Пришла пора поберечь город

В первых числах мая Кингисепп резко начал зарастать мусором: контейнерные площадки превратились в горы отходов, которые никто не вывозил. Горожане забили тревогу: впереди День Победы, а тут такое безобразие. В настоящее время ситуация с вывозом ТКО, похоже, нормализовалась. Но случившееся не осталось без внимания прокуратуры. Об этом – наш разговор с Кингисеппским городским прокурором, советником юстиции М. А. Егоровым.

– Максим Анатольевич, наверняка Вы заметили «мусорную проблему» начала мая не только как прокурор, но и как житель Кингисеппа?

– Ситуацию в городе стараюсь оценивать не из окна рабочего кабинета или служебного автомобиля, а когда вечером возвращаюсь домой или в выходные гуляю с семьей. Недавно во время одной из таких прогулок дочь меня спросила: «Папа, а почему в городе столько мусора?» Так что, проблему с вывозом твердых коммунальных отходов заметили даже дети. Я уже не раз отмечал, что для меня показатель отсутствия должной работы контролирующих служб и органов местного самоуправления – обращения жителей, когда люди подходят ко мне и говорят: «Посмотрите, что творится, с этим надо что-то делать!» А по поводу заваленных мусором контейнерных площадок таких обращений было множество.

– Так что же все-таки случилось?

– По результатам конкурса, проведенного региональным оператором – АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (УК ООЛО), произошла смена перевозчика: вместо работавшей ранее компании «Петроваст» в Кингисеппский район пришел «Автопарк № 6 «Спецтранс». В момент этой смены УК ООЛО вовремя не сориентировалась и не смогла организовать своевременный вывоз ТКО. У нового перевозчика на начальном этапе работы возникли проблемы с техникой, и графики вывоза мусора были сорваны. Кингисеппской городской прокуратурой были запрошены соответствующие журналы, сведения по учету машин-мусоровозов, по перевозке ТКО, и мы увидели существенные пробелы в вывозе мусора с территории Кингисеппского района. При этом региональный оператор, органы местного самоуправления и управляющие организации слишком поздно начали реагировать на происходящее, когда контейнерные площадки уже заросли мусором и пошел вал жалоб от населения.

– То есть, причина в упущенном времени?

– Понятно, что когда меняется юридическое лицо, осуществляющее те или иные виды услуг, в нашем случае – по перевозке ТКО, ему нужно время, чтобы организовать свою деятельность, выстроить логистику. Но все это должно делаться в рамках подготовки к смене перевозчика, а не после того, как заключенный контракт вступил в силу. То есть, были допущены административные просчеты в хозяйственной деятельности юридического лица. При нашей встрече с представителями регоператора и перевозчика им на это было указано. В моем представлении, которое было внесено 11 мая в адрес регионального оператора, также было указано на ненадлежащую организацию деятельности по вывозу отходов с площадок сбора ТКО. Представление было внесено и в адрес районной администрации, которая обязана была при возникновении мусорного коллапса принять незамедлительные меры по исправлению ситуации, в том числе и по привлечению регоператора к ответственности – у администрации в лице административной комиссии такие полномочия есть. Был установлен срок, к которому «мусорный беспредел» должен быть закончен – 20 мая. И кингисеппцы замечают, что ситуация с вывозом ТКО улучшается. Хотя до идеала пока далеко.

– Есть ли у Вас уверенность, что проблема не возникнет вновь?

– Моя принципиальная позиция: если мы один раз такое допустили, повтора категорически случиться не должно! Если же вдруг сбои в вывозе мусора произойдут снова, санкции будут жесткими. Есть законы, их много, есть ответственность, которая предусмотрена этими законами, и есть все механизмы государственного реагирования на факты нарушений, которые будут применены, как с моей стороны, так и со стороны контролирующих органов – административной комиссии, комитета государственного жилищного надзора и контроля, Росприроднадзора и Роспотребнадзора. Считаю, что четыре органа при координационной роли прокуратуры могут справиться с тем, чтобы подобное не повторялось.

И вот еще о чем хочу сказать: обычно мы говорим о наболевших проблемах, когда они уже встали в полный рост и точка кипения пройдена. Приходится принимать целый ряд мер, в том числе и мер прокурорского реагирования, чтобы ликвидировать проблему и ее последствия. А мы хотим, чтобы было по-другому, – чтобы и усилия органов местного самоуправления, и меры контролирующих органов были направлены на то, чтобы проблему предупредить, не допустив ее возникновения. Это в наших общих интересах.

– Прокуратура продолжает отслеживать ситуацию?

– Конечно, любое дело должно быть доведено до логического завершения. Мы провели телефонную «горячую линию» с жителями. Еженедельно запрашиваем и анализируем информацию о том, как осуществляется вывоз мусора со всей территории Кингисеппского района. У нас есть разработанная карта города, которая разделена на сектора, и за каждым закреплен один из моих помощников.

К слову, в прошлом году мы сделали большой рывок вперед в части ликвидации мест незаконного складирования мусора в Кингисеппском районе – сократили их количество со ста сорока до четырнадцати. В этом году реестр несанкционированных свалок нужно обновить, включить в него вновь выявленные свалки и добиваться их полного устранения.

– Что бы Вы хотели донести до наших читателей в правовом отношении?

– Вашим читателям, возможно, полезно будет узнать, какие нормы и требования закона применяются при уборке мусора и обеспечении благоприятной окружающей среды, и кто за что отвечает.

Основным законом по вопросам регулирования правоотношений в сфере обращения с отходами является федеральный закон № 89-фз от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления». В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 данного закона, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.

В случае, когда контейнерная площадка размещена на земельном участке, находящемся в муниципальной в собственности, ее содержание – ответственность органов местного самоуправления.

Если контейнерная площадка находится на земельном участке, являющемся общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирного дома, то ее содержанием занимается управляющая компания или ТСЖ (равно как и обслуживанием и очисткой мусоропроводов и мусороприемных камер в домах, оборудованных мусоропроводами), а плата за эту работу входит в состав платы за содержание жилого помещения.

– Каково участие прокуратуры в процессе урегулирования проблемы?

– Что было сделано прокуратурой для того, чтобы эту работу поставить в рамки закона? За четыре последних года, и в нынешнем году эта работа завершается, мы добились постановки практических всех многоквартирных домов на кадастровый учет. Это огромная работа, которая была сделана при исковой инициативе Кингисеппской городской прокуратуры к органам местного самоуправления. Что это дает? Теперь мы понимаем, за что отвечают управляющие компании. На основании статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая компания отвечает за имущество, находящееся в собственности дома, а земельный участок и установленная на нем контейнерная площадка – это тоже общедомовое имущество. В настоящее время в Кингисеппе на земельных участках многоквартирных домов расположено более 80 процентов контейнерных площадок. Управляющая компания должна организовывать вывоз ТКО с контейнерных площадок и обеспечивать их очистку, уборку и содержание.

– Какие меры и кем применяются к УК при нарушении этих требований?

– За нарушение лицензионных требований управляющим компаниям грозит серьезный штраф – до 250 тысяч рублей, и здесь контролирующим органом является комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области. Кроме того, в каждом населенном пункте есть правила благоустройства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по Кодексу об административных правонарушениях Ленинградской области. Считаю, что органам местного самоуправления необходимо расширять практику выявления нарушений, касающихся содержания контейнерных площадок, и привлечения нарушителей к ответственности. И заниматься профилактикой подобных нарушений, например, разместить на площадках информационные таблички с разъяснением ответственности за незаконное захламление контейнерных площадок мусором, который на относится к твердым коммунальным отходам.

– Жители района тоже несут ответственность?

– Перечисленные меры и установка камер видеонаблюдения хотя бы на самых проблемных контейнерных площадках помогут избежать подобных нарушений как со стороны юридических, так и со стороны физических лиц. И я как прокурор буду на этом настаивать.  

Важно понимать, что региональный оператор по обращению с отходами вывозит с площадок только отходы, относящиеся к твердым коммунальным, но не строительный мусор и не старые автомобильные покрышки. И то, что на городских контейнерных площадках скапливаются горы покрышек, которые, между прочим, относятся к отходам повышенной опасности, – это на совести автолюбителей и владельцев шиномонтажных мастерских, которым проще втихаря вывезти старую резину на контейнерную площадку чем как положено сдать ее в утиль.

Может быть, пора подумать о нашем городе и поберечь его?

И. Князева