«Современные ребята не все любят работать руками. Мы хотим заинтересовать их в этом»

1911-067

Кингисеппский колледж технологии и сервиса (ККТиС) 13 марта проводил на своей базе Единый день профориентации и квест профессий с проведением мастер классов, куда были пригашены учащиеся из всех школ Кингисеппа, а также представители Кингисеппского центра занятости населения ПО «Фосфорит».

День профориентации – знакомство со своим вероятным будущим

Этот день для учащихся 8-9-х классов можно назвать шагом к профессии. Здесь собралось более 120 человек из всех школ Кингисеппа.

– Вы познакомитесь сегодня с тем учебным заведением, где кто-то из вас в скором будущем будет получать свою профессию, – обратилась к собравшимся учащимся школ директор Кингисеппского колледжа технологии и сервиса В. Ч. Рождественская. – Нынешняя политика государства направлена на то, чтобы выпускники школ оставались – учились, потом работали, делали свою карьеру дома, успешно трудясь на благо своих будущих семей, своего города и района, а в конечном итоге, на благо Отечества.

Пришедших на Единый день профориентации школьников приветствовала директор Кингисеппского центра занятости населения Н. П. Донцова. Подобные мероприятия в эти дни проходят по всей Ленинградской области. В этом мероприятии принимает участие комитет по трудовой занятости Ленинградской области и областной Комитет по образованию.

Перед присутствующими в актовом зале, где началось мероприятие со своей жизненной историей -– мастер-классом «Научись у лидера» выступил гость – заместитель начальника цеха экстракционной фосфорной кислоты ПГ «Фосфорит», в прошлом выпускник кингисеппского СГПТУ-245 – А. В. Дмитроченков.

Здесь в актовом зале присутствующие посмотрели специально подготовленный документальный фильм о Кингисеппском колледже технологии и сервиса.

11 специальностей и 8 востребованных профессий

Первое послевоенное учебное профессиональное заведение в Кингисеппском районе – ПТУ-34 появилось в 1966 году, в старинном здании – правом крыле Царицынских казарм, где готовили будущих работников общепита, впоследствии профессиональное училище было преобразовано в колледж – ККТиС. В 1975 году в Кингисеппе на базе ПО «Фосфорит» появилось второе профессиональное учебное заведение – СГПТУ-245, где выпускников школ обучали техническим профессиям по профилю предприятия, в основном связанных с химической промышленностью, впоследствии лицей, затем технологический техникум. А в 2013 году оба средних профессиональных учебных заведения были объединены в один колледж – ККТиС и стали двумя корпусами: первым (технологические сервисные профессии) и вторым (профессии технологий производства), их также возглавила директор ККТиС Заслуженный учитель России В. Ч. Рождественская, награжденная медалью ордена «За заслуги перед Отечеством».

Кингисеппский колледж готовит специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих по 11 специальностям и восьми профессиям, имеет 54 учебных кабинета, 13 мастерских и семь лабораторий, имеющих современное оборудование. Здесь сегодня обучается более 800 студентов, учебные площади объединенного колледжа рассчитаны 1500 человек. В колледже в тесном сотрудничестве с холдингом «ЕвроХим», куда входит «Фосфорит» обучают многим профессиям и специальностям, а по ряду из них студенты имеют возможность повышенной стипендии от шефов, проходить практику на производстве. Что существенно, есть возможность трудоустройства после защиты дипломов с карьерным ростом, если, конечно, учился добросовестно.

ККТиС готовит студентов по профессиям и специальностям, которые в сейчас востребованы

Это сварщики, аппаратчики-операторы производства неорганической химии (практика и работа на предприятиях «ЕвроХима»), автомеханики по специальности техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, параллельно эти студенты получают права категории «С». В колледже готовят докеров-механиков, они трудятся на стройках, в морском порту на кранах, готовят электриков, слесарей для производств и сельского хозяйства, с прошлого года открылась группа слесарей КИПиА по специальности автоматизация технологических процессов производств, выпускники будут работать не только на «Фосфорите», но и только что построенном аммиачном заводе. Выпускаются лаборанты-аналитики химического производства, логисты – путеводные звезды бизнеса. После окончания колледжа выходят дипломированные юристы, бухгалтера, они и менеджеры, далее продавцы, контролеры-кассиры, техники-технологи общественного питания, кстати, в ККТиС единственная в области площадка для компетенции повара-кондитеры по World Skills, также выпускались и это в дальнейших планах мастера парикмахерского искусства. Эти профессии сегодня весьма востребованы.

Психолог предлагал не ошибиться с выбором будущей профессии, не совершать ошибку, которую часто делают молодые люди, выбирая профессию за компанию

После вступительной части и просмотра видеофильма, три группы старшеклассников отправились по своим маршрутам – по мастерским: квест по профмастерству, где ребята и девочки познакомились с практическим процессом обучения.

Первая волна «квесторов» попала на психологический тренинг, где им предлагалось проверить себя. Предлагалось проработать формулу «хочу-могу-надо». Психолог предлагал не ошибиться с выбором будущей профессии, не совершать ошибку, которую часто делают молодые люди: выбирать профессию за компанию.

В учебном классе по ремонту автомобилей школьников встречал мастер производственного обучения С. А. Алешкин

Здесь изучают устройство двигателей, при ребятах разбирали головку блока ЗИЛ-130 и меняли маслосъемные колпачки. На этом наглядном уроке мастер предлагает поучаствовать и участникам групп, однако, не все ребята оказываются готовы к этому – тоже своего рода психологический тест – уже становится понятно, не у всех работа с автотехникой его конек.

– Современные ребята не все любят работать руками: предпочитают больше слушать, либо смотреть в своих смартфонах, как это делается. Мы хотим их заинтересовать работать руками. В автомастерской дается задание: на подъемнике поднимается автомобиль, выводится из строя какой-то агрегат, предлагается найти неисправность и устранить – все как на настоящей СТО. Мы учим ребят, чтобы они мыслили логически и понимали, как работает вся система.

В электромастерской действует сходная система

Ребятам предлагается собрать схему на базе пяти автоматических выключателей, подключенных последовательно. Если цепь собрана правильно, в конце ярко загорается ртутная дуговая лампа. При последовательном подключении, если хотя бы в одном переключателе подключение сделано неправильно, цепь не замкнется, лампа не загорится – ищите ошибку.

– Мы хотим, чтобы ребята почувствовали, что такое отвертка, электровыключатель, поняли, как крепиться концеватель, – объясняет мастер В. В. Шковрец. – Становится сразу видно – держал ли школьник в руках отвертку или нет. Наши студенты, например, одной отверткой собирают цепь за минуту сорок секунд, но они уже обучены. Школьникам дается пять отверток, понятно – им сложнее, но тоже молодцы – видите, лампа горит. Разобрались.

Как можно удачно сварить свое будущее

В электросварочной мастерской ручной дуговой сварки группы встречает мастер С. Л. Костюченко. Здесь в специальных кабинках со сварочным оборудованием учатся практике студенты – будущие сварщики 2-3-го курсов – зажиганию дуги, поддержке токов, учатся варить сварочные швы: вертикальные, горизонтальные, потолочные. Их обучают полуавтоматической дуговой, аргонной сварке, варить цветные металлы.

– Сварщики зарабатывают прилично – от 50 тысяч рублей, а у некоторых категорий, имеющих европейские корочки – до 100 тысяч рублей. Если сварщик варит идеально, у него и зарплата будет идеальна.

Ребята сварочным делом интересуются – профессия очень востребована. На областных соревнованиях была даже девушка-сварщик из Соснового Бора, а на всероссийском конкурсе World Skills, который недавно состоялся в Казани, сварщица из Петербурга заняла даже первое место.

Мастерская обучения профессии докер-механизатор похожа на компьютерный класс

Здесь студенты осваивают азы работы на погрузочной технике на тренажерах-симуляторах. Их четыре вида: на каждом выполняется несколько заданий, начиная от погрузки грунта, камней, отсыпки котлованов. Фронтальный ковшовый погрузчик, мостовой кран, башенный кран, автомобильный кран. Студент сидит в кабине тренажера, где органы управления в точности имитируют управление на настоящей технике и пред ним на большом экране компьютерное моделирование стройки или терминала портового причала.

– Осваиваются ребята быстро, главное – было бы желание, – рассказывает мастер производственного обучения А. В. Сиротин. – Здесь, если ты чего-то уронил, ударил, задел – здесь можешь переиграть, но в реальной жизни, увы, этого не происходит.

Роботобаза с роботом-секретарем, он сам ставит в нужное место печати

Интересен зал для демонстрации робототехники, где процессом руководил преподаватель информатики А. М. Дмитриев. Наш мир насыщается робототехникой. Есть специализированные учебные заведения по робототехники, куда детей отбирают с 5-8-х классов школы. По возрасту выпускник, он уже с робототехникой на ты. Это профессия будущего, есть целые направления, включая компьютерное моделирование.

«Фосфорит» предоставил колледжу профессиональные конструкторы Lego датского производства и студенты здесь сами, под руководством наставника, собирают роботов, их уже несколько десятков. Самых разнообразных: роботы-футболисты, роботы-погрузчики, робот-подъемник для «футболистов» по кличке Рохля – он поднимает упавших на поле брани. Среди действующих образцов есть и робот-секретарь, который сам ставит в нужное место печати, незаменимый офисный помощник директору. Целая роботобаза – воображение студентов до горизонта, каждый робот собирается за два занятия, они ведутся в классе информатики. Роботы программируются и управляются со смартфонов. На квесте была представлена большая игра на поле-треке с участием роботов – «собери за три минуты шарики», «перетягивание каната», причем со смартфонов роботами управляли школьники. А роботу-победителю можно было бы повесить на его электронную шею заслуженную медаль, причем не виртуальную.

Рядом на отдельно стоящем столе шло обучение и тесты по сервировке стола

Ее показывала мастер производственного обучения Т. П. Кустышева. Застольный этикет касается всех, причем ежедневно – это целый язык ножей и вилок, весьма полезный в обыденной жизни. Также был показан мастер-класс украшения стола салфетками – оказывается, так просто придать праздничный вид повседневности.

Д. Власов

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”