Вот уже на протяжении 22 лет, с 1998 года в Кингисеппе функционирует филиал ЛГУ им. А. С. Пушкина, из стен которого за все эти годы вышло более 3,5 тысяч выпускников, получивших здесь высшее образование. Также в структуре университета уже несколько лет функционирует колледж и успешно осуществляет подготовку по специальностям среднего профессионального образования.
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина является одним из ярких лидеров отечественного образования, крупнейшим культурно-просветительским центром, уникальным многопрофильным научно-образовательным комплексом, развивающим традиции академической науки и образования, российской и мировой культуры. Качество образования в университете, научные школы и профессионализм ученых получили признание и на международном уровне.
Об учебной деятельности и направлениях подготовки высшего и среднего специального образования в Кингисеппском филиале ЛГУ им. А. С. Пушкина рассказала его директор М. М. Довжинец.
Система среднего профессионального образования все более интересна для выпускников школ
В последние годы увеличивается число желающих поступать в колледжи. Все больше предприятий поддерживают систему среднего профессионального образования, растет и качество подготовки. Менталитет поменялся, многие хотят идти в среднее образование, а не высшее: приобретают достойную профессию, начинают вливаться в настоящую работу, получают зарплату. С каждым годом растет число абитуриентов колледжей и отделений среднего профессионального образования при вузах среди выпускников девятых классов, и ЛГУ им. Пушкина не стал исключением – количество поступающих в колледж при университете ежегодно увеличивается.
Пока законодательство позволяет, выпускники колледжей учатся ускоренно, то есть 3,5 года
– Все время мы отдавали предпочтение высшему образованию, и буквально пять лет, как мы стали готовить специалистов еще и среднего профессионального образования, потому что сейчас это очень актуально, – рассказывает Мария Михайловна. – Многие вузы имеют в своем составе или отделения средне –профессионального образования или колледжи. Выпускники, получив диплом о среднем профессиональном образовании, идут на любое направление высшего образования без сдачи ЕГЭ. И пока законодательство позволяет, они учатся ускоренно, то есть 3,5 года. Но подчёркиваю, пока. Сейчас все быстро меняется. В данный момент законодательство позволяет со средне-профессиональным образованием поступить на любое направление высшего образования в любой ВУЗ по вступительным испытаниям ВУЗа. И это удобно – не надо сдавать ЕГЭ, по вступительным экзаменам вуза необходимо сдать три экзамена, это в основном тестирование.
В Кингисеппском филиале ЛГУ им. А. С. Пушкина обучение на отделении среднего профессионального образования сейчас пользуется спросом
– Основа обучения по специальностям среднего профессионального образования – как за счет средств бюджетного финансирования, так и внебюджетная (с оплатой из собственных средств). Если ребенок не проходит по своему среднему баллу аттестата на бюджет, он может поступить на платное обучение. Стоимость 60.000-70.000 рублей в год. На первый взгляд сумма может показаться огромной, но если посчитать затраты на обучение в колледжах или вузах Санкт-Петербурга (даже на бюджете), то там получится сумма в два или три раза больше. Ребенку необходимо дать деньги на питание, проживание, на дорогу домой в Кингисепп. Даже если на неделю выделить 2000 рублей, а это на самое необходимое, то за учебный год получается порядка 80.000 рублей. При этом еще родители переживают, как там их дети, все ли у них хорошо и в порядке. Общежития при учебных организациях тоже не всегда соответствуют нашим представлениям. Я считаю, что образовательные организации Кингисеппа предлагают огромный выбор специальностей среднего профессионального образования и прекрасную возможность получить образование здесь в городе. Много технических специальностей предлагает Кингисеппский колледж технологии и сервиса, который располагает отличной материально-технической базой. Наш ВУЗ специализируется больше на педагогических специальностях и направлениях. Набор ведется на такие специальности как «Воспитатель детей дошкольного возраста», «Преподавание в начальных классах», «Прикладная информатика по отраслям», «Земельно-имущественные отношения». Каждый год объявляется набор в бюджетную группу.
Что касается высшего образования – оно у нас заочной формы обучения
– Основные востребованные направления – по-прежнему «Экономика» и «Педагогическое образование». Хотелось бы обратить внимание, что со следующего 2021-2022 учебного года изменяются Федеральные государственные стандарты, и такие направления как «Экономика», «Менеджмент», «Психология» будут осваиваться в очно-заочной форме, а это значит, что занятия будут проходить каждую неделю три дня, в отличие от заочной формы, когда были учебные сессии два раза в год по 25 дней. Поэтому я бы посоветовала не откладывать обучение на следующий год, а поступать в этом. Прием документов продолжается до 1 октября.
На дневном отделении в Кингисеппском филиале учатся 150 студентов, получающих средне-профессиональное образование. Высшее образование заочно получают 150 человек
– Самое популярное направление средне-профессионального образования – «Воспитатель», а на «вышке» по-прежнему остается «Экономика». В этом году мы предлагали новые направления, такие как «Менеджмент транспортно-логистических систем», «Сервис недвижимости и жилищно-коммунального хозяйства».
Сейчас в филиале идет набор на обучение. Прием документов будет осуществляться до 1 октября
– С 1 октября начинаются вступительные испытания на заочную форму обучения. По сегодняшним меркам, они должны пройти как обычно – в очной форме, в аудиториях, но если что-то изменится, то прием экзаменов будет осуществляться дистанционно «он-лайн».
В этом году мы набираем на направления: Экономика профили: «Финансы и кредит», «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности», направление Менеджмент профиль «Менеджмент транспортно-логистических систем», направление Сервис, профиль «Сервис недвижимости и жилищно-коммунального хозяйства», направление «Психология», направление Педагогическое образование, профиль «Начальное образование», «Дошкольное образование».
Преподавательский состав на высшем образовании полностью из Санкт-Петербурга, это преподаватели кафедр ЛГУ им. А. С. Пушкина, профессоры, доктора и кандидаты наук. На среднем профессиональном образовании преподаватели из Кингисеппа и Санкт-Петербурга.
Об учебе в нынешних реалиях
– Обучение на дневном отделении происходит с соблюдением всех необходимых санитарных правил, с утра на входе мы замеряем у студентов температуру, обрабатываем руки, проверяем наличие масок, в течение дня обрабатываем помещения согласно принятым санитарно-эпидемиологическим нормам. Студенты на лекциях сидят в масках. Преподавателям разрешено читать лекции без масок, но маски у них всегда присутствуют – в коридоре, все без исключения, должны в обязательном порядке находится в средствах индивидуальной защиты. Также мы ввели обязательную сменную обувь.
Что касается студентов заочного отделения, то лекции у них проводятся и в режиме «он-лайн», и в аудиториях, 50 на 50 процентов. Но если будет какое-то ограничение, то вуз готов, перейти на обучение в режиме «он-лайн».
«В общем, присутствовала легкая самодеятельность»
В марте этого года в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции COVID-19 университет перевел обучающихся на полную реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. У нас была платформа Blackboard для организации образовательного процесса в удаленном режиме и контроля самостоятельной работы студентов и слушателей, на которой были выложены материалы, можно было почитать, решить тесты. Но, как и у всех в тот момент, система не выдерживала нагрузки, поэтому многие преподаватели работали, кто в ZOOM, то в Skype, кто-то лекции присылал в электронном виде. Было очень сложно, что дать материал, что проверить его. Экзамены и защиту выпускных квалификационных работ также принимали дистанционно. Студенты успешно выдержали все испытания.
C помощью дистанционных технологий реализуется принцип непрерывного образования
– Если в марте при введении дистанционной формы обучения можно сказать, что это стало для нас неожиданностью, то сейчас разработаны программы, необходимые тесты, приобретены лицензии на необходимые платформы для проведения «он-лайн» занятий. Все это позволяет достойно вести образовательный процесс. В случае необходимости вуз готов к любым формам реализации образовательного процесса!