Отходы бытовые и коммунальные: подробно о насущном, важном, ежедневном

2029-050

Десять месяцев прошло с того дня, как Кингисеппский район официально вступил в реформу в сфере обращения с отходами, которую мы в просторечии называем «мусорной». Время идет, а вопросы остаются. Еще раз рассказать о реформе мы попросили заместителя главы администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» по ЖКХ, транспорту и экологии Евгения Павловича Смирнова.

Между двумя рассматриваемыми понятиями отходов – ТБО и ТКО – поставлен знак равенства 

– Деятельность человека неизбежно влечет накопление отходов и необходимость их утилизации. Связанные с этой сферой правоотношения подробно регламентированы законодательством. В частности, строго регулируется порядок деятельности, связанной с утилизацией отходов, ответственность за нарушения в этой сфере и т. д. Основным нормативным актом, регулирующим этот вопрос, является федеральный закон от 24 июня1998 года № 89-фз «Об отходах производства и потребления».

– Евгений Павлович, ранее, до реформы, когда речь заходила о сборе и вывозе мусора, «на языке» была аббревиатура ТБО (твердые бытовые отходы), теперь же и в разговорах, и в счетах за жилищно-коммунальные услуги – ТКО (твердые коммунальные отходы). В чем разница?

– Действительно, давайте разберемся с терминологией.

Начнем с того, что оба этих понятия – и ТБО, и ТКО – прописаны в законодательстве.

Твердые бытовые отходы (ТБО) – это отходы потребления, образующиеся у населения при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Как следует из Концепции обращения с ТБО в Российской Федерации, к ним относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смёт, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупногабаритные отходы.

ТБО образуются из двух источников – жилых домов и административных зданий, учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и прочее).

Твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. ТКО образуются при уборке территорий городских и сельских поселений – например, мусор и уличный смёт, отходы от уборки территорий кладбищ, прибордюрной зоны автомобильных дорог и т. п.

В Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ между двумя рассматриваемыми понятиями отходов – ТБО и ТКО –поставлен знак равенства.

Новая система обращения с ТКО

– C 1 янвapя 2019 гoдa в Poccии стартовала реформа в сфере обращения с ТКО. Ее ключевые задачи – переход от захоронения к переработке (вторичному использованию отходов) и контроль транспортных потоков в целях решения проблемы несанкционированных свалок. На территории Ленинградской области переход на новую систему обращения с отходами происходил поэтапно, Кингисеппский муниципальный район включился в проект 1 ноября 2019 года.

В соответствии с приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20 декабря 2019 года № 608-п, единый тариф на услуги Регионального оператора по обращению с ТКО на 2020 год был снижен по сравнению с первоначально установленным на 11,76 процента и составляет 4.926,89 рублей за тонну (НДС не облагается). В указанную сумму входит не только плата за вывоз мусора, но и контроль на всех этапах обращения с ним.

Таким образом, в 2020 году за вывоз ТКО мы платим 5,6 рубля за один квадратный метр площади в месяц, если проживаем в многоквартирном жилом доме, и 331,29 рубля в месяц за домовладение на селе или в городских микрорайонах частной жилой застройки.

– Есть ли льготы на оплату услуг по сбору и утилизации ТКО?

– Да, есть.10 июля 2019 года Законодательным собранием Ленинградской области в третьем чтении принят областной закон «О внесении изменений в областной закон «Социальный кодекс Ленинградской области», установивший меры социальной поддержки по оплате за обращение с ТКО. Этот закон, во-первых, предусматривает ежемесячную денежную компенсацию части расходов на оплату за обращение с ТКО собственникам и нанимателям жилых помещений пожилого возраста: гражданам 70 лет и старше – в размере 50 процентов от платы за обращение с ТКО, приходящейся на их долю, 80 лет и старше – в размере 100 процентов от платы за обращение с ТКО, приходящейся на их долю.

Во-вторых, законом установлена ежегодная выплата на компенсацию расходов на оплату за обращение с ТКО малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам), имеющим среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Ленинградской области.

За предоставлением указанных компенсаций собственники (наниматели) жилых помещений, достигшие 70 и 80 лет, и малоимущие семьи (или малоимущие одиноко проживающие граждане) могут обратиться в филиал ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» по месту проживания.

Гражданам льготных категорий обращаться за назначением ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату за обращение с ТКО не требуется. В частности, федеральным льготникам (инвалидам, ветеранам войны, чернобыльцам и др.) затраты на оплату за обращение с ТКО компенсируются в общей сумме на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а региональным льготникам (ветеранам труда, ветеранам военной службы, сельским специалистам и пенсионерам из их числа, многодетным семьям), увеличен размер ежемесячной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Более подробно с информацией по льготам можно ознакомиться на официальном сайте Комитета по социальной защите населения Ленинградской области http://social.lenobl.ru/

– К сожалению, региональным оператором пока никак не используется практика сигнальной системы сбора мусора, которая успешно применялась в Кингисеппском районе до вступления в реформу. Есть ли у жителей частного сектора другие варианты сбора ТКО, помимо больших контейнеров, установленных в сельских населенных пунктах и городских микрорайонах индивидуальной жилой застройки?

– Да, у вас может быть собственная площадка. При желании граждане, проживающие в индивидуальных жилых строениях, имеют возможность оборудовать собственную площадку накопления ТКО на территории своего земельного участка и использовать индивидуальный контейнер.

Но есть обязательное условие: площадка должна быть согласована с органами местного самоуправления и включена в реестр. Муниципальные услуги «Согласование создания места (площадки) накопления ТКО» и «Внесение в реестр сведений о создании места (площадки) накопления ТКО» предоставляются администрацией МО «Кингисеппский муниципальный район» на безвозмездной основе, то есть, бесплатно. Проекты административных регламентов указанных муниципальных услуг размещены на официальном сайте администрации www.kingisepplo.ru (раздел «Нормативные документы»).

В завершение – о преимуществах новой системы

– Автоматизированная система «контроль и учет отходов» отслеживает движение мусоровозов, оснащенных датчиками спутниковой системы ГЛОНАСС. На полигонах строго контролируется объем поступающих отходов, а перевозчик получает плату только за ТКО, поступившие на лицензированные полигоны. Таким образом решается проблема незаконных свалок. Кроме того, новая система обращения с отходами исключает возможности для работы «теневых перевозчиков».

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”