«Самое главное, чтобы все жило, и кому-то это было нужно»

В пятницу, 29 октября, Кингисеппский историко-краеведческий музей принимал Кочевую выставку первого симпозиума традиционного ижорского дровяного обжига, представленную Вистинским ижорским музеем.

Как выставка керамики стала кочевой

Привезла экспозицию в Кингисепп директор Ижорского музея Елена Ивановна Кострова:

– В этом году мы осуществили проект «Первый симпозиум ижорского дровяного обжига», который проходил в партнерстве с Фондом «Северная Пальмира» из Санкт-Петербурга. Этот проект реализован на средства гранта губернатора Ленинградской области А. Ю. Дрозденко. В августе был дан старт – в нашу мастерскую приехали керамисты из Ленинградской области: народный мастер России Николай Васильевич Подрезов, студенты профильных высших учебных заведений, выпускники художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица, а также опытные преподаватели-керамисты – целая команда из 20 человек.

Гости пробыли в Вистинском поселении целую неделю, проживали в гостевом доме «Дубки» на Сойкинском полуострове. И программа была настолько насыщенная, что каждый день происходили новые открытия.

Нужно сказать, что к нам приехали люди, далекие от культуры конкретно ижорской керамики – что это такое, они совершенно не понимали. Но, благодаря мастеру и руководителю проекта Дмитрию Николаевичу Ткачеву, бывалые керамисты, столкнувшись с фрагментами ижорской керамики и побывав у нас на экскурсии в Ижорском музее, где была представлена и культура, и быт, и традиции ижор (народа, населяющего Сойкинский полуостров), впечатлились и, сев за круги, попытались делать ижорскую керамику.

Поначалу ничего не получалось, видимо, нужно было окунуться в этот мир, в традицию и культуру. Побывать на месте традиционного ижорского гончарного промысла в деревне Большое Стремление, а также – в этнографических экспедициях на отвалах, где до сих пор можно найти фрагменты этой керамики. Поработать в мастерской, в гончарном классе, в культурно-выставочном центре при Ижорском музее. И, конечно, пообщаться с Дмитрием Николаевичем, потому что в течение долгих лет он все свое творчество посвящал изучению ижорской керамики и восстановлению традиционных ижорских форм. А восстановил он более сорока предметов керамики.

И что вы думаете? К концу симпозиума формы получились! И образовалась Кочевая выставка тех работ, которые создали наши гости. Все это было обожжено в настоящем ижорском дровяном горне, который также реконструировал Дмитрий Николаевич.

Выставку мы открыли в культурно-выставочном центре при Ижорском музее, а кочевать она начала с сентября: это и Выборг (выставочные центры «Усадьба Бюргера» и «Лакамунда»; Людмила Калинина), и Ивангород (Пороховой амбар в Ивангородском музее – директор И. Н.  Миронова), и наш любимый Кингисепп (историко-краеведческий музей – директор И. В. Грекова), и Сосновый Бор («Центр развития творчества личности «Гармония»; Валентина Еремина). Следующим нас ждет Ломоносовский район, а закольцуется кочевье в Музее-институте семьи Рерихов в Санкт-Петербурге.

Мы благодарны всем, кто нас поддержал, рассматривая грантовые проекты, и, конечно, председателю фонда «Северная Пальмира» Ирине Анатольевне Усенко.

Самое важное, что процесс не будет останавливаться: Ижорский музей нацелен на площадку, где не просто хранятся экспонаты, а на ту работу, которая будет давать возможность жить истории этих экспонатов. Когда керамика просто хранилась – были и просто прекрасные выставки, а вот когда работе по возрождению этих форм стали обучать, началась совершенно другая история. Ты видишь, как на твоих глазах рождаются мастера. У Дмитрия Николаевича, естественно, есть ученики, и эти ученики уже тоже выступают как детские мастера – они делают свистульки «куккойшойтту», работают за гончарным кругом самостоятельно. Точно так же и в отношении других культурных направлений – есть, кому их повести. Самое главное, чтобы все жило, и кому-то это было нужно.

Не всегда посуда бьется к счастью

Образцами реконструированной ижорской керамики были обильно уставлены два длинных стола. Д. Н. Ткачев выбрал для демонстрации одну из форм под названием «караваника» (кстати, отсюда и название мастерской) – фигурное блюдо, предназначавшееся для выпечки караваев. Мастер рассказал о ямбургской керамике, ее незавидной судьбе и воссоздании силами сойкинской гончарной мастерской «Karavanika»:

–  Ямбургской и конкретно ижорской керамикой я занимаюсь девять лет. Она является культурным сокровищем, редкостью для Ленинградской области. Дело в том, что искусствоведы XIX и начала ХХ века не обращали на нее внимания, так как она была обыденным явлением – ямбургская керамика расходилась по всей губернии. Учитывая то, что глиняная посуда бьется и по истечении срока годности хозяевами просто выбрасывается, ее образцов почти не осталось ни в музеях, ни в частных собраниях. Источник же нового пополнения гончарной посудой постепенно иссяк.

Мы выезжали в Большое Стремление и в местных отвалах собирали осколки, фрагменты гончарных изделий. Было трудно составить перечень существовавших керамических форм изделий дровяного обжига, долго и кропотливо восстанавливалась посуда по археологическим раскопкам. Чуть более сорока форм удалось возобновить, но многие, видимо, утеряны безвозвратно.

Форму крынки определяла женская фигура

Во время мастер-класса Д. Н. Ткачев из глиняной заготовки сделал крынку для молока в традициях ямбургских гончаров. Она украшается нехитрым орнаментом – тремя полосками, в ведические времена имевшими сокровенный смысл. Полоски на крынке остались, но теперь они означают здоровье, долголетие и благополучие.

Поскольку гончарами прежде были мужчины, форму крынки определяла женская фигура – так мастера каждого народа и региона определяли эталоны женской красоты. В ижорском крае на берегу Балтики крынки делались приземистыми и коренастыми – здесь в женщинах ценились не столько красота, сколько трудолюбие и выносливость.

Презентация выставки началась с исполнения рунических песнопений на ижорском языке и продолжилась в мультимедийном зале, где посетители посмотрели ролик об Ижорском музее с комментариями Е. И. Костровой. Елена Ивановна рассказывала о первых исследователях культуры ижор и води в Ямбургском уезде, а также о практических занятиях, проводимых в Ижорском музее, о гончарной и рукодельной мастерских.

Был показан и короткометражный фильм «Песочная анимация», поставленный по книге Д. Н. Ткачева «Путь к волшебству» о тайнах гончарного мастерства. Н. А. Дьячков провел информационную беседу по ижорскому языку, а Е. Н. Ростовщикова посвятила зрителей в секреты изготовления обереговых кукол.

В завершение выступили кантелисты – Татьяна Владимировна Крылова и ее дети, Василий и Анна. Зрители услышали чарующие таинственные звуки кантеле и легенду о создании этого старинного инструмента, напоминающего русские гусли.

В субботу, 13 ноября, Кочевую выставку первого симпозиума традиционного ижорского обжига приняли в МБУ «Центр культуры, спорта и молодежной политики МО «Низинское сельское поселение» Ломоносовского района.

Д. Власов