Пушкинские «Цыганы» на лужском берегу

Сведущие горожане могут сказать: Алеко – герой поэмы А.С. Пушкина «Цыганы», по мотивам которой в Кингисеппе 70 лет назад, в 1953 году, был снят фильм-опера «Алеко», а «Кармен» – новелла Проспера Мериме с главной героиней цыганкой. Алеко и Кармен едва ли встречались, хотя, кто знает, поскольку прообразом знаменитой Кармен по признанию самого Мериме стала пушкинская Земфира из «Цыган».

«Двоюродная сестра»

Имя Пушкина связано с музыкальными произведениями Жоржа Бизе «Кармен» и Сергея Рахманинова «Алеко» и конкретно с нашим городом. Что за узел завязан?

В 1953 году, на Романовке, на берегу рядом с местом, где был профилакторий «Фосфорита», на живописном прибрежном лугу киностудией «Ленфильм» режиссерами Григорием Рошалем и Сергеем Сиделевым снимался один из первых стереофильмов нашего кинематографа по мотивам произведения Пушкина «Алеко». Эта цветная лента была не просто кино, а фильмом-оперой по одноименной опере Сергея Рахманинова. В главных ролях были заняты оперные певцы: Алеко – блистательный баритон Александр Огнивцев, Земфира – очаровательная Ирина Зубковская, сопрано. Лента, где для съемок были привлечены местные жители, имела большой успех не только в СССР, но и за границей, в том числе в США. Так что лужский берег, на котором привольно раскинулся цыганский табор, где в качестве цыган снимались местные жители, увидели и за океаном.

В пушкинских «Цыганах» героиней была «двоюродная сестра» Земфиры, известная всему миру Кармен. Вдохновленный трагическим сюжетом французский писатель Проспер Мериме написал свою новеллу с франко-испанским колоритом. Франция тогда пребывала под впечатлением «Собора Парижской Богоматери» (1831) Виктора Гюго от трагедии «цыганки» Эсмеральды, с бытом цыган была знакома Западная Европа, цыганская тема была «в тренде». Мериме прекрасно владел русским языком, его влекла русская культура, литература, сама Россия, чего он не скрывал, а «Цыганы» — его любимое произведение у Пушкина.

Фараоново племя

Цыгане, как известно, – выходцы из средней Индии, ушедшие оттуда в очень давние времена. По цыганской легенде, их народ согрешил против богов и за это был приговорен к изгнанию из долины Инда, скитанию среди народов Земли и кочевому образу жизни. Около полутора тысяч лет назад цыгане появились в Византии и Палестине, где временно нашли пристанище, и потому себя именовали, как и визинтийцы, – рома (ромалэ). С приходом турок-османов и падением Константинополя лояльное пребывание в этих землях для них закончилась, османы стали продавать их в рабство, и на рубеже XV-XVI веков ромалэ двинулись в Европу. Здесь, дабы придать себе значение в глазах европейцев, цыгане придумали легенду, что они происходят из «фараонова племени» и вышли из Египта, поэтому до сих пор в Европе их называют «джипси» (египтяне). Но Европа приняла новый кочевой народ неприветливо: здесь шли войны, эпидемии, и кочевому племени были не рады. Им приходилось выживать, воровать, а инквизиция отправляла их на костры. Часть цыган стала продвигаться к осевшим прежде соплеменникам на восток – в Венгрию, Валахию и Трансильванию (Румынию).

Первое упоминание о цыганах в России относится ко временам Анны Иоанновны, к 1733 году, когда указом императрицы им было дозволено жить в определенных местах, кочевать и заниматься мужчинам – кузнечным ремеслом, торговлей лошадей, вообще торговлей, а женщинам – гаданием и плясками. Россия пришлась цыганам по душе, тем более что здесь их приняли радушно. В ответ цыгане органично впитали русскую культуру, особенно песенно-музыкальную. И, хотя они никогда не терпели над собой никакой власти, но охотно шли на службу в русскую кавалерию и принимали православие. Одним из первых мест постоянного проживания указом Анны Иоанновны цыганам была определена Ингерманландия, в которую входил и Ямбургский уезд. Здесь кочевали таборы, проживали и оседлые цыгане. Не случайно именно на ямбургской земле впоследствии был поставлен фильм-опера «Алеко».

«Прощай, мой табор…»

«Цыганы» – последняя романтическая поэма Пушкина, он писал ее в путешествии по югу России. В 1821 году в период «южной ссылки», находясь под надзором наместника Бессарабии генерала И.Н. Инзова, провел несколько волшебных летних дней в таборе бессарабских цыган. Близ села Долны Пушкин повстречал цыганский табор. У его предводителя имелась красавица-дочь по имени Земфира. Влюбчивый Александр, увлекшись красавицей, некоторое время прожил в таборе. Затем вольная цыганка исчезла. Пушкин тщетно искал ее, а после узнал из письма, что Земфира убита цыганом из ревности…

Так это было или нет, едва ли узнаем, но поэт с юности был увлечен всем цыганским: в 14 лет он написал не дошедший до нас роман «Цыган», позже стал крестным отцом знаменитой цыганской певицы Стеши.

Зимой 1824 года в Одессе Пушкин начал писать поэму, а закончил ее в октябре в Михайловском. Текст опубликовали в альманахе «Полярная звезда» в 1826 году, через два года поэма вышла отдельным изданием. Она не имела особого успеха в России, но вызвала интерес в Европе.

К пушкинской трактовке цыганской темы обращались Вальтер Скотт, Иоганн Гете, а Джордж Барроу перевел песню Земфиры «Старый муж, грозный муж» на английский язык. Друг Пушкина П.А. Вяземский вспоминал впечатление Н.М. Карамзина, слышавшего эту песню в исполнении композитора М.Ю. Виельгорского: «Когда дошло до стихов: «Режь меня, жги меня» и проч., Карамзин воскликнул: «Как можно класть на музыку такие ужасы, и охота вам их петь?» Песня Виельгорского забылась, но текст и мотив остались.

«Блудный сын»

В начале августа 1824 года поэт, отстраненный от службы высочайшим повелением, прибыл в родовое поместье Михайловское к семье и привез из Одессы черновик неоконченной поэмы «Цыганы». Но именно отчий дом стал для поэта ссылкой, Александр был возмущен тем, что родной отец, по указанию «сверху» принял на себя обязанности надзора над ссыльным сыном. В письме к В.А. Жуковскому поэт пожаловался, что Сергей Львович называет его «блудным сыном» и «чудовищем».

Поэму «Цыганы» исследователи XX столетия назвали переломной в творческой биографии Пушкина, характеризуя ее как «громадный художественный и идейный шаг» от романтизма к реализму.

Живя в Бессарабии, Пушкин вообразил, что между ним и младшим братом Львом установится тесная братская дружба, что брат станет поверенным его дел и мыслей. Но эта иллюзия рассеялась быстро, как и представление о теплом родном очаге. Разладились отношения с матерью, Н.О. Ганнибал, так как все ее внимание было направлено на Левушку. Был случай, что мать не разговаривала с Александром год. Это переживание отразилось и в трагическом финале «Цыган», который окончательно оформился вследствие семейных разочарований в Михайловском – смертью Земфиры и ее молодого возлюбленного (образ брата) от руки Алеко.

Кстати, накануне свадьбы с Натальей Гончаровой Пушкин пришел к известной в Петербурге цыганской гадалке Тане. Гадалка нагадала ему и дуэль, и гибель, описала и приметы Дантеса. Она напела песню «Не к добру», и у поэта навернулись слезы.  

Кармен и Земфира, воспетые Бизе и Рахманиновым

Проспер Мериме издал перевод пушкинских «Цыган» на французский язык в 1852 году. А еще раньше, в 1845 году, появилась его знаменитая новелла «Кармен» с сюжетом, подобным «Цыганам». Мериме не скрывал, что прообразом его Кармен послужила Земфира из поэмы Пушкина.

Новелла с таким сюжетом произвела на снобистскую французскую добропорядочную публику неблагоприятное впечатление – автора обвинили в распущенности нравов. Когда, спустя три десятка лет, осуждение схлынуло, французская публика заинтересовалась «Кармен». Вдохновленный образом цыганки, композитор Жорж Бизе в 1875 году написал одноименную оперу. Несмотря на великолепную музыку, парижская премьера с треском провалилась. Зрители вновь были возмущены «безнравственным» сюжетом. А вот П.И. Чайковский в 1880 году оставил восторженный отзыв: «Опера Бизе – шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Слова Петра Ильича оказались пророческими.

В 1892 году 19-летний Сергей Рахманинов заканчивал Московскую консерваторию. За месяц до того он получил задание написать оперу по либретто В.И. Немировича-Данченко. Опера «Алеко», как назвал ее автор, была сделана на удивление быстро – за 17 дней и, в отличие от оперы Бизе, неоцененной сразу, получила высшую оценку консерваторской комиссии, а Рахманинов получил диплом с отличием. От оперы выпускника консерватории был в восторге сам П.И. Чайковский, который предложил свою помощь в постановке и даже испросил разрешения Рахманинова на постановку «Алеко» вместе со своей одноактной оперой «Иоланта». Премьера «Алеко» состоялась в апреле 1897 года в Большом театре Москвы и имела успех. Одним из исполнителей партии Алеко впоследствии был Федор Шаляпин.

Д. Власов

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях