Кибербезопасность будущего

Наши дети – в интернете… Что они там делают? Всегда ли их пребывание в виртуальном мире полезно и безопасно? Не подвергаемся ли и мы угрозе быть атакованными информационно? В 2024 году всероссийский образовательный проект «Урок Цифры» посвящен теме защиты пользователей сети интернет. О том, как проходят Уроки Цифры и Технологический диктант, рассказывает директор Центра информационных технологий Галина Анатольевна Пинчук.

И детям, и взрослым нужно быть бдительными

– Уроки Цифры проводятся ежегодно и по нескольку раз в год. Это могут быть уроки информатики, внеурочная деятельность, занятия в сфере дополнительного образования.

В этом году Урок Цифры заявлен по теме «Кибербезопасность будущего», он проводится в период с 15 января по 4 февраля. Организаторы проекта – Минцифры и Минпросвещения РФ, АНО «Цифровая экономика», АО «Лаборатория Касперского» в партнерстве с ключевыми российскими организациями сферы информационных технологий (ИТ).

Урок Цифры адресован учащимся 1-11-х классов и направлен на развитие ключевых компетенций цифровой экономики у школьников, ознакомление обучающихся с устройством интернета вещей, способами защиты данных, а также обучению безопасному поведению в сети «Интернет» и противостоянию киберугрозам. Кроме того, в рамках урока школьники познакомятся с многообразием профессий в ИТ и специальностями в области кибербезопасности.

Тема безопасности в виртуальном пространстве сейчас как нельзя актуальна. Пользователей сети интернет атакуют со всех сторон, поэтому научиться правильно себя вести и обеспечивать свою безопасность в современных условиях очень важно.

Мы отрабатываем этот вопрос постоянно, не только в рамках Урока Цифры. На занятиях, которые проходят как в ЦИТ, так и в школах. Информацию по Уроку Цифры мы получаем от областного комитета общего и профессионального образования. Проходят такие уроки в виде цифровой игры на компьютере.

Всех педагогов мы ориентируем на то, чтобы при любой возможности, когда речь заходит о любой активности на любом ресурсе в интернете, они напоминали детям о необходимости соблюдения так называемой «цифровой гигиены». Это и работа с парой логин/пароль, и использование QR-кодов, и телефонный разговор.

Вы не обязаны сообщать то, что вас просят сообщить. Более того, вы не можете быть уверены в том, что говорите с тем человеком, кем вам представились, даже если это ваш знакомый. Ведь современные технологии могут создать любой голос и любой номер телефона. Поэтому, чтобы не попасться на удочку мошенников или преступников, нужно постоянно анализировать информацию, поступающую из виртуальной среды.

В этом отношении речь идет не только о детях. По большей части в ловушке оказываются взрослые – обладатели банковских карт и счетов. Люди «с той стороны телефона» проходят специальную подготовку, они умеют воздействовать психологически. Особенно на пожилых людей, которые не успели погрузиться в виртуальную среду, и на неокрепшие детские умы. Детей подбивают на очень опасные поступки. Либо через соцсети, либо по телефону. Подростку сперва интересно, что ему предложат, а потом уже не отвертеться.

Мошенники очень любят звонить от имени банка или портала «Госуслуги». Здесь нужно помнить об установке двойной идентификации – через пароль и код с телефона. Практически все электронные сервисы сейчас работают именно так. Тем не менее угроз еще очень много. Поэтому очень хорошо, что темой нынешнего Урока Цифры стала именно кибербезопасность.

Посетили интернет – оставили неизгладимые следы

– Второй Урок Цифры, который проходит с 9 января по 11 февраля, – это просветительский проект «Цифровой ликбез», предлагающий серию занятий и видеоконтента, посвященную таким темам, как «Информационный шум», «Культура работы с данными», «Цифровой след». Проект адресован школьникам возрастной категории 6+ с учетом просмотра просветительских видеороликов совместно с педагогом или родителями. Контент верифицирован ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» и соответствует воспитательным целям.

Информационный шум сопутствует нам постоянно – рекламные предложения поступают на компьютер в зависимости даже от нашего телефонного разговора. Все устройства взаимосвязаны, поэтому в нашем поле зрения столько лишней информации. Используя неприметные мелочи, воздействующие на нашу психику, информационный шум кодирует в том числе и пропаганду. Мы покупаем то, что нам не нужно, смотрим то, что не несет смысловой нагрузки и поддаемся на уговоры с дурными последствиями.

Именно о том, как не тратить свои силы, время и, в конечном итоге, жизнь на лишнюю информацию, будет рассказываться во время «Цифрового ликбеза» на уроках ОБЖ и информатики, классных часах, дополнительных занятиях.

Культура работы с данными – еще одна многогранная тема. С одной стороны, нужно не потеряться в окружающих данных. С другой стороны, необходимо обезопасить собственные, личные данные, постоянно куда-то загружаемые, будь то курс обучения, покупка, сделка. Предполагаю, что в рамках работы с данными будет рассказано о том, как безопасно, ответственно и с наименьшими потерями оперировать как своими, так и чужими данными.

Однажды зайдя в интернет, мы оставляем «цифровой след» – и этот шлейф тянется за нами всюду. Даже удаляя с сервиса свои данные, нельзя быть уверенным, что они уже не переданы куда-то еще. Пример. Вы опубликовали фотографию в социальной сети «ВКонтакте». А потом решили удалить. Однако кто-то ее уже «лайкнул», кто-то скачал, кто-то перепостил, кто-то отметил вас на ней и так далее. С учетом резервного копирования информации на серверах, установленных в дата-центрах, даже удаление аккаунта не приведет к полному удалению личных данных.

Посмотрите на небо – кого вы там видите?

– Диктантов сейчас проводится много – есть Диктант Победы, Исторический, Этнографический, Географический диктанты и т.д. Так как одним из направлений ранней профориентации являются компьютерные технологии, то несколько лет назад появился и Технологический диктант, главная задача которого – вызвать у детей разных возрастов интерес к науке.

Технологический диктант – новый проект Федерального центра дополнительного образования, реализуемый в целях повышения уровня функциональной грамотности и популяризации современных технологий, вовлечения ребят в научно-техническое творчество, развитие их интереса к видам деятельности естественно-научной и технической направленностей.

Чтобы поучаствовать в диктанте, обучающимся нужна технологическая площадка, которой в Кингисеппе и стал ЦИТ. Это закрытая площадка – для 1257 ребят, обучающихся в ЦИТ. На данный момент участие в диктанте уже приняли около 600 человек. Кроме ЦИТ в Технологическим диктанте участвуют и школы.

Диктант продлится до 10 февраля. Его цель не в том, чтобы проверить знания, а в том, чтобы пробудить интерес. Поэтому вопросы в нем очень широкого круга, стимулирующие необходимость выяснить ответ. Сидя за компьютером, можно успеть подглядеть что-то в интернете, но на все вопросы дается ограниченное время. Таким образом у воспитанников Центра информационных технологий появилась прекрасная возможность узнать еще больше о современных технологиях, проверить логику и применить смекалку, а за это получить «Сертификат участника». Диктант начался в конце декабря, и уже перед Новым годом были первые достойные результаты. Так, Милослава Щипалкина получила 90 баллов из 100, а Кирилл Лешков заработал 92 балла из 100!

Диктант включает в себя пять тематических блоков: «Вау-эффект» (от 7 лет), «Полезные ресурсы» (от 10 лет), «Инженерия и физика» (от 12 лет), «Естественные науки и технологии» (от 12 лет), а также, с 12 декабря, «День Конституции» (от 7 лет).

Ответы на некоторые вопросы абсолютно неожиданные. Так, например, все мы привыкли видеть на небе зодиакальные созвездия, Большую и Малую медведицы. А как вам понравится созвездие под латинским названием Camelopardalis? Как вы думаете, кого оно напомнило астрономам и почему его так назвали?.. Так что мы уже убедились – независимо от уровня подготовки, участвовать в диктанте интересно всем!

А. Ульянова

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях