«Северный поток-2»: старт морской трубоукладки в России

1917-092130 апреля 2019 года в рамках строительства газопровода «Северный поток-2» началась укладка труб в российских водах. Сто километров первой нитки газопровода в течение месяца уложит судно «Solitaire». Трубоукладка в рамках проекта «Северный поток-2» в России только начинается, при этом в водах Германии, Швеции и Финляндии уже уложено более 1100 километров газопровода. В связи с началом новой фазы строительства в России, мы информируем наших читателей о текущих морских работах.

К укладке первой нитки «Северного потока-2» в российских водах приступило судно «Solitaire»

В трубоукладке на российском глубоководном участке задействовано судно «Solitaire» длиной 300 метров и шириной 41 метр, принадлежащее компании Allseas. Cуда этой компании выполняют большую часть трубоукладки по проекту.

На борту Solitaire трудится до 420 специалистов. Работы ведутся круглосуточно, при этом скорость трубоукладки – составляет приблизительно три километра в сутки. Судно оснащено системой безъякорного динамического позиционирования, благодаря которой с морским дном контактирует только укладываемый газопровод. Это позволяет свести к минимуму воздействие на окружающую среду, в частности, на морских млекопитающих, а также на судоходствo. Во время работы вокруг трубоукладочного судна устанавливается зона безопасности радиусом 1,85 километра (одна морская миля). Все работы выполняются в соответствии с разрешениями, выданными компетентными органами власти Российской Федерации.

Судно Solitaire уложит около ста километров первой нитки газопровода «Северный поток-2» в российских водах за один месяц. Укладка второй нитки запланирована на осень 2019 года. Прибрежный участок газопровода на мелководье протяженностью около 14 километров уложит судно «Фортуна» российской компании МРТС. Укладка труб на мелководном участке запланирована на вторую половину 2019 года.

Компания Nord Stream 2 будет тщательно следить за ходом работ. Специально для этого разработана многоуровневая система контроля и надзора для соблюдения самых высоких стандартов безопасности и охраны окружающей среды при выполнении работ. На борту судов за работами постоянно следят уполномоченные представители компании Nord Stream 2.

Процессы на борту трубоукладочного судна «Solitaire»

Судно «Solitaire» можно сравнить с плавучим заводом. Строительство на борту происходит в несколько этапов – от загрузки труб на трубоукладчик до опускания трубопровода на морское дно. Судно укомплектовано и оборудовано для укладки труб 24 часа в сутки, семь дней в неделю.

Логистика устроена таким образом, чтобы обеспечить постоянное наличие достаточного количества труб для продолжения работ в постоянном режиме со скоростью 3 километра в сутки. По обеим сторонам судна расположены специальные площадки, на которые выгружают трубы, доставленные транспортными судами. Непосредственно на борту трубы готовят к сварке: обрабатывают торцы для создания требуемой геометрии кромок и очищают изнутри сжатым воздухом.

Обработанные трубы подаются на станцию сварки, где две 12-метровые трубы сваривают в двухтрубную секцию, которую соединяют с основной веткой газопровода. Каждый миллиметр сварных швов проходит обязательную процедуру проверки – ультразвуковой неразрушающий контроль. Затем по всей ширине сварного стыка устанавливается термоусадочная манжета для защиты от коррозии, которая заливается полиуретановой пеной для обеспечения механической защиты. По завершении всех подготовительных работ трубы по стингеру опускают на морское дно.

После укладки газопровода необходимо проверить его точное расположение на морском дне. Для этого используется подводный аппарат с дистанционным управлением (ROV) с установленной на нем подводной камерой. Он передает информацию с морского дна на исследовательское судно, где фиксируется точное расположение газопровода.

Именно в такой строго последовательности ведется трубоукладка по всему маршруту газопровода – от России до Германии. Как отмечают руководители трубоукладочных судов, ключом к эффективной работе является слаженная командная работа, а управление процессами на судне подобно дирижированию оркестром.

Концепция «зеленой логистики»

Не менее важным аспектом слаженной работы на трубоукладочных судах является эффективная логистика. Для строительства «Северного потока-2» в российских водах транспортные суда доставляют 12-метровые трубы весом 24 тонны из ближайшего логистического центра, расположенного в Финляндии, в Котке. Компания разработала специальную логистическую концепцию, целью которой является обеспечение эффективных и своевременных поставок необходимых материалов при минимальных затратах и с минимальным воздействием на уязвимую экосистему Балтийского моря. Перевозки осуществляются по кратчайшим маршрутам с использованием транспорта с низким уровнем вредных выбросов – морского и железнодорожного. Максимально задействуются местные трудовые ресурсы и поставщики из Балтийского региона.

В целях обеспечения максимальной эффективности во время строительства на всей протяженности газопровода были выбраны четыре порта, ставшие логистическими центрами проекта. Изготовленные трубы с нанесенным антифрикционным и антикоррозийным покрытием проходят контроль качества и доставляются на заводы по нанесению утяжеляющего бетонного покрытия и площадки промежуточного хранения, которые находятся в Котке на побережье Финляндии и в Мукране на немецком острове Рюген. Чтобы обеспечить кратчайшие транспортные расстояния до трассы газопровода, были выбраны дополнительные места промежуточного хранения – порт Коверхар на полуострове Ханко в Финляндии и порт Карлсхамн в Швеции. Затем трубы доставляются на трубоукладчики специальными судами-транспортировщиками. Уже на борту трубы свариваются в непрерывную нить, укладываемую на морское дно согласно маршруту.

Масштабные изыскания морского дна гарантируют безопасность и надёжность газопровода на десятилетия вперед

Перед началом строительства компания Nord Stream 2 провела тщательные изыскания, являющиеся важным этапом таких международных инфраструктурных проектов, как «Северный поток-2». Маршрут через Балтийское море исследован на всем протяжении от России до Германии. Обследовано в общей сложности около 59 тысяч километров моря от береговой черты до глубин свыше 200 метров. Это в полтора раза больше, чем длина экватора. Используя новейшие технологии для сбора трехмерных данных с максимально возможным разрешением, исследовательская флотилия в составе 49 судов картографировала оптимальный маршрут, обеспечивающий безопасность эксплуатации нового газопровода при минимальном воздействии на окружающую среду.

В рамках изысканий проведены комплексные исследования дна Балтийского моря для картографирования объектов культурного наследия, требующих обхода или защиты, таких как затонувшие суда различных эпох и типов, самолеты или корабли периода Первой или Второй мировых войн. Меры по снижению воздействий на обнаруженные объекты культурного наследия включают их обход, осторожное ведение работ, а также извлечение находок. В случаях, требующих перемещения артефактов, компания Nord Stream 2 принимала совместно с экспертами решение об извлечении находок для передачи соответствующим органам, либо об их переносе на безопасное расстояние от места строительных работ.

Маршрут российского участка газопровода пролегает в районе, который в прошлом играл значимую роль в морской торговле между Россией и западной частью Балтики. В 2015-2016 годах были проведены геофизические изыскания для сбора информации об объектах культурного наследия на морском дне. В результате пять находок были признаны археологическими объектами, три из них были извлечены и перевезены в Кингисеппский историко-краеведческий музей. Это двурогий якорь прессовой ковки и багор, изготовленные предположительно в XIX или начале XX века, а также бочонок-анкерок для хранения воды вместимостью 12–40 литров, относящийся, по-видимому, к периоду с XVIII по начало XX века. Кроме того, из коридора газопровода были извлечены адмиралтейский якорь образца 1862 года и деревянный судовой шпиль XVIII–XIX века.

Подготовка морского дна к трубоукладке – важный аспект обеспечения безопасности

Помимо оптимизации маршрута на этапе изысканий, компания Nord Stream 2 проводит комплексные работы по подготовке морского дна. Они необходимы на различных участках вдоль маршрута, до и после укладки ниток газопровода. В некоторых местах требуется выровнять рельеф дна, повысить устойчивость труб и защитить их от гидродинамических нагрузок (волн и течений), а также организовать пересечение с объектами инфраструктуры на морском дне, например, подводными кабелями.

Одним из методов, применяемых компанией Nord Stream 2, является каменная наброска в строго определенных местах. Например, на неровных участках морского дна трубопровод может становиться своего рода мостом над пересекаемыми расселинами и оврагами, образуя так называемые свободные пролеты. Каменная наброска перед укладкой труб является основным методом корректировки свободных пролетов. Эти работы осуществляет судно-трубоукладчик: он заполняет полости морского дна в строго определенных местах гравием, чтобы придать ему подходящий рельеф. В целях минимизации экологического воздействия компания использует только очищенный камень и не допускает присутствия в нем растворимых в воде тяжелых металлов, глины, ила, извести или растительности.

Другим способом обеспечения устойчивости является прокладка труб по морскому дну в траншее. Например, на береговых пересечениях в России и Германии заглубленные в морское дно трубы будут уложены в специально подготовленные траншеи и затем, для большей устойчивости, полностью засыпаны ранее извлеченным грунтом, который хранят во временном отвале. Наконец, на морском дне также есть места пересечения газопровода с силовыми и телекоммуникационными кабелями: для этого предусмотрена укладка бетонных подушек над кабелями для их защиты.

И предварительные изыскания, и подготовка морского дня необходимы, чтобы обеспечить безопасную трубоукладку и дальнейшую эксплуатацию газопровода в течение как минимум пятидесяти лет.

О проекте «Северный поток-2»

«Северный поток-2» – это новый морской газопровод через Балтийское море протяженностью около 1.230 километров, который обеспечит надежный доступ российского газа на ключевой экспортный рынок в ЕС. Начальная точка газопровода находится в 3,7 километра от побережья Нарвского залива вблизи деревни Ханике Кингисеппского района Ленинградской области. Маршрут и техническая концепция «Северного потока-2» в основном повторяют успешно действующий газопровод «Северный поток». Мощность газопровода составит 55 миллиардов кубометров газа в год. Проект реализуется в соответствии с требованиями законодательства РФ и международными стандартами в координации с компетентными органами власти и независимыми экологическими аудиторами.

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”