Плоды просвещения с юбилейного конкурса

Знакомим наших читателей с произведениями победителей и участников муниципального конкурса «Изучаем историю Яма-Ямбурга-Кингисеппа по архивным документам», проведенного по инициативе главы администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Юрия Ивановича Запалатского.

К участию в конкурсе, приуроченному к 640-летию Кингисеппа, допускались школьники от 12 лет и взрослые жители Кингисеппского района. К концу мая на конкурс были поданы 36 заявок. Коллективные и индивидуальные работы (эссе, исследования, рисунки) оценивались в трех номинациях: «История малой родины», «История организации», «Моя родословная».

Три автора подали на конкурс рисунки: Ульяна Зубова (КСОШ № 1, 8 класс) – «История Первой школы»; Анастасия Ионова (КСОШ № 1, 10 класс) – «Роща Памяти»; Виктория Гашева (КСОШ № 2, 9 класс) – «Памятник Партизанам».

В конкурсе письменных работ приняли участие: Полина Борисова (КСОШ № 6) – «История крепости Ям»; Виктория Карева (КСОШ № 6) – «Касколовка в годы Великой Отечественной войны»; Андрей Степаненко (КСОШ № 4) – «Усадьба Романовка»; Иван Грудницкий (Кингисеппская гимназия) – «Ямбург и его история»; Анастасия Колотвина (КСОШ № 4) – «Родословная моей семьи»; Константин Турмышев (Кингисеппская гимназия) – «Кингисеппские ликвидаторы аварии на ЧАЭС»; Наталья Назина (Кингисеппская гимназия) – «Изучаем историю г. Ям-Ямбург-Кингисепп по архивным документам»; Валерия Романюта (Кингисеппская гимназия) – «Фосфорит»; Виктория Демина, Елизавета Иванина (ИСОШ № 1) – «История Кингисеппского историко-краеведческого музея»; Иван Голубев (Кингисеппская гимназия) – «История малой Родины»; Вероника Коровина (ИСОШ № 1) – «История малой Родины – Екатерининский собор»; Софья Мирошниченко (КСОШ № 3) – «История Ямбургских стекольных заводов»; Екатерина Денисова (КСОШ № 3) – «Моя родословная»; Марк Роотс (КСОШ № 3) – «Звезды футбола родного города»; Екатерина Скоропадская (КСОШ № 3) – «Моя родословная»; Екатерина Зотова (Александро-Горкская школа) – «Семья – главное для человека»; Дмитрий Красичков (Александро-Горкская школа) – «Кингисеппский дом-интернат для престарелых и инвалидов»; Ярослав Матюшин (Александро-Горкская школа) – «История организации МБОУ «Александро-Горкская ООШ».

Взрослые участники: студентка ЛГУ им. А.С. Пушкина Полина Федотова («Сохранение исторической памяти. История моей семьи: освобождение Восточной Европы от нацизма 1944-1945»);  педагог-библиотекарь КСОШ № 2 им. Е.Н. Мосиной Татьяна Павловна Ефимова («Как Петр окно в Европу прорубил»); учитель истории КСОШ № 4 Анжелика Александровна Люляк («Восстановление инфраструктуры Кингисеппа и Кингисеппского района на заключительном этапе Великой Отечественной войны 1944-1945 гг.»); учитель Пустомержской школы Екатерина Алексеевна Коровина («Большая семья Зайцевых-Коровиных»); краевед Андрей Борисович Нахапетов («Кингисеппская центральная городская библиотека»)

Первое место жюри решило не присуждать, призерами стали шесть человек. Выдержки из их работ и работ нескольких участников приведены ниже.

Экскурсия сквозь века

Вероника Шляева (КСОШ № 1, 6 класс), призер. Номинация: «История малой Родины». Название работы: «Проспект Карла Маркса – Большая Санкт-Петербургская улица».

Работа состоит из введения, описания подробной экскурсии по пр. К. Маркса, заключения, списка литературы, приложения.

«Эту улицу знает каждый житель Кингисеппа. Многие каждый день ходят по ней в школу, на работу, на городской пляж или в администрацию. Проспект Карла Маркса. Что мы знаем о нем?.. Изучая архивные документы, я много узнала об истории города и его жителей. И решила поделиться этой интереснейшей информацией с одноклассниками: так родилась идея экскурсии по главной улице нашего родного города.

Для того, чтобы изучать историю проспекта было интереснее, я взяла архивные фотографии и прошла по этим же местам, фотографируя их современный вид. Получились отличные наглядные иллюстрации того, как изменился облик центральной улицы за последние полтора века. Какие-то места изменились до неузнаваемости, какие-то остались почти неизменными. Архивные фотографии помогают это увидеть.

Я планирую продолжить работу по изучению истории улиц Ямбурга-Кингисеппа, собрать материал и о других улицах, а затем оформить альбом для школьного музея. Так каждый, кто когда-нибудь задаст себе те же вопросы: а что я знаю о знакомых с детства улицах, в честь кого они носят свои имена, как назывались и как выглядели раньше? – сможет получить на них ответы».

Юбилей первого городского училища

Надежда Трифоновна Тушина (учитель географии, руководитель Музея истории народного образования КСОШ № 4), призер. Номинация: «История организации». Название работы: «История создания и деятельности Ямбургского коммерческого училища (1907-1918 гг.)»

Работа посвящена 110-й годовщине со дня первого выпуска Ямбургского коммерческого училища (1914 год). Состоит из введения, четырех глав, заключения, списка архивных источников и приложения. В частности, автор использует письма выпускника 1914 года Михаила Чарыгина в адрес школы – живое свидетельство эпохи.

«Несмотря на век техники, инноваций, обилия информации в интернете, подлинный интересный материал о Ямбургском коммерческом училище можно найти в ЦГИА Санкт-Петербурга, Кингисеппском историко-краеведческом музее, Музее истории народного образования МБОУ «КСОШ № 4».

Ямбургское коммерческое училище – первое среднее образовательное учреждение нашего края. Оно построено по образцу лучших европейских школ в маленьких провинциальных городах. Программа ЯКУ отличалась согласованностью предметов, отвечала запросам современного общества начала XX века. Учебные кабинеты были хорошо оснащены необходимым оборудованием.

ЯКУ готовило специалистов с образованием, равным колледжу, и было культурным центром города. Именно с ЯКУ пошел путь просветительства по нашей Ямбургской земле. ЯКУ было не только гордостью города и уезда, но имело резонанс по всей России. Материалы о ЯКУ широко используются в учебной и внеклассной деятельности КСОШ № 4, особенно в юбилейном году».

Изучать, не искажая и не додумывая

Виктория Асташина (КСОШ № 6, 10 класс), призер. Номинация: «История малой Родины». Название работы: «Скорбященская церковь».

Работа посвящена истории руинированной церкви во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на городском кладбище. Состоит из введения, четырех глав, заключения, благодарности и пожеланий, списка литературы, приложения.

«Страшнее, чем забвение истории, может быть только ее искажение. Именно поэтому я решила в точности изучить судьбу разрушенной церкви и, наконец, развеять слухи о кладбищенских развалинах.

Хотелось бы выразить благодарность историко-краеведческому сообществу нашего города. Собирая материалы для написания работы, я посетила Кингисеппский музей, Центральную городскую библиотеку, Литературный дом, архивный отдел. В каждом учреждении работают грамотные специалисты. Они подсказали мне, в каких книгах я смогу найти необходимую информацию по истории Яма-Ямбурга-Кингисеппа. Еще должна отметить, что в процессе своего исследования я общалась с жителями Кингисеппа…

Кроме действительно полезных замечаний, я слышала разные небылицы, а кто-то ничего не мог рассказать о кладбищенских развалинах, но зато вспоминал другие любопытные факты об этом месте и о погребенных здесь людях. Каждый человек в той или иной степени был заинтересован темой разговора.

Безусловно, самые обширные сведения о Скорбященской церкви можно уже найти на этих страницах, но для того чтобы люди начали изучать, необходимо их завлечь. В связи с этим я хотела бы предложить установить у развалин храма стенд, на котором был бы изображен первоначальный облик церкви. Точно так же, как это сделано в Летнем саду, где теперь каждый может возродить облик крепости Ям».

Пять фамилий двух династий одной семьи

 Софья Федотова (ЦЭВиОД; КСОШ № 6, 8 класс), призер. Номинация: «Моя родословная». Название работы: «Сохраняем историческую память о семье: традиции, ценности, преемственность поколений».

Работа посвящена знаменитой кингисеппской династии Федотовых-Орловых-Скибиных-Асмоловых-Авралевых. Состоит из введения, восьми глав, заключения, списка литературы и приложения. В тексте можно также увидеть разветвленное семейное древо.

«У меня крепкая и дружная семья. Отличается она от других семей тем, что наша семья представляет две династии педагогов и военнослужащих в нескольких поколениях. Так сложилось, что мужчины в семье выбрали профессию – Родину защищать, а женщины посвятили себя работе с детьми.

Наша семейная династия военнослужащих могла бы представить все рода войск: летчики, пограничники, связисты, моряки, подводники, пехотинцы, ракетчики, артиллеристы, разведчики, войска особого назначения, казаки и военные медики.

 А династия педагогов смогла бы укомплектовать кадрами целую школу, так как в ней есть учителя русского языка или литературы, истории, обществознания, немецкого языка, начальной школы, географии, биологии, ИЗО и черчения, математики, обслуживающего труда.

На гербе семьи на щите изображена раскрытая книга. Левая часть книги – это славные дела и добрые поступки, которые члены нашей семьи вписали в историю Отечества. А правая часть книги – это то, что предстоит вписать мне моим детям и другим поколениям нашей семьи».

Прийти к планам дальнейшего исследования

Мария Строганова (КСОШ № 6, 8 класс), призер. Номинация: «История организации». Название работы: «История Кингисеппской таможни».

Работа состоит из введения, двух глав, посвященных этапам истории таможни (первый этап – 1918-1941, второй этап – 1991-2024), заключения, списка литературы и приложения.

 «Я смогла достигнуть цели своего исследования – изучила историю возникновения и развития таможенного дела в Кингисеппском районе. Мною были выполнены поставленные задачи: проанализировала архивные документы, исследовала историю возникновения и развития Кингисеппской таможни.

 Я определила, что Кингисеппская таможня 20-х – 30-х годов просуществовала чуть больше 20 лет и прекратила свою деятельность 20 декабря 1940 года, оставшись в памяти горожан названием улицы. Кингисеппская таможня была возрождена на западных рубежах России после объявления в 1991 году Эстонией независимости, когда государственная граница отодвинулась от берегов Балтики и вновь приблизилась к Кингисеппу. Приказ ГТК СССР о ее создании датирован 15 октября 1991 года № 153.

Я наметила основные направления будущей работы: более подробное исследование истории в XXI веке».

Энергия спорта и единения с природой

Камилла Стерликова (Алесандро-Горкская школа, 8 класс), призер. Номинация: «История организации». Название работы: «Импульсы Пажа». Работа написана в форме эссе о Кингисеппском конном клубе «Паж».

Текст открывается цитатой тренера: «Импульс – это направленная вперед энергия, вырабатываемая задними ногами лошади и проходящая через все ее тело. Когда в движениях лошади есть импульс, они становятся живыми и выразительными. Ее тело при этом расслабленное и эластичное. Именно эта расслабленность и отличает правильные движения с хорошим импульсом от заторопленных. Импульс – энергия, а не скорость».

Свою историю автор завершает такими словами: «Опыт тренеров конного клуба «Паж» богат и уникален, каждому из них было чем поделиться со своими воспитанниками. Лучшей наградой для каждого из них стало воспитание целеустремленных, сильных духом и телом людей, способных одерживать победу в любых стесненных обстоятельствах. Научиться одерживать победу прежде всего над своими страхами и сомнениями».

Сохранение идентичности

Анастасия Иванова (КСОШ № 1, 7 класс), участник. Номинация: «История малой Родины». Название работы: «Немецкие колонии Санкт-Петербургской губернии. Ямбургский уезд».

Работа состоит из введения, двух подглав, заключения, списка литературы, приложения.

«Национальная политика русского правительства в пореформенной России – большая и еще мало раскрытая тема в истории Русского государства XIX века. Поэтому рассматриваемый мною вопросы поселянах-собственниках (бывших немецких колонистов) представляется лишь незначительной частью этой проблемы…

Немецкие колонисты снабжали столицу и ближайшие к нему уездные центры экологически чистыми и качественными продуктами. Сохраняя свои национальные традиции и язык, они оставались длительное время «островком Германии» в Российской империи.

Важным фактором развития немецких колоний являлись самоуправление поселений, следование традициям немецкого общества, составной частью которого они по существу продолжали оставаться. Лишь благодаря общественным традициям, традициям взаимопомощи, немецкие колонисты смогли выжить при репрессиях советского периода».

Благодарность хранителям истории

Анна Мельникова (КСОШ № 1, 10 класс), участник. Номинация: «История малой Родины». Название работы: «Населенные пункты Кингисеппского района, прекратившие свое существование в период оккупации 1941-1944 гг.».

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложения. В текст включен перечень поселений, часть из которых так и не была восстановлена.

«На территории Кингисеппского района исчезло много деревень и населенных пунктов в годы Великой Отечественной войны. Это горькое напоминание о том какие муки понесла Кингисеппская земля в годы оккупации. Мы должны помнить об этом. Но, к большому сожалению, молодое поколение стало редко задаваться вопросами истории своей малой родины. К тому же большее внимание уделяется крупным городам, а историю маленьких поселений большинство попросту не знает. Поэтому в своей работе я бы хотела рассказать о населенных пунктах, которые прекратили свои существование в период Великой Отечественной войны. Для данной работы я провела исследование архивных документов. Также огромный вклад в мою работу внесли сельские библиотекари, которые сумели собрать от старожилов незабываемые воспоминания об исчезнувших деревнях…

Во время подготовки я ознакомилась с работами известных краеведов Д.И. Смольского и А.И. Шевченко. Также использовались рассказы старожилов, которые заблаговременно успели сохранить и передать историю сельским библиотекарям. Основная часть работы выполнена с помощью архивных документов».

Испытывая гордость за предков

Анастасия Ковалева (Алесандро-Горксая школа, 6 класс), участник. Номинация: «История малой родины». Название работы: «История происхождения одного памятника».

Работа состоит из введения, перечисления фактов биографии К.И. Бистрома и истории памятника на Романовке, выводов.

«У каждого из нас две родины – большая и малая. Большая Родина – это наша огромная страна, Великая Россия. Малая родина – это родной и уютный уголок, необыкновенное место, которое ассоциируется с домом, с местом, где человек провел свое детство и юность. Я считаю, что именно с малой родины начинается любовь к своей стране, своему Отечеству…

Во многих селах и городах бывают, казалось бы, неприметные достопримечательности. А возьмешь «волшебную лупу», способную разворошить время и приблизить какое-то событие, или период истории, или судьбу человека – и открывается нечто удивительное, волнующее сердце…

В результате проделанной работы я выяснила, что памятник в виде бронзового льва, посвященный К.И. Бистрому, является гордостью нашего города и Кингисеппского района в целом. Это достойный памятник достойному человеку.

Теперь, когда я гуляю в парке и подхожу к памятнику, невольно ощущаю трепет и гордость за наших предков. Наш долг, как патриотов родного края и своей Родины, помнить о них самим и рассказывать другим».

А. Ульянова

Loading

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях