Разведка боем на фосфоритовских карьерах

Объединенная группа юных разведчиков из тринадцати спортсменов кингисеппской Федерации скалолазания и туризма и курсантов военно-патриотического клуба «Армеец» в честь Дня разведчика России совершили 12-часовой учебно-тренировочный разведывательный рейд по сложной пересеченной местности окрестностей города.

От Посольского приказа Ивана Грозного до разведуправления России 

Под Кингисеппом в этот день шла скрытая условно боевая операция – рейд разведгруппы. День разведчика кингисеппская Федерация скалолазания и туризма (руководитель Елена Черницкая) отмечает традиционно. В этот раз было организовано мероприятие с военно-патриотическим клубом «Армеец», которым руководит Александр Попов тоже, кстати, бывший спецназовец. О том, как это происходило подробно рассказал инструктор по туризму и МОО «КФСТ» Алексей Иванов. Но прежде о том – что это за скрытный прежде праздник День разведчика России, который отмечался в этом году 5 ноября.

Тайные службы разведки существовали, наверное, всегда. Тех, кого бы мы сегодня назвали лазутчиками, разведчиками, встречаются уже на страницах древнейшего шумерского Эпосе о Гильгамеше и даже в Ветхом Завете. Было это и в Древней Руси, но как отдельная служба русская разведка была организована при царе Иване Грозном, когда он в 1549 году учредил Посольский приказ, где был секретный отдел по ведению политической и военной разведки, а также создал опричнину – личную охрану и карательный орган за неблагонадежными. Российский уголовный сыск также ведет свою историю еще со времен этого государя, по его указу был создан Разбойно-сыскной приказ. После его смерти на московский престол сел его сын, слабый царь Федор Иоаннович, но его первым советником был мудрый боярин Борис Годунов, который став затем царем, продолжил совершенствование русской разведки. Политразведкой успешно занимались и царские дипломаты, среди которых, как выдающиеся разведчики прославились послы Матвеев, Толстой и Хилков.

Второй царь из династии Романовых Алексей Михайлович приказал в 1654 году создать отдельную разведструктуру – Приказ тайных дел. Служившие в этом Приказе выполняли различные поручения: следили за действиями послов в заграничных поездках, расследовали дела государственной важности. Спустя полвека Петр I внес данные о разведывательной работе в Воинский устав. А в начале XIX века император Александр I создал Экспедицию секретных дел, позже переименованную в Особенную канцелярию.

После революции 5 ноября 1918 года в Петрограде в составе Полевого штаба Реввоенсовета было образовано Регистрационное управление для координации усилий всех разведывательных органов Красной армии, после многих переименований в 1953 году оно получило название Главное разведуправление Генштаба Вооруженных сил СССР или сокращенно ГРУ СССР. После распада СССР бывший центральный аппарат ГРУ СССР стал центральным органом военной разведки России – Главное разведывательное управление Генштаба Вооруженных Сил России, являясь органом внешней разведки Минобороны России. До 2000 года, даты образования Главного разведуправления, отмечалась только в самом ведомстве. 12 октября того года приказом министра обороны России И. Д. Сергеева был введен на ведомственном уровне профессиональный праздник День военного разведчика, который следовало отмечать на день образования ГРУ СССР – 5 ноября каждого года. В 2006 года указом президента России В. В. Путина праздник включен в перечень государственных и отмечается в России ежегодно 5 ноября.

Военная разведка –

это поведение комплексных специальных мероприятий по добыче информации, ее обработке о потенциале противника, его людском и техническом ресурсе, дислокации, о боевых возможностях армии на данном участке ведения боевых действий. Современная разведка классифицируется по трем основным направлениям: тактическая (войсковая или оперативная), стратегическая (сбор, систематизация и анализ данных) и контрразведка (противодействие разведке противника).

Кингисеппская федерация скалолазания и туризма в ноябре в День разведчика отмечает рейдом или марш-броском, в Федерации действует два направления – спортивное и патриотическое, есть инструкторы, которые ведут патриотическую работу. Этот формирование, постоянно участвующее и организующее в тактических рейдах и мероприятиях, называется «Ястреб». В этом году их рейд разделили курсанты военно-патриотического клуба «Армеец», для которых этот праздник тоже свой.

Перед рейдом были проведены учебные тренировки в лесу с преодолением препятствий, ориентирование и перенос пострадавших в сложных условиях и встречу с ветеранами разведки – была проведена встреча с ветераном артиллерийской разведки С. Т. Тимофеевым. Цель рейда – полноценное развитие ребенка, их физическая и морально-психологическая устойчивость. 12-часовой рейд с многочисленными испытаниями, состоящий из десяти этапов, адаптированный для детей подросткового возраста, был нацелен на школьников от 12 до 15 лет – среди 13 участников рейда было пять девочек, которые, забегая вперед, скажем – не уступали парням. И передвигаться, причем быстро, приходилось с грузом снаряжения 6-7 кг (10 кг – у старших ребят) плюс у каждого был еще и личный дополнительный груз. С участниками постоянно находились от трех до пяти инструкторов-тренеров из взрослых. Разверейд был условно боевой, но должен был показать, как дети могут работать в команде, показать на их физическую и психологическую выносливость, умение выполнять боевые команды и принимать решения, поскольку эти качества в реальном бою станут определяющими.

Сначала обе группы прошли инструктаж по технике безопасности и из двух групп была составлена одна с командиром из ребят и заместителем, как в реальности. Причем участники рейда из этих групп познакомились только на инструктаже.

– За участие в подготовке и проведении рейда я хотел бы поблагодарить инструкторов Федерации, – сказал Алексей Иванов. – Константина Воеводова и Андрея Романовского, а также руководителя пейнтбольного клуба «Печенег» Алексея Печенегова.

Участники группы усвоили командный урок – что они одна команда

Выход на маршрут стартовал с площади Николаева в 7.30. Первая задача группы – дойти до железнодорожного моста и произвести на рядом стоящей с ним каменной опоре старого моста подъем и спуск, найти взрывное условное вещество и обезвредить его.

– Ребята поднялись, спустились, обезвредили «взрывчатку» и даже провели спасательную работу: один из курсантов не смог подняться по веревке наверх со снаряжением, ему помогли. Затем было ориентирование – требовалось выйти в условную точку, оборудовать наблюдательный пункт и одновременно развести костер в сыром лесу и приготовить завтрак. Ребята все сделали умело, быстро, слаженно, что приятно нас удивило.

Следующий этап предполагал выход к переправе в районе фосфоритовских карьеров и переправу через глубокий овраг. По легенде группу обнаружил противник и следовало принять бой, Алексей Печенегов устроил военно-тактическую игру. Переправлялись по веревке, препятствие преодолели, сняли веревку на другом берегу, где соорудили носилки и несли раненого – по сценарию, один из группы в перестрелке был ранен. Кстати, одна из девочек исполняла роль разведчика-наблюдателя – настолько ловко лазала по деревьям.

– В пути некоторые ребята нас спрашивали: «Когда планируется обед?». Мы отвечали, что здесь не пионерский лагерь, здесь нет принятого распорядка – решайте сами, когда, где и как будете принимать пищу.

При дальнейшем движении потерялся один из группы – это уже не по сценарию – ребята подустали, однако виду не показывали. Как в песне Михаила Светлова: «Отряд не заметил потери бойца…». Однако участники организовали поиск, но боец попал в руки бандитов – это уже вновь по сценарию, и его пришлось обменять на продукты – такой поворот стал для ребят неожиданностью, но товарища выкупили к удовлетворению наблюдателей, хотя перед участниками был выбор – однако все были готовы морально остаться без обеда ради товарища, чтоб «Яблочко» песню допеть до конца…

После этого все совершили трехкилометровый скоростной марш-бросок и разделились на две группы: одна скрытно строила лагерь, вторая должна была совершить на него налет, что было в замыслах организаторов рейда. Налетчики обнаружили лагерь, подобрались, «убрали» часовых и успешно совершили нападение. Далее новое преодоление канавы и обратный путь. Тогда наблюдатели устроили ребятам проверку на вшивость: налетчиков, кто выиграл налет – тому в награду дали еду, а проигравших оставили без еды и решили посмотреть – как поведут себя дети. К удовлетворению взрослых, выигравшие бой честно поделились ужином с остальными.

– Дети должны понимать, что у них одна команда и эгоизму, надменности здесь нет места. Мы увидели, что дети усвоили командный урок.

Мы – команда!

Кроме того, ребята получили навыки работы со снаряжением. Физически многим было тяжело, и наблюдатели постоянно предлагали на выбор участникам остановить маршрут или сойти с маршрута и отдохнуть – испытывали на слабину, на крепость характера. Было видно, что все устали, но держались и наотрез отказывались выйти из игры, подчеркивали намерение дойти до конца стиснув зубы. Более того, когда, сделав 15-километровый круг по лесной пересеченной местности, группа вернулась на место старта, до города было еще пять километров. Наблюдатели предложили участникам доехать на колесах, но те наотрез отказались и дошли на своих двоих – рейд так рейд.

Вернулись на площадь Николаева уже поздно – около восьми часов вечера, усталые, но не сломленные и довольные – полные энтузиазма, не подкачали, прошли сложный маршрут.

– Отзывы ребята оставили о рейде в День разведчика позитивные и высказали желание пройти еще более сложный, полный неожиданностей, но интересный маршрут. Главного мы добились: участники поняли, что команда и дисциплина прежде всего, а это взаимопомощь, подчинение командиру – его слово последнее, а все внутренние конфликты должны быть на время задания отключены – в бою всегда командное стоит над личным.

Цели такой проверки и подготовки – закалка волевых качеств каждого, чтобы каждый научился отвечать не только за себя, но и за других и, что немаловажно, умел быстро принимать ответственные решения. Уметь принять решение, оказывается, очень непросто, поскольку от этого решения зависит не только твоя участь, но и всех остальных, кто в команде. Это понимание ответственности за принимаемое решение, ошибка одного – это ошибка всех.

– Мы остались довольны всеми участниками рейда, задания ребята выполнили, все справились в рейде в честь Дня разведчика. Мы предложили утроить еще один, более сложный рейд, уже 36-часовой с ночевкой и поинтересовались у ребят, хотели бы принять в нем участие?

Все без исключения ответили: «Да».

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях