Почему американцы стараются заглушить «Северный поток» именно сейчас, и каковы все же пути его завершения

2002 Трубоукладчик Акадиемик Черский

США все было просчитано заранее: когда нанести удар по газовому «Северному потоку», дабы ущерб для России был бы максимальный как экономический, так и политический, а заодно и проучить Европу – на какого дядю следует равняться.

Раз сказали, идем к маме – значит к маме…

История с приостановкой 22 декабря работ по прокладке «Северного потока-2» известна. И момент американцами был выбран не случайно, когда на 90 процентов все готово, осталось чуть-чуть. Именно в этом чуть-чуть соль, в данном случае морская.

США старается всех утвердить во мнении, что только они – реальная и определяющая сила в мире во всех сферах жизни – в экономике, в науке, в банковской системе, в культуре, в военном отношении. В мире есть только одни интересы и выгоды – американские, а кто с этим не согласен, того, а заодно и всех остальных следует в этом мнении утвердить и проучить, а то и уничтожить – кто не в состоянии адекватно ответить. История с «Nord Stream-2» из этой серии, да и на свой дорогой газ Европу следует завязать, тем самым ослабить евроконтакты с Россией. Штатам плевать и на законы, договоры, если что-то входит в сферу их интересов или выходит из сферы их интересов.

Так были введены санкции против компаний, участвующих в строительстве балтийских газопроводов, в частности швейцарской компании «Allseas», она послушно моментально прекратила прокладку труб по дну Балтийского моря, хотя по условиям санкций могла до 20 января продолжать работы. Дело в том, что в мире немного компаний, которые способны заниматься прокладкой труб по дну моря, все они, опасаясь санкций США, отказались от того, чтобы помочь России, в том числе и китайские трубоукладчики.

У России есть только два судна-трубоукладчика: баржа «Фортуна» и специализированный корабль «Академик Черский». Оба судна были построены в Китае – «Фортуна» в 2011 году по заказу «Газпром флот». Второе строилось в 2011 году для нигерийско-голландской фирмы и называлось «Jascon-18», но в декабре 2015 года трубоукладчик был перекуплен российской АО «Межрегионтрубопроводстрой» для Газпрома – хватило политической дальновидности его приобрести. Достраивали судно в Сингапуре уже под новым именем – «Академик Черский», оснащение должны были завершить на Находкинском судостроительном заводе к 1 июня сего года, его полный экипаж – 400 человек. Ситуация с французскими «Мистралями» вторично не прошла.

США желают дать понять, что «Северный поток-2» никогда не будет закончен

Баржа «Фортуна» оснащена 12-точечной системой позиционирования и может укладывать трубы размером от 6 до 60 дюймов на глубине до 200 метров. Для «Северного потока-2» используются трубы диаметром 48 дюймов, глубина их залегания 80-100 м. Но «Фортуне» может не дать разрешение на строительство Дания, в водах которой осталось проложить 159 км труб: 86 километров одной нитки газопровода и 73 килметров другой, поскольку на ней отсутствует система динамического позиционирования, а Дания обеспокоена возможностью взрыва снарядов, которые лежат на дне Балтики со времен войны.

К тому же «Фортуна» способна к работе только при спокойной погоде, что невозможно в Балтике зимой и ранней весной. То есть, хоть Дания и заинтересована в российском газе, но при политическом нажиме США может использовать эту причину для отказа. Что такое система динамического позиционирования? Это система, которая необходима для удержания корабля в заданной точке в случае, к примеру, сильного шторма. Грубо говоря, чтобы корабль не унесло волнами. Оборудовать «Фортуну» системой динамического позиционирования – достаточно долгое занятие, для того, придется устанавливать специальный двигатель. Таким образом, «Фортуна» может приступить к работе не раньше весны при подходящей погоде и то, если Дания даст разрешения, но можно не сомневаться, американцы приложат максимум усилий, чтобы этого не произошло.

«Академик Черский» оснащен системой динамического позиционирования и, вероятно, получит разрешения на работы на Балтике от датчан, но он сейчас на Дальнем Востоке, на плановом ремонте, потребуется все равно время для дооснащения и переход его займет пять месяцев. Перегнать корабль по Северному морскому пути зимой опасно даже с ледоколами – столь уникальное дорогостоящее судно можно повредить льдами. Американцы все рассчитали, чтобы поставить Россию и Германию в сложное положение, а может быть, постараются вообще поставить на «Северном потоке-2» крест.

Кроме того, перевод на Балтику «Академика Черского» грозит срыву другого проекта – «Сахалин-3», газ которого будет использоваться на Амурском ГПЗ, значение которого для газовой отрасли России не меньшее, чем у «Северного потока-2». Первая линия Амурского ГПЗ будет введена в эксплуатацию уже в следующем году. Это также рассчитали американцы. Действительно, было приято решение оставить трубоукладчик в Находке, продолжить ремонт и разрулить проблему на Балтике без него.

США делали точный, как им кажется, расчет. Если бы не было «своевременных» санкций, к концу января «Allseas» спокойно бы закончила прокладку труб. И еще три месяца оставалось для того, чтобы спокойно пройти испытания к 23 мая. Нам дают понять: нет возможности обойтись без прокачки газа по политически нестабильной Украине, всегда послушной воле США в будущем, ради чего и было решено строить «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Иными словами, почти 50 млрд. долларов на строительство этих двух газопроводов в обход Украины были выброшены в трубу – так рассчитывали американцы. Сейчас юристы «Газпрома» изучают опасность применения американских санкции к любой компании, которая продолжит строительство «Северного потока-2». США хотят дать понять, что данный газопровод никогда не будет закончен, а его строительство (около 20 млрд. долларов) России придется занести в убыток, включая политический ущерб от «беспомощности» перед всесильным гегемоном. Как быть?

«Северный поток-2» будет доведен до конца…

Пока идут противодействия прокладке «Северного потока-2» европейские бизнесмены тихо, но спокойно заявляют свою позицию по проекту. В продолжении строительства заинтересованы не только Германия, но и Франция, ряд других европейских стран. Глава австрийской OMV AG Райнер Зеле отметил: «Я вижу, что Nord Stream-2 AG вновь начали работы по укладке трубопровода. Давайте не тратить время на разговоры, а прокладывать трубу. Давайте работать. Надеюсь, мы все завершим вовремя. С моей точки зрения, это сигнал для Европы, который европейские политики не могут принять. Это вмешательство в независимость и безопасность поставок энергоносителей в Европе. Я думаю, только европейские политики имеют право строить необходимые рамки и решать, будут они импортировать ли газ и другие энергоресурсы».

Процесс требует завершения в кратчайшие сроки, считает дальновидный бизнес Европы: судно-трубоукладчик прокладывает по пять километров газопровода в день и максимум через 20 дней укладка первой ветки может быть завершена. Время разговоров прошло, ведется работа, активная работа, из графика выбиваемся, но задержка не столь критична. Лучшим сигналом для Европы, что ей следует действовать более активно, будет холодная зима, пока европейские политики сопротивляются, но вяло. Достаточно одной студеной зимы в Европе и в США одновременно и в очередной раз Россия будет спасать Европу, да и США – отправлять газовозы с ямальским газом.

На встрече в Москве 11 января с Президентом России Владимиром Путиным канцлер Германии Ангела Меркель прокомментировала ситуацию с газопроводом: «Мы также говорили о проекте «Северный поток-2»… Нам необходимо довести его до конца… Германия и другие европейские страны выиграют от «Северного потока-2»… Все заинтересованы в диверсификации своих газовых поставок… Это очень важный проект». Берлин считает газопровод «Северный поток-2» экономическим проектом, поэтому не поддерживает введение санкций против него и считает необходимым довести его до конца, даже несмотря на санкции США. Берлин и Москва ведут тесное экономическое сотрудничество в области науки и образования. В свою очередь Владимир Путин заявил, что Россия сможет самостоятельно достроить «Северный поток-2». По его словам, вопрос о завершении проекта «Северный поток-2» остается только в сроках. Президент выразил надежду, что завершение строительства газопровода будет намечено на первый квартал 2021 года. Что конкретно имел президент точно неизвестно, можно только предполагать.

В отношении «Фортуны», имеющей более скромные размеры по отношению к работавшим здесь прежде трубоукладчикам, было решено использовать специальные страхующие буксиры, которые фактически заменят на короткий срок отсутствующую систему динамического позиционирования. С технической точки зрения большой разницы между буксирами и системой динамического позиционирования нет. Здесь решение больше носит политический характер. Работы предполагается начать в конце весны, когда на Балтике установится хорошая погода. «Фортуна» при хорошей погоде способна проходит 1-1,5 километра в сутки, для сравнения, трубоукладчики швейцарской «Allseas» – «Pioneering Spirit» проходил пять километров в сутки, «Solitaire» – три километра. Так на строительство оставшейся части «Северного потока» уйдет 3-4 месяца. В общем, срок допустимый и Россию должен устраивать, но как Дания? Сейчас идут переговоры. Но даже если Дания даст добро в феврале, строительство с баржей «Фортуной» может начаться в середине мая.

Подводная лодка в северном газовом потоке

Только что появилось одно любопытное сообщение. На момент прекращения прокладки швейцарским оператором труб для «Северного потока-2» оставалось пройти участок в 150 километров, под конец года, но газета «Взгляд», сообщила, оператору строительства трубопровода компании «Nord Stream AG» остается пройти «около 80 километров, или 6,5 процентов от общей его протяженности. Кто протянул 80 километров трубопровода в отсутствии судов Allseas? Датское издание «Dansk Sladderpige», опубликовало статью «Русские тянут трубу под водой?». В этой публикации рассказывается о том, что на следующий день после того, как швейцарские суда завершили работы и покинули район строительства, к месту укладки ночью подошла российская подводная лодка проекта 941 «Акула». Датский военный спутник Ulloriaq провел обследование и сьемку района строительства. Он обнаружил вблизи подводной лодки четыре глубоководных батискафа проекта 1855 «Приз», оборудованных системой гипербарической сварки, позволяющей проводить сварочные работы под водой, на глубинах до 700 метров, а глубины по трассе составляют 80-110 м.

Обсуждается также возможность фиктивной перепродажи швейцарских судов через несколько офшоров, чтобы американцы замучились искать, к кому применить свои санкции.

А как насчет неустойки

для «Allseas Group» и «Saipem» за отказ продолжать работы? Возможные санкции со стороны США были предусмотрены в контракте и отнесены к «форс-мажору». В этом случае, если подрядчик решает прервать работу, то согласительная комиссия определяет объем уже сделанной работы и ее себестоимость, и заказчик выплачивает подрядчику стоимость этого объема по себестоимости работ или подрядчик возвращает часть переплаченных авансов и платежей за уже сделанную работу. После этого стороны к друг другу претензий не имеют.

В этом случае себестоимость уже сделанных работ «Saipem», куда входит и доля «Allseas», составляет около 2,5 млрд. евро. Приблизительно такую сумму «Nord Stream-2» уже выплатил итальянцам в качестве авансов и за выполненные промежуточные этапы. Так что расходимся, считает эксперт, «по нулям», если не считать репутационных потерь. Компания-подрядчик оставила работы, уверенная, что ничего с нее по судам не взыскать или потери будут для нее минимальными, за исключением, конечно, деловой репутации.

А председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер 12 января тоже заявил, Россия сможет достроить газопровод своими силами: «Технологические риски решаются нашими мощностями, поэтому «Северный поток-2» будет достроен. Конечно, это потребует несколько большего времени, но технологических препятствий, чтобы это сделать своими силами, у нас нет».

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”