
Малая родина – это всегда место силы. А если на малой родине живут представители малочисленного коренного народа России, – тогда вдвойне. Исторической водской деревне Ундово (Котельское сельское поселение Кингисеппского района) исполнилось 400 лет – 3 июня в поселении состоялся праздник с народным гулянием.



1623-2023
«Я все время думаю: где проходит грань между величием и небытием? Между известностью и забвением? Между яркостью праздников с их раздольными песнями и серостью беспамятных будней?.. Что отделяет водский народ с его древнейшим бесконечным прошлым, значимыми историческими событиями, великолепным звучным языком и загадочной необычной культурой от двух десятков стариков, помнящих, что они – «ваддя»?», – так начинается книга этнографа-исследователя Ольги Коньковой «Водь. Очерки истории и культуры» (СПб, 2009).
На скатах Ижорского плато, недалеко от поселения Каттила (ныне – Котлы), в одном из самых живописных мест на реке Сума расположилась деревня Ундово, впервые упоминаемая в шведских «Писцовых книгах Ижорской земли» 1618-1623 гг. как Undowa. Именно поэтому коренные жители деревни считают, что в этом году поселению стукнуло 400 лет.
Эта территория входила в Водскую пятину (так называли территориально-административную единицу в славянских государствах). Издревле здесь проживали представители финно-угорской народности водь – вожане. Исследователи во все времена отмечали крепкое сложение мужчин-вожан и красоту женщин-вожанок – самых голубоглазых и белокурых в мире.
Водь – один из древнейших народов, проживающих на Северо-Западе России. Самые ранние водские захоронения датируются I-IV вв. н.э. Самоназвание води звучит как vaďďalain, что означает «народ земли» (финны именовали их «ватьялайсет», то есть жителями Ватланда – Водской земли). Никакого отношения к воде это название не имеет.
В филологических кругах известен представитель народа водь – лингвист и педагог начала ХХ века Дмитрий Павлович Цветков — уроженец деревни Йыгыпэря (ныне Краколье Кингисеппского района), создавший словарь и грамматику водского языка.
Он также занимался подсчетами общего количества водских дворов в прилужских деревнях и среднего количества проживающих в каждом крестьянском хозяйстве. По его данным, в окрестностях Котлов в середине 1920-х годов проживало более шести тысяч вожан, хотя официальная перепись населения 1926 года фиксирует чуть больше семисот.
После Великой Отечественной войны водь долгое время считалась исчезнувшей народностью. Лишь в 2002 году перепись населения зарегистрировала на территории России 76 ее представителей. И это число уменьшается…
В Ундово на сегодняшний день несколько семей продолжают считать себя вожанами. Как сообщила уроженка поселения, учитель истории Таисия Мацур, стопроцентно причислить себя к этому малочисленному народу никому уже не под силу. Однако в деревне существуют четыре водских дома (было шесть, но два, увы, сгорели), в которых сохранилась отличительная черта – дворы, мощеные природным камнем.
«Ундово – деревня на века!»
Современные жители деревни стремятся сохранить и возродить обычаи народа своей малой родины. С 2009 года официально отмечается «День деревни Ундово» в традициях гуляния «Русская березка» накануне православного праздника Троицы. День Святой Троицы – престольный праздник деревни Ундово. И потому в День поселения народная традиция «завивания березки» переплетается с христианской. К слову, год назад здесь возродили еще один народный праздник – Иван Купала. Природные условия берега реки Сума и окрестностей позволили сделать его по-настоящему русским и традиционно российским.
В 2022 году жители Ундово составили Герб и создали Флаг поселения на основе архивных исторических свидетельств. И сочинили Гимн, в котором есть такие слова: «Ундово – славная мать своих детей. Самое главное – жизнь простых людей. Земля родит, бьет звонкий ключ, бежит река. Ундово – деревня на века!»
Герб представляет собой щит с золотым навершием в виде традиционного водского наличника (вожане до сих пор верны своей исконной тяге к украшению окон), сохраненного в деревне Ундово. На лазурном поле помещена золотая щука – олицетворение реки Сумы – с серебряным ключом в пасти, символом родника. Голова щуки повернута влево – по течению реки. Белое поле выполнено в виде ливонской кладки, сложенной из камней разной формы, с черной муровкой. На ней изображен червленый водский крест с двумя боковиками: первый – из трех черных переплетенных брусничных веток в столб на серебре, каждая по три червленые ягоды с пятью зелеными листами (три вверху и два внизу); второй – лазурная лента с красной каймой.
«Мне нравится жить в избушке с оконцем»
К 400-летию деревни жители подготовились основательно. Пригласили в гости соседей из Котлов, Неппово, Понделово и других окрестных деревень. Гостеприимство – тоже в традициях Котельского сельского поселения.
Организовали историческую зону с фотоархивом, экскурс по которому провела дочь Таисии Ивановны Мацур – Юлия Сонникова. Распечатали сборник стихов собственного сочинения – о деревне и ее населении. Представили концерт, в том числе с приглашенными артистами разных поколений, и свои творческие работы – картины, вышивку, прялку, швейные изделия и даже художественно оформленное ароматное сено. Для фотозоны был специально подготовлен стилизованный сарафан-фартук, надеть который могли все желающие.
Гвоздем программы стал национальный водский костюм, в котором предстала староста деревни Наталья Миренкова. Она специально заранее потрудилась над ним вместе с местной мастерицей.
«Мы с Натальей Рохмистровой внимательно изучали, как выглядела исконная водская одежда, – рассказала Наталья Николаевна. – Особое внимание уделили сочетанию цветов. Дело в том, что водский женский костюм имеет четыре разновидности, в зависимости от этапа жизни: костюм девушки, «молодки», зрелой женщины и пожилой. Мы, конечно, создали нечто среднее, но очень старались. Поначалу я даже немного стеснялась выходить в нем выступать на открытии праздника. Но потом решилась. А мой синий сарафан, кстати, очень удобный – пожалуй, буду его носить в повседневной жизни».
Патриоты малой родины
Сбором исторического материала, прежде всего, затрагивающего жизнь в деревне во время Великой Отечественной войны, вместе с учениками Котельской школы занимается учитель русского языка и литературы Евгения Ион.
К 400-летию поселения она приготовила «Книгу памяти», изданную в Кингисеппе к 50-летию Великой Победы, в которую занесены имена жителей Ундово. И книгу «Оккупация западных районов Ленинградской области в годы Великой Отечественной войны», вышедшую в 2018 году в издательстве Санкт-Петербургского государственного университета. В это издание включены воспоминания жителей Ундово – Геннадия Константиновича Зальцмана и семьи Аникеевых.
«По неофициальным данным из деревни были мобилизованы 19 человек, – пояснила Евгения Николаевна. – Про 18 из них я нашла материал. На девятерых есть данные на сайте Министерства обороны. Четверо вернулись домой с войны. Это орденоносцы Николай Александрович Иванов (захоронен в Кингисеппе на Аллее Славы), Николай Петрович Фадеев и Петр Васильевич Абрамов, а также рядовой Константин Антонович Зальцман».
Староста Ундово и активисты ухаживают за деревенским кладбищем, где сохранились могилы участников Великой Отечественной войны. В деревне также есть люди, занимающиеся поисковой работой.
Ежегодно ко Дню Победы – государственному празднику 9 Мая – жители поселения отправляются на субботник, чтобы привести захоронения в порядок и почтить память павших героев. Молодому поколению рассказывают о том, какими героическими деяниями славны их предки, воспитывая в детях и молодежи патриотизм, основанный на труде и уважении, интересе к истории и любви к малой родине.
По словам Е.Н. Ион, несколько лет назад у жителей возникла идея поставить новый памятник героям ВОВ. Дети нарисовали несколько проектов – как они видят этот мемориал в будущем. Два из них были представлены на празднике в качестве примера.
Больше года назад, с началом спецоперации, жители деревни Ундово одними из первых проявили гражданскую позицию: во главе со старостой Н. Н. Миренковой, установившей на своем частном доме Государственный флаг Российской Федерации, они вышли на улицу деревни в поддержку президента России с плакатами «Zа будущее России», «Zа В. В. Путина», «Мы – часть Великой страны».
Когда малое становится большим
Люди, проживающие в Ундово, любят и ценят свою историю, бережно хранят память предков, стараются созидать и поддерживать крепкую и дружную общину. Они могут служить примером для соседей по всей России, так как готовы делиться опытом и учиться, следовать традициям, воспринимать новые веяния, двигаться вперед и решать все возникающие проблемы сообща.
Этот материал мы начали с цитаты из книги О.И. Коньковой о народности водь – тем же и закончим: «Малочисленный народ – это не трагедия малости, как думают иногда те, кто смотрит на судьбу народа со стороны… Когда мал сам народ, то жизнь каждого человека в нем становится невероятно важной. Обычный человек становится великим, и у него появляются огромные возможности сделать жизнь своего народа совсем иной. Малое становится большим».
А. Ульянова
