! Мы говорили и о социализации человека, и о возможностях самовыражения с помощью литературы, живописи, музыки, танца. В одном из наших кукольных представлений под названием «Веселый калейдоскоп» в шуточной форме дети путешествовали по разным сценическим площадкам: смотрели кордебалет в мюзик-холле, слушали концерт в Филармонии, наблюдали за выступлениями артистов на арене цирка.

– В этом году вы вновь получили грантовую поддержку?

– Да. Фонд Мельниченко в основном поддерживает научные проекты. Наша программа заинтересовала, так как имеет отношение к образовательному процессу, пусть и не в плане точных наук. Мы реализуем один из немногих гуманитарных проектов, получивших поддержку Фонда.

Мы очень благодарны кураторам, которые приезжали из Москвы, чтобы посмотреть, как проходит наш проект. Нам было приятно, что Фонду не все равно, как именно реализуются выделенные им деньги. Порадовала высокая оценка формата нашего проекта – как мы работаем с ребятами, в чем выражается заявленная нами иммерсивность спектаклей.

– Кстати, а что такое «иммерсивный спектакль»?

– Это спектакль с участием зрителей, после которого у них остается определенный опыт. Например, во время «Театральной мастерской» можно потрогать весь реквизит, подняться на сцену. Мы обсуждали спектакль, дети примеряли на себя роли персонажей, зрителей, критиков, пытались пантомимически передать тот или иной цвет, пластически выразить настроение.

Заодно мы говорили с ними и о культуре восприятия. Идя в театр, нужно подготовиться. Так, чтобы понять балет, необходимо прочесть либретто. И тут мы разъясняли многие театральные термины – что такое аншлаг и антракт, чем комедия отличается от трагедии, кто такие драматург и режиссер, художник и бутафор.

И заканчивался мастер-класс тем, что ребята вместе со мной играли целое представление, состоящее из множества миниатюр, по сказке Дональда Биссета «Под ковром».

– Вы вновь посетили те же поселения, что и в прошлом году. Как вас встречали?

– Встречали замечательно! И есть желание продолжить эту практику. Активнее стали школьные учителя, которые приводили больше ребят. Несмотря на то, что проект рассчитан в основном на начальные классы, к нам пришли даже семиклассники.

– Что-то особенное запомнилось?

– Во время этюдов с цветом в Пустомерже одному из участников по жребию достался серый. Он попросил подсказку – как его сыграть. Я предложила ему отряхнуть брюки. И когда в зале закричали: «Это пыль, пыль! Это серый цвет!», он был просто ошеломлен. Он увидел, как важно быть внимательным, как простой жест может дать много информации.

В Котельском ДК мы проводили мастер-класс в фойе. Среди ребят оказался один непоседа, которого я вызвала на сцену, чтобы предложить игру – назвать подряд пять слов на первую букву его имени. И теперь дети могут играть так на переменке в школе, постепенно увеличивая количество слов.

В Фалилеево нам удалось «расшевелить» детей, которых там считали тихонями. Во время последней встречи ребята с нашей помощью преодолели смущение и наперебой тянули руки, прося вызвать их на сцену. Удивительное превращение! Ребенку становится важнее совершить самостоятельное действие, а не думать, что про него скажут.

В Вистино дети поразили меня тем, как во время «Театральной мастерской» они стремились отвечать на вопросы, как серьезно подошли к разбору спектакля, как хорошо запомнили все, чему у нас научились. Это было очень красиво!

– Каковы ваши планы на будущее?

– Мы уже составили новый проект и надеемся на поддержку. Хочется вернуться в родной Волосовский район и продолжить общение с Кингисеппским районом, охватить и другие поселения.

Помимо театра мы организовали передвижную художественную выставку картин «наивного» направления художников-любителей старшего поколения. Пока она прошла только в Торосово, но нас уже приглашает Пустомержа.

Пусть дети видят, что преодолеть себя, открыть себя миру можно в любом возрасте.

А. Ульянова

Фото предоставлено АНО «Три кита»

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях