Хозяйка мастерской «Пушистая сказка», профессиональная пряха Елена Молостова из Фалилеево – о новшествах, произошедших за год, о своих коллегах и учениках.
На традиционной «Русской завалинке» в Фалилеевском КДЦ «Современник» мы побеседовали с пряхой Еленой Молостовой – нашей давней и дорогой знакомой, прославленной мастерицей, одной из организаторов ежегодного летнего фолк-фестиваля прядения и ткачества «ПряТки», который в этом году прошел в Фалилеевском сельском поселении уже в третий раз.
Талант развивается с детства
Год назад, также во время проведения «Русской завалинки», Елена Александровна сообщила, что взяла в ученицы талантливую девочку Ксению Мыльникову – участницу детского творческого коллектива «Кадрилка». Увидев их вновь вместе, мы попросили рассказать, как идут дела с обучением.
– Ксюша готовилась сесть за прялку и показать, что она умеет прясть, как раз к прошлогодней «Русской завалинке», – вспоминает Елена Молостова. – Тогда мы с ней выполнили, как говорится, «программу-минимум», и Ксюша выглядела очень достойно. Летом она ездила с нами на все мероприятия, на все ярмарки – сидела за прялочкой, демонстрировала свое умение. Конечно, поначалу ей было сложновато.
Но потом Ксения отправилась с нами на XIII «Русские Ганзейские дни» в Вышний Волочек. Отработала два полных дня наравне со взрослыми – по 10 часов. Чувствовала и вела себя вполне уверенно.
А последняя поездка в Сланцы показала, что ей уже и на руки не нужно смотреть. Это очень важно, особенно на больших мероприятиях, и говорит о том, что Ксюша достигла того совершенства, когда пряха «видит» руками и неотрывно смотреть на пряжу ей не нужно.
К сегодняшней «Русской завалинке» Ксения подошла уже на новом уровне. Могу сказать, что она стремится к более качественной нити – тонкой и ровной. И я с уверенностью прогнозирую, что эта девочка станет тонкопряхой [мастерицей прясть на прялке тонкую пряжу. – Прим. ред.].
Мне также очень нравится и младшая сестра Ксении – Виктория. Она прекрасно чувствует шерсть, и у нее очень настойчивый характер – в хорошем смысле. Думаю, что через год, когда Вика чуть-чуть подрастет, возьму в ученицы и ее.
Проверка микроскопом
Далее наш разговор переместился в сферу профессионального роста самой Елены Александровны:
– В этом году мы решили проверить производителей волокон пряжи и продавцов шерсти – насколько точно они описывают свой товар для нас, мастеров. Потому что, как правило, мы отталкиваемся от определенной тонины [толщины в микрометрах, или, по-старому, в микронах. – Прим. ред.] шерсти: чем ниже тонина, тем шерсть мягче. Самой мягкой шерстью считается оренбургский пух (14-16 мкм) и тонкорунная мериносовая (18-19 мкм).
Захотелось просматривать эти величины самостоятельно. Кинула клич в прядильном сообществе. Одна из мастериц нашла и выслала мне старый микроскоп 1956 года выпуска, другая – специальный окуляр, с помощью которого можно делать замеры. И со всей России мне стали присылать образцы шерсти разных животных – овечьей, собачьей, кошачьей, медвежьей, нашли даже кусочек лисьей шкуры.
Рассматриваю все волокна, относящиеся к прядению: шерсть, лен, шелк, вискоза, полиэстер. Делаю это для того, чтобы определить состав предлагаемой производителями пряжи и сравнить с прилагаемым продавцом описанием. Если указана определенная микронность, значит такой она и должна быть (в усредненном варианте).
Помимо этого, данное исследование важно при покупке шерсти у овцеводов, чтобы пряжа, получаемая из овечьей шерсти, шла на подходящие по тонине, а следовательно, самые лучшие изделия.
На сегодняшний день у меня собрано порядка 150 образцов шерсти разных пород овец, разных пород собак, и той живности, которую с охоты приносит наш кот. Уже исследованы мышки, полевки, землеройки – ждем крота.
Это новое направление в прядильном деле. Я занялась им, потому что нужно развиваться. Оно оказалось крайне интересным и захватило весь наш прядильный мир. Я делаю образцы, фотографии, видео, отправляю их в общий профессиональный чат, чтобы мои коллеги приобщались к данному «действу». И уже могу определить состав практически любой пряжи, что очень полезно для всех мастеров.
А. Ульянова