Производство аммиака, построенное на промплощадке «Фосфорита», будет торжественно введено в эксплуатацию 7 июня в рамках Петербургского международного экономического форума

1918 Аммиак

В редакцию «Восточного берега» поступил ряд вопросов, на которые мы и отвечаем с помощью пресс-службы компании «ЕвроХим».

Это поможет «ЕвроХиму» приблизиться к цели войти в пятерку крупнейших производителей в мире

В течение ряда лет мы публиковали материалы, связанные со строительством производства аммиака в Кингисеппе. Видимо, не все отнеслись к ним с должным вниманием, тем более есть повод напомнить.

Пять лет назад в промзоне Кингисеппа был дан старт проекту самой крупной и высокотехнологичной установки по производству аммиака в России. Сегодня, когда уже все проектные показатели достигнуты, компания «ЕвроХим» готовится к официальному запуску нового производства. Дата церемонии открытия была определена на рабочей встрече губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, исполнительного директора и генерального директора АО «МХК «ЕвроХим» Игоря Нечаева. Производство аммиака, построенное на промплощадке «Фосфорита», будет торжественно введено в эксплуатацию 7 июня в рамках Петербургского международного экономического форума.

Новое производство важно для холдинга. Согласно прогнозам, оно полностью закроет собственные потребности компании в аммиаке, который является одним из компонентов минеральных удобрений, и в дальнейшем поможет «ЕвроХиму» приблизиться к цели войти в пятерку крупнейших производителей в мире.

В августе 2015 года прошла торжественная церемония закладки капсулы в ознаменование начала строительства

В церемонии принимали участие губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, представители власти Кингисеппского района и руководство МХК «ЕвроХим».

К этому моменту был уже проделан огромный объем подготовительных работ: разработана проектная документация, получены все необходимые экспертные заключения и разрешения в соответствии с требованиями законодательства РФ, успешно пройдены экспертизы ведущих международных экспертных организаций, в том числе в вопросах охраны окружающей и социальной среды и в вопросах промышленной безопасности. Одновременно с этим шли работы по подготовке площадки под новое производство. Чтобы максимально снизить воздействие на окружающую среду, было принято решение о размещении производства в границах существующей санитарной зоны на промплощадке «Фосфорита» на месте старой обогатительной фабрики, которая была демонтирована к началу строительных работ.

Проект «Производство аммиака. Кингисепп» включает в себя строительство всего комплекса объектов, связанных с доставкой сырья, а также производством, хранением и отгрузкой продукции. В объем инвестиционного проекта входит: основная производственная площадка, склад жидкого аммиака, участок магистрального газопровода-отвода с АГРС, сети дистрибуции аммиака по территории «Фосфорита», станция речного водозабора с магистральными водоводами, необходимые инженерные сети для интеграции нового производства в инфраструктуру действующей промышленной площадки «Фосфорит».

Базовый проект был разработан итальянской инжиниринговой компанией Tecnimant Spa с последующей адаптацией силами «Тулагипрохим». По завершению проектных работ с Tecnimont был подписан комплексный контракт на инжиниринг, поставку оборудования и строительство (ЕРС контракт).

В июне 2016 года в рамках Петербургского международного экономического форума в присутствии президента России Владимира Путина, с итальянской стороной состоялось торжественное подписание соглашения на строительство аммиачного производства. После подписания контракта к строительным работам уже приступили масштабно.

В качестве строительного субподрядчика была привлечена компания «Велесстрой», которая работала одновременно на двух площадках: складе готовой продукции и основном производстве аммиака.

В пиковый период количество рабочих, занятых на строительстве, превышало 5500 человек

Первым этапом строительства стала подготовка свайного поля, в ходе которой было забито 1324 буронабивных свай и 7589 забивных свай, заливка фундаментов, на которые ушло более 100.000 кубометров бетона.

Следующий этап – монтаж металлоконструкций (около 13.500 тонн) и трубопроводов, строительство корпусов зданий – лаборатории, электрической подстанции, пульта управления и административно-бытового корпуса. На площадке склада готовой продукции началось возведение изотермических хранилищ аммиака. К началу 2017 года строительные работы развернулись повсеместно, затронув все объекты и сооружения.

Эта стадия была самой длительной и масштабной. В пиковый период количество рабочих, занятых на строительстве, превышало 5500 человек. Привлечение такого количества людей требовало серьезного подхода при решении вопроса об их проживании.

Во избежание возникновения конфликтов с местным населением для рабочих был построен поселок в отдалении от Кингисеппа

Вместе с жилыми корпусами были обустроены места для проведения досуга – спортивная площадка, тренажерный зал и магазин.

Помимо строительства, непосредственно на промышленной площадке, проводились не менее важные работы по подведению газа к производству. Природный газ – основное сырье для производства аммиака. Немаловажным фактором при выборе площадки для реализации проекта стало наличие магистрального газопровода «Кохтла-Ярве – Ленинград», который проходит в девяти километрах от промзоны. Для обеспечения газоснабжением аммиачного цеха была проложена газовая артерия длиной более семи километров и построена газораспределительная станция.

В настоящую спецоперацию превратилась доставка крупногабаритного оборудования на строительную площадку

Некоторые агрегаты достигали веса до 930 тонн. Транспортные развязки и мосты по маршруту Усть-Лужский порт – Кингисепп не рассчитаны на подобную нагрузку, а река Луга является слишком мелкой и заиленной. Поэтому был выбран альтернативный путь из порта Усть-Луга по реке Нарова в Ивангород, который находится примерно в 15 км от промышленной площадки. Таким образом, впервые в новейшей истории пограничная Нарова использовалась для доставки грузов. Там был построен специальный причал для перегрузки агрегатов с баржи на трал. Далее, по федеральной трассе были обустроены два железнодорожных переезда около заезда на промзону, выравнивание и расширение нескольких участков дороги, а также поднятие газовой эстакады, находящейся на маршруте, на приемлемую высоту.

Для установки таких тяжелых аппаратов на площадке использовался уникальный мощный кран нидерландской компании Mammoet, имеющий грузоподъемность 1800 тонн.

К началу осени 2018 года строительно-монтажные работы были практически полностью завершены, и начался период пуско-наладочных работ. Данный процесс представляет собой комплекс мероприятий по проверке и подготовке смонтированного оборудования к дальнейшей эксплуатации. В этот период оборудование и трубопроводы очищались от загрязнений, допущенных при изготовлении и монтаже. Очистка осуществлялась продувкой паром или воздухом, так же применялась промывка водой и специальными химически активными составами.

 

Сегодня новое производство находится на стадии опытно-промышленной эксплуатации, в ходе которой была получена первая продукция

После завершения продувок и промывок началась обкатка динамического оборудования, прием газа и другие технологические процессы. Сегодня новое производство находится на стадии опытно-промышленной эксплуатации, в ходе которой была получена первая продукция. До конца текущего года планируется выпустить 600-800 тысяч тонн аммиака, полная запроектированная производительность составляет 1 миллион тонн аммиака в год.

Общая технология, по которой строился аммиачный цех – Purifier американской компании KBR

Подобная технология используется на многих аммиачных производствах по всему миру. Она уже испытана на других предприятиях и давно показала свою надежность и эффективность.

При проектировании аммиачной установки в Кингисеппе был учтен опыт аналогичных предприятий не только в России, но и за рубежом. Все изменения, которые были внесены в проект, касаются вопросов надежности и безопасности. Безопасность на данном производстве достигается за счет существенного снижения давления и температуры, которые возникают при производстве аммиака – эти показатели заметно ниже, нежели в аналогичных производствах.

Кроме того, два изотермических хранилища жидкого аммиака, общим вмещением 60.000 тонн, обеспечены наличием двух равногерметичных и равнопрочных корпусов, расположенных один в другом, что полностью исключает возможность утечки. На случай нештатных ситуаций предусмотрена система двойной противоаварийной автоматики, которая не позволит человеку вмешаться в самый неподходящий момент, что исключит, так называемый, «человеческий фактор».

На стадии проектирования, в рамках сотрудничества с финским Фондом Джона Нурминена, в проект были внесены изменения и модернизирован узел водоподготовки

В результате, новое производство допускает работу в замкнутом цикле водооборота, что позволяет забирать и очищать воду любого качества и использовать ее в технологическом процессе многократно, исключая при этом производство стоков. Более того, эта система позволяет использовать на производственные нужды более 70 процентов сточных вод с «Фосфорита», что благотворно скажется на экосистеме местной реки Луга и, как следствие, на бассейне Финского залива в целом.

Новое производство является крупнейшим в Европе, если рассматривать единичную мощность установки

Запланированная производственная выработка объекта – до 2890 тонн в сутки или один миллион тонн товарного аммиака в год.

Основные потребители кингисеппского аммиака – это завод «Фосфорит», также принадлежащий минерально-химическому холдингу и предприятия «ЕвроХим» в Литве (Lifosa) и Бельгии (Antwerpen). Поставлять аммиак в Литву и Бельгию в дальнейшем планируется также через порт Силламяэ, где в сентябре 2019 года ожидается запуск в эксплуатацию собственного терминала «ЕвроХим».

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”