Приобрести ценный внутренний опыт

24 октября завершился проект «Мастерская новых возможностей», посвященный жизни молодых инвалидов, в том числе с ментальными нарушениями. Начавшийся в мае, проект в итоге состоял из более чем 710 человеко-часов занятий. Молодые люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) катались на лошадях в конном клубе, ходили в бассейн, получали навыки работы с тканью, берестой и керамикой. А еще общались друг с другом и с преподавателями. Для кого-то это время стало очень насыщенным, познавательным и интересным.

Что после спецшколы?

Обучаясь в коррекционной школе, инвалиды с ментальными нарушениями (расстройствами аутистического спектра, ДЦП, синдромом Дауна, ЗПР и т.д.) осваивают навыки чтения и письма, получают на уроках труда представление о работе. В спецшколе учеников условно делят на три категории – с легкой степенью нарушений, средней и тяжелой. Юноши и девушки из первой категории, окончив спецшколу, как правило, поступают в обычные образовательные учреждения. Овладев в результате обучения какой-либо специальностью, далее они самостоятельно живут обычной жизнью, такой же, как и у большинства людей – с радостями и огорчениями, с повседневной рутиной и решением насущных вопросов.

По-другому все происходит у молодых людей, имеющих среднюю и тяжелую степени ментальных нарушений, с полностью или частично ограниченной дееспособностью – после школы они остаются дома, под опекой родителей. Специфическая для многих городов, в том числе и для Кингисеппа, проблема состоит в том, что эти люди и их родители оказываются предоставлены самим себе. Нередко происходит и так, что от участия в их жизни самоустраняются даже близкие родственники. Есть городская служба социальной защиты, которая помогает в каких-то аспектах, но очень частично.

Как с этим в области

 В Ленинградской области существует единственное учреждение, специализирующееся на помощи молодым людям с ментальной инвалидностью: с 2015 года во Всеволожске под руководством Ирины Григорьевны Дрозденко работает «Мультицентр социальной и трудовой интеграции Ленинградской области». Большое внимание в этом центре уделяют помощи ребятам, находящимся в ПНИ. Обучить, социализировать, и помочь войти в самостоятельную жизнь: в частности, в рамках программы «Дорога к дому» молодые люди учатся вести домашнее хозяйство, проживая при этом не в интернате, а в обычной квартире. Всеволожский центр очень востребован – за шесть лет его существования количество направлений, по которым там ведется профессиональное обучение, увеличилось в несколько раз. Также в мультицентре проводится обучение ремеслам, например, даются навыки работы, позволяющие мастерить изделия декоративно-прикладного искусства (сувенирную продукцию). В центре прошли обучение и некоторые из участников кингисеппского проекта «Мастерская новых возможностей».

И как обстоят дела в Кингисеппе

Здесь перед инвалидами, достигшими совершеннолетия, открываются двери учреждения для взрослых – «Кингисеппского центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов». Среди клиентов этого центра большинство составляют обычные люди в возрасте, всегда бывшие полностью дееспособными, а процент инвалидов вообще очень мал, но самое основное то, что в этом центре проводятся мероприятия для пожилых людей и инвалидов: ЛФК, массаж, физиотерапия, аромотерапия, трудовая терапия, но все это ограничено тремя месяцами в году.  Чтобы овладеть профессиональными навыками, молодым людям приходится ехать во Всеволожск, где в течение 3-6 месяцев можно пройти обучение. Таким образом, существует актуальная проблема трудовой, да и вообще активной жизни инвалидов с ментальными нарушениями. По статистике, среди детей 3-4 лет (когда становится ясно, имеются ли у ребенка ментальные нарушения), процент детей с ОВЗ не уменьшается. Кроме того, какие-либо органические нарушения ЦНС иногда проявляются уже только в совершеннолетнем возрасте. Случается, что молодой человек переходит в другую категорию – людей с ОВЗ, нуждающихся в опеке, в результате последствий медицинской операции или случайной травмы. Проблема активной жизни инвалидов-ментальников, к сожалению, ближе и больше, чем хотелось бы, и со временем только растет.

Движение понемногу

 Решением этой проблемы, по большей части, занимаются родители, дети которых имеют инвалидность. Так около двадцати пяти лет назад появился псковский центр, созданный отцом ребенка-инвалида. А проект «Мастерская новых возможностей», завершившийся в конце октября, был инициирован Игорем Базуевым, взрослый сын которого также имеет инвалидность.

«Мастерская новых возможностей» работала с мая до конца октября. Участвовали в ней 15 молодых людей с разной степенью недееспособности, в том числе, с ментальной инвалидностью. Заключительным мероприятием проекта, организованного при поддержке грантовой программы «Энергия инициатив. > Наш край. Наша ответственность» стала небольшая театральная постановка «Лиса и заяц», созданная под руководством О. Г. Абдулхалимовой, режиссера кингисеппского ТЮЗа им. Ю. Я. Шишкина. В десятиминутном костюмированном представлении участвовали пятеро молодых людей с ОВЗ, затем был показан фотоотчет по мероприятиям проекта – посещению конного клуба «Паж», бассейна «Aqua ALEX», проведению мастер-классов. Большинство преподавателей принимало участие в проекте на волонтерских началах. По окончании фотоотчетов и награждения преподавателей, в фойе ГДК, где была устроена выставка работ участников проекта, прошло небольшое чаепитие. Благодарственными письмами от благотворительного фонда «Место под солнцем» были награждены: руководитель бассейна «Aqua ALEX» Алексей Кольцов и тренеры Елена, Полина, Андрей и Валерий; Елена Штемберг, руководительница конного клуба «Паж»; Дмитрий Мустаев; режиссер кингисеппского ТЮЗа О. Г. Абдулхалимова.

Мастер-классом по ручному ткачеству занималась К. Д. Чернова, набойкой по ткани – О. В. Беляева, шитьем мягких игрушек – И. Малинская, работам с берестой обучал сам И. Базуев. Участвовали в проекте и Е. Быкова с Т. В. Ворона (студия керамики).

Как дальше?

Подготавливается к участию в конкурсе следующий грантовый проект. Но вопросов нужно решить много. В сущности, вообще продолжение движения, начатого «Мастерской новых возможностей», это одна большая проблема. Проект был инициирован и поддерживался одним человеком, Игорем Базуевым, многое стало возможным только благодаря его личным связям и неформальным договоренностям. Для того, чтобы помочь инвалидам в Кингисеппе, необходимо решить массу вопросов, связанных с помещением, финансированием, созданием НКАО, подбором персонала. Некоторые из преподавателей, работавших с участниками «Мастерской», отмечают эффект обратной связи – не только инвалиды получают положительные эмоции, но и здоровые люди, общаясь с ними, приобретают ценный внутренний опыт, помогающий, в том числе, и в повседневной жизни.            

А. Петров

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях