В Котельском культурно-досуговом комплексе подобралась и трудится сплоченная команда единомышленников – творческих ярких личностей, увлеченных непростым общим делом. В № 44 за 10-16 ноября 2021 «Восточный берег» писал о директоре КДК, Евгении Григорьевне Николаевой. В этот раз мы пообщались с человеком, чья профессия – в принципе редкость для сельского Дома культуры в Ленинградской области. Знакомьтесь – звукорежиссер Максим Геннадьевич Боцман.
В стране музыкантов
Наш собеседник молод, инициативен и находчив. При этом у него за плечами непростой опыт и разнообразные творческие и жизненные перипетии. Ему довелось поработать в разных местах, условиях и даже эпохах. Как это произошло? Попробуем выяснить.
– Максим, Вы помните 90-е годы?
– Помню. Дискотеки, «Modern talking», сборища пацанов в подвалах, игры в лапту. Лапта – это классно! То время современной молодежи уже не понять.
– Вы рано стали заниматься музыкой?
– В школе. Мы жили в Ставропольском крае, в Зеленокумске. Я был барабанщиком в группе под названием «Iperion», выступавшей в стиле «мелодик симфо блэк-метал» (Melodic/Sympho Black Metal). Мы были востребованы, но потом разбежались – кто на Север, а кто и в Питер. Это как раз и был я, уехал в 2013 году с целью развиваться в музыке как автор-исполнитель, поработать барабанщиком, звукарем. Решил, что в «стране музыкантов» обрету себя. Но поначалу не особо справлялся. Записал один удачный трек, но сейчас права на него принадлежат другим людям.
– Вам кто-то помогал тогда?
– Материально нет. Но морально всегда поддерживала мама, верила в меня, говоря: «Ты сможешь все, даже то, во что сам не веришь». И я смог, и сейчас рядом со мной любимые люди.
Эпоха семьи
– Любимые люди – это Ваша семья?
– Конечно! Жена и дочери-близнецы. Эпоха семьи наступила в моей жизни в 2018 году. Мы с супругой оба приезжие, но профессии у нас разные. Весь успех моей работы – это семья.
– Будете учить своих детей музыке?
– Не хочу, чтобы дочери шли в эту профессию, потому что подобная работа становится на первое место в жизни, а они девочки, для них семья будет важнее. Постараюсь дать им правильное напутствие.
– Настолько категоричное «нет»? Почему?
– Если ты музыкант – ты индивидуум. Один шаг – и уже переступил черту: семья нуждается в тебе, а ты весь уходишь в работу. По себе знаю. Каждому человеку что-то дано Богом: один – музыкант, другая – швея, третий – тракторист… Конечно, если у детей таланты проявятся, ничего не поделаешь, но специально музыке учить их не буду.
Важна не гордость, а опыт
– Каким ветром, простите, Вас занесло в Котельский?
– В августе 2014 года мы с другом приехали работать в сельскохозяйственную компанию АО «Котельское». Друг работал энергетиком, а я – сантехником, захотелось попробовать себя в кардинально новой профессии. Паралельно начал работать в КДК и осознал, что кроме звука больше заниматься ничем не хочу.
– А как попали в КДК?
– Пришел по объявлению «требуется диджей». Был занят по субботам на дискотеках, потом Светлана Александровна Кудрявцева, специалист по жанрам творчества, стала просить меня участвовать в театральных постановках в качестве звукорежиссера, но ставки такой в КДК не было, и я принял решение уехать в Москву. Некоторое время работал там.
– Есть ли какой-то яркий московский эпизод, которым Вы гордитесь?
– Мне довелось быть помрежем на концерте Сергея Лазарева на Красной площади в 2017 году. Но здесь важна не столько гордость, сколько ценный опыт работы в звукорежиссуре. Я тогда понял, что и это смогу. Но в столице не задержался, вернулся в Котельский.
– Почему все-таки вернулись?
– Здесь сыграло роль время. У людей есть такая особенность в жизни – время, которого не вернуть.Наступает момент, когда время ты меняешь на деньги, и это не должно делаться понапрасну. Евгения Григорьевна взяла меня на работу, на маленькую зарплату, но сейчас я этому рад. Я стал вносить в нашу деятельность кое-какие новшества, она это заметила и добилась для меня официальной ставки и должности «звукооператор».
Аппаратура есть, людей нет
– В сельских Домах культуры у звуковиков практически нет ставок. А аппаратура есть?
– Аппаратура есть. Например, у нас в Котельском КДК профессиональная звуковая аппаратура появилась в 2019 году благодаря помощи депутата Законодательного собрания Ленинградской области Дмитрия Владимировича Ворновских. Но людей, способных профессионально управлять пультом, в сельских Домах культуры практически нет, звуковиков в штат не берут, а если у аппаратуры нет «хозяина» – петь она не будет. Поэтому, конечно, хоть полставки должно быть в каждом Доме культуры.
– В чем состоит ваша роль?
– Нет звукаря – нет песни. А ребята сейчас имеют возможность выступать как вживую, так и онлайн на значимых конкурсах, в том числе и международных. И побеждать, как показывает опыт наших воспитанников. Но песню нужно представить, прежде всего – качественно записать.
– Я знаю, что Вашу работу директор Дома культуры оценивает очень высоко.
– На самом деле у нас классный Дом культуры, а наш директор – это запал, фитиль, который не угасает. Другого руководителя даже не представляю себе. Мы постоянно спорим по разным поводам, но в творческом отношении сходимся. Евгения Григорьевна не знает, как работает звуковой пульт, поэтому постоянно в шутку напоминает, что я незаменим: «Смотри, не заболей!» Когда я вернулся в КДК, она научила меня доверию – самому главному, что есть в командной деятельности.
Если нашел свое дело, выгорание не грозит
– А есть у Вас в жизни учителя с большой буквы?
– В шестом классе мой талант заметила учительница музыки Светлана Анатольевна Мищенко. Она стала заниматься со мной после уроков на синтезаторе, но как только я увидел ударную установку, понял, что хочу играть именно на ней. Преподавательница удивилась, но поддержала меня в этом выборе.
А после окончания училища моим учителем стал Павел Валерьевич Ляшенко, с которым мы создавали «Iperion». Он не только научил меня слышать и играть «мелодик симфо блэк-метал», но и в жизни до сих пор чему-то учит, уже целых двенадцать лет. Наша группа – это не просто опыт игры в таком стиле, но и маленькая семья, с которой мы до сих пор вместе и, несмотря на то, что живем на расстоянии двух с половиной тысяч километров друг от друга, никто и ничто нас не разлучит. Как сказано в культовой саге, «вместе до конца».
– Как Вы воспринимаете звук?
– Я не слушаю звук, я его чувствую, и это дает мне жизнь. Это кайф.
– Выгорания не опасаетесь?
– Думаю, оно мне не грозит. Ведь если человек на своем месте, выгореть он не может. Если нашел свое дело – будешь гореть, но не выгоришь.
– Что скажете нашим читателям?
– Приходите к нам, приезжайте! Без вас наша работа была бы пустой – только тогда она имеет смысл, когда делается для вас. И еще: верьте в мечту!
Кто не идет вперед, тот движется назад
– Есть сейчас в КДК какой-нибудь новый музыкальный проект?
– Мы начали играть с руководителем вокальной студии «Гармония» Александром Дмитриевичем Гончаром. Он – на бас-гитаре, я – на барабанах. И обнаружили, что сыгрываемся. Тогда на базе Дома культуры образовали кружок, начали заниматься с ребятами и создали группу. Александр Дмитриевич добивается результатов от музыкантов и вокалистов, и без него никакой проект не состоялся бы.
– Каким составом выступаете?
– Нас семеро: два гитариста, басист, клавишник, барабанщик и две солистки.
– Какой репертуар у вашей группы?
– На сегодня это песни Виктора Цоя. Например, «Группа крови» в исполнении дипломантки I степени в номинации «Эстрадный вокал до 6 лет» международного конкурса-фестиваля искусств «ART-Континент» Александры Ушаковой.
– Но ведь она еще малышка, откуда такой выбор солистки?
– Мы решили, что это будет очень необычно, да и голоса обеих девочек, Саши Ушаковой и Ольги Войтюшко, хорошо вписываются в наш репертуар. Отсюда и название группы – «Не ждали».
– Получается, что группа сборная – и дети, и взрослые?
– Александр Дмитриевич сейчас «воспитывает» басиста и барабанщика, чтобы они нас с ним заменили. В силу возраста и опыта он предпочитает оставаться руководителем, а меня ждет пульт и управление звуком, так как разорваться не получается. Что ж, скоро ждите наших выступлений.
– Максим, возможно, Вы уже сформулировали для себя жизненное кредо?
– Кто не идет вперед, тот движется назад – статичного положения не бывает.
А. Ульянова