Пластинку кружит патефон

В субботу, 21 января, в читальном зале Кингисеппской центральной городской библиотеки состоялся концерт эстрадно-вокальной студии «Весна» Большелуцкого центра культуры, досуга, спорта и молодежи под руководством Натальи Тетериной.

Студия «Весна» образовалась в марте 2009 года и с тех пор успешно выступает на культурных площадках Кингисеппского района. Участники студии наработали большой репертуар сольных номеров, дуэтов и трио.

«Сегодняшняя наша встреча с читателями и слушателями «Старая пластинка» посвящена давно ушедшей эпохе: это двадцатые, тридцатые, сороковые довоенные годы прошлого столетия, – сказала перед началом Наталья Николаевна. – Мы коснемся того культурного момента, когда зарождалась советская эстрада, вспомним кумиров и песни тех лет, создателей и первых исполнителей хитов, и почувствуем аромат той эпохи. У нас прекрасные солисты – Михаил Маскатулин и Анна Нишанова. Наши подрастающие «звездочки» Анастасия Фадеева и Анна Мельникова исполнят песни уже послевоенных лет».

Не только свои музыкальные номера, но и выступления солистов руководитель «Весны» перемежала рассказами о легендарных исполнителях Петре Лещенко, Вадиме Козине и «королеве патефона» Изабелле Юрьевой.

«Только ты, моя гитара, прежним звоном хороша»

Румынского певца Петра Лещенко иногда называют «пионером русского шансона», хотя, родившись на Украине и живя в Бессарабии, собственно в России он практически не был. Толчок в карьере ему дало знакомство в 30-е годы в Риге с «королем танго» – композитором Оскаром Строком. Вскоре сложно стало найти столь же популярного исполнителя романсов, цыганских вальсов, танго, фокстротов и эстрадных песен.

Однако в 40-е годы пластинки Лещенко в СССР были запрещены – чиновники объявили артиста пропагандистом «кабацкого загула». Роковой для него стала студийная аудиозапись в немецкой компании «Парлафон Рэкордс» – певца сочли неблагонадежным и в 1951 году арестовали в антракте после первого отделения концерта в Брашове. Через три года он умер в тюремной больнице в Румынии.

В исполнении Михаила Маскатулина прозвучала песня О. Строка и П. Лещенко «Скажите, почему»; а Наталья Тетерина исполнила зажигательный шлягер «Все, что было», в свое время запрещенный Главреперткомом и сохраненный для потомков именно Петром Лещенко.

«Даль из тонов перламутра»

Расцвет творчества Вадима Козина пришелся на предвоенные годы. Поначалу артист выступал со старинными цыганскими и бытовыми романсами. Яркий и звонкий голос, искренность и теплота интонаций, темперамент, который он вкладывал в порой изрядно «заезженные» произведения, приносили ему неизменный успех у слушателей.

Но одаренный певец вскоре понял, что одними романсами публику не удержишь, и начал включать в свои выступления русские народные песни («Коробейники», «Тройка почтовая», «Жигули»), которые исполнял с большим мастерством и глубоким пониманием жанровой специфики.

После этого Козин обратился и к произведениям советских композиторов. Шутливо и приподнято звучали у него легко запоминавшиеся песенки конца 30-х годов, написанные в танцевальных ритмах.

Карьера певца оборвалась в 1944 году ссылкой на Колыму. После освобождения в 1950 году он остался в Магадане.

Врожденная музыкальность (мать Вадима пела в цыганском хоре) и хорошее владение поэтическим словом позволили Козину стать создателем собственных лирических произведений. Среди них – исполненная М. Маскатулиным «Осень».

«Сердце вдруг встрепенулось»

Детство и юность Изабеллы Юрьевой прошли в Ростове-на-Дону, и первый концерт, в котором она участвовала, состояялся в парке имени А.В. Луначарского. Окончив школу, вслед за старшей сестрой, она приехала поступать в Ленинградскую консерваторию. Концертмейстер А.В. Таскин, в свое время аккомпанировавший опереточной диве Анастасии Вяльцевой, сразу определил, в каком направлении должно развиваться юное дарование: у абитуриентки от природы поставленный голос, но ей не следует стремиться в оперу, так как ее будущее – эстрада.

Главным материалом творчества Юрьевой стали старинные и цыганские романсы, произведения на музыку А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева, А.Н. Верстовского, поздние романсы XX века, песни советских композиторов. В лирических номерах перед слушателями возникал образ любящей, страдающей и прекрасной женщины, который сделался узнаваемым и бесконечно дорогим для современников.

Из репертуара «королевы патефона» Наталья Тетерина выбрала танго «Если можешь, прости», первой исполнительницей которого стала Изабелла Юрьева, и романс «Белая ночь».

«Вьется легкий вечерний снежок»

Много прекрасных, незабываемых песен спели в этот вечер солисты «Весны» в стенах библиотеки. Много прозвучало и громких имен: Александр Волков, Елизавета Белогородская, Дмитрий Покрасс, Лев Ошанин, Гелена Великанова, Иван Пырьев и т.д.

Анастасия Фадеева исполнила песню с интересной историей «На катке». Это одна из первых послевоенных песен, чьи авторы возвращались к теме радости мирной жизни и молодости. Текст песни «На катке» написан от лица мужчины, прошедшего войну, и потому первыми ее исполнителями были популярные в то время певцы Матвей Матвеев, Георгий Виноградов, Михаил Михайлов. Но исполняли ее и женщины, например, Зоя Рождественская.

Анна Мельникова ожидаемо затронула новогоднюю тему, но из кинофильма «Карнавальная ночь» она выбрала не «Пять минут», а «Песенку о хорошем настроении».

В завершение вечера певцы вместе исполнили культовую для тридцатых годов песню «Дружба» из репертуара Вадима Козина, которую после него подхватили и Клавдия Шульженко, и Леонид Утесов, и многие другие исполнители.

Коллектив эстрадно-вокальной студии «Весна» доставил слушателям огромное эстетическое наслаждение, а потому зал отблагодарил выступавших бурными аплодисментами.

А. Ульянова

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях