Создать шедевр

Женское предпринимательство – какое оно? Как начать свое дело и остаться на плаву, когда обстоятельства складываются против тебя? Где искать помощь и поддержку? К чему стремиться в будущем? Об этом и многом другом – руководитель мастерской «Шейте сами» Ольга Соколова.

– Ольга Евгеньевна, как давно Вы открыли мастерскую? Как это случилось?

– Мастерская «Шейте сами» работает с 2018 года. Сама я уроженка Кингисеппа. Будучи школьницей, прошла обучение в художественной школе (10 лет) и курсы кройки и шитья. Готовилась поступать учиться на художника-модельера, но многое в образовании стало платным, и пришлось идти на бюджет учиться на инженера. Лет пять я работала по специальности, но продолжала шить, то есть, заниматься любимым делом. И когда звезды сошлись, все случилось.

– Какую поддержку от государства вы получали?

– Когда я вышла в третий декретный отпуск, то совершенно случайно увидела рекламу нашего Центра поддержки предпринимательства. И решила попробовать. У них было условие – пройти обучение и получить свидетельство. Далее требовалось не только поучаствовать в программе, но в здоровой конкуренции выиграть материальную помощь. Центр предпринимательства и Центр занятости населения оказали мне двойную поддержку.

Центр занятости предоставляет грант – стартовый капитал на открытие бизнеса. А Центр поддержки, спустя некоторое время после открытия, компенсирует затраты. Это не гранты, а целевые средства, которых нужно дождаться. И только в совокупности мне удалось открыть бизнес, потому что я пришла с «нулем», у меня не было ничего, кроме моих домашних машинок, небольших запасов ткани и фурнитуры. Капитала не было.

– Но, вероятно, было огромное стремление к успеху?

– Из всех претендентов тогда выбрали пятерых, я была в их числе. Помню свои переживания, так как нас было гораздо больше пяти желающих открыть свое дело, например, тир или курсы ментальной арифметики.

Благодаря поддержке центров, я осуществила свою давнюю мечту. Я шла к ней десять лет, потому что всегда были какие-то стопоры и боязнь отказаться от заработка инженера и уйти в неизвестность. Но всегда повышала квалификацию: и самостоятельно, и пройдя курсы моделирования и конструирования в Санкт-Петербурге.

– Какие цели Вы преследовали, открывая мастерскую?

– Цель была – открыть детские кружки и курсы для взрослых по обучению шитью. Всем остальным – ремонтом одежды, заменой молний и прочими заказами – занимаюсь попутно, чтобы оставаться на плаву.

– Помните какой-нибудь особый заказ?

– Помню жизненный заказ. Я изготавливала защитные маски для Центра занятости и компании «ЛОТЭК». Говорю «я», потому что работники в пандемию коронавируса сидели дома на моем обеспечении, приходилось работать одной.

– Расскажите, пожалуйста, как Вы создавали рабочие места?

– В должности специалиста по контролю, технолога швейного производства и наладчика оборудования выступает мой муж.

Центр занятости помог открыть рабочие места для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Образовали три рабочих места. Схема такая же – целевые средства: приобретаю и устанавливаю оборудование, приходит комиссия, убеждается и одобряет, потом люди начинают работать.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить администрацию Кингисеппа в лице председателя КУМИ М. Е. Хамовой, ее заместителя Т. С. Волковой и главного специалиста Т. Г. Стешиной, по моему заявлению предоставивших льготную аренду. Огромное спасибо моему арендодателю – без льготной основы невозможно было бы вести занятия. Да, они платные, но стоимость для курсов, предоставляющих все расходные материалы, тоже крайне льготная, благодаря чему даже в стесненных условиях родители находят средства на обучение детей.

– Как организованы обучающие курсы?

– Курсы разбиты на триместры. Каждый триместр идет новый набор на обучение с нуля в разных группах взрослых и детей от семи лет. Моя дочь занимается с шести лет, но это исключение. Рассчитываем на школьников, во-первых, потому что занятия с 14 до 17 часов не подходят для детского сада. А во-вторых, для конструирования одежды нужен уже осознанный подход, когда ребенок способен воспринимать сложную информацию, пользоваться выкройками из журналов, снимать мерки. То есть, у нас не просто рукоделие, а именно пошив одежды. Ограничений по «верхней планке» возраста нет. Приветствуются все, кто имеет желание, потому что это ключевое слово – если есть желание, то все получится.

– Шитье считается женским занятием. Здесь это тоже так?

– Совсем не так! Прежде всего, все мои сотрудники – молодые люди. Более того, на курсы не так уж и редко записываются мальчики.

– Молодежь приходит с посылом «хочу шить» или сразу «хочу стать Пьером Карденом»?

– Скорее, с посылом «хочу попробовать», особенно девочки, потому что желание шить в них от природы. На моей памяти, ко мне приходит уже третий юноша, мечтающий стать модельером. Он сам нашел мои курсы, записался и начал обучаться. Случается и так, что мальчики быстро «перегорают». Был ученик, который прекрасно рисовал, но резко сменил направление и стал краснодеревщиком.

– Есть ли у Вас постоянные ученики?

– За прошедшие годы набрались две стабильные группы, которые занимаются уже углубленно, ставя перед собой сложные задачи. Например, сегодня ученица придет шить платье невесты.

У всех участников такие задачи, в которых повышается уровень сложности, поэтому и через десять лет может найтись, чему учиться.

Участницам, которые прошли обучение и перешагнули «нулевой» старт, я разрешаю заниматься творческими заданиями, поступающими, в основном, от близких. У одной из них сын служит в армии, на границе. Ему потребовался специальный чехол для тяжелого обмундирования. Мы вместе выполнили его «спецзадание».

– Кого из учеников Вы могли бы отметить особо?

– Это, конечно, моя гордость – недавно получившая заслуженную награду «Звезда культуры» Анастасия Громова (Фалилеевский культурно-досуговый центр «Современник»). Очень способная, давно занимается рукоделием, поэтому у нее в руках все загорелось, закипело, мне нужно было ей только немного помочь.

Настя – первая моя ученица, занимающаяся народным костюмом: мы с ней конструировали душегрею на основе фотографии из интернета, и она самостоятельно подбирала и приобретала ткани.

Восхищаюсь Анастасией Громовой, потому что она трудится не ради себя, а все отдает нашей главной радости – детям!

У вас с мужем тоже трое детей. Чем они увлекаются и умеют ли шить?

– Обязательно. Не только дочь, но и оба наших сына умеют шить – им не нужно просить меня о помощи. Старший сын в силу возраста кружок уже не посещает, но недавно помогал мне делать заказ по ремонту ста комплектов спецодежды.

Я очень довольна, что дети задействованы в моем любимом деле. Ведь как бы мать ни была интересна, ей трудно стать учителем для собственных детей. Максимум внимания сложно уделить детям, когда ты работаешь, например, на заводе или в порту. А здесь мои дети за компанию занимаются с увлечением.

Благодаря роду деятельности, я могу посещать все их выступления, соревнования. Сыновья занимаются хоккеем – тренируются каждый день. Средний сын увлекается еще и шахматами. Дочь успевает посещать художественную школу и танцевать в коллективе «Любавушка» в городском Доме культуры (руководитель М. Н. Сорока).

Вижу на манекене верхнюю часть костюма с эмблемой – это ваша работа?

– Да, коллективу потребовалась униформа. Это одежда не для выступлений, а для создания общего стиля, у многих коллективов такие костюмы уже есть. Художественный руководитель выбрала модный у подростков черный цвет и спортивный образ. На практике это удобно и достаточно торжественно: кофта с эмблемой и спортивные брюки с вышитой надписью «Любавушка».

Для вышивания у Вас есть специальная машина?

– С ее приобретением опять-таки помог Центр занятости. Чтобы получить узор на ткани, его нужно сперва создать на компьютере (с этим мне помогает муж), а потом перенести в машину.

Как вообще обстоят дела с оборудованием?

– В прошлом году я участвовала в программе поддержки малого бизнеса, и соцзащита помогла мне получить целевые средства на приобретение трех новых швейных машинок с электронным устройством, так как мои стартовые поизносились.

Это бытовые машинки, они подходят для домашнего использования и начального обучения. Для более сложного, например, обмундирования, у нас есть промышленная швейная машина. На ней работаю я и еще один специалист – толковый молодой человек. У учащихся есть возможность опробовать все оборудование и сделать для себя вывод – нужна ли им соответствующая специализация.

Одна моя мечта, увы, не сбылась – подкачало качество оборудования. Мечта была такая: дети приходят с эскизом и делают роспись на одежде. Для этого при поддержке Центра предпринимательства мы приобрели текстильный принтер, который, к сожалению, так и не заработал… И, мне кажется, спрос на одежду с картинами спадает: кто хотел Пикассо на футболке, тот уже получил.

Есть ли у Вас любимый материал или техника?

– Я люблю творческий подход. Чтобы был не только пошив, но и отделка: вышивка, роспись. Этим больше любят заниматься дети. Например, мы шьем футболку, разрисовываем текстильными красками, украшаем необычными тканями, бусинками, стразами – и вот тебе шедевр! И шедевр индивидуальный, дизайнерский, необычный, а не просто повседневная одежда. Была футболка, а стала эксклюзивная работа.

 Поведаете о далеко идущих планах?

– Мечтаю о великом – открыть официальную школу с государственной поддержкой. Всегда считала: дети должны иметь возможность учиться шить, как они ходят в музыкальную или художественную школу, занимаются спортом. Должна быть и школа шитья с раннего возраста.

На данный момент юридически я не могу взять к себе в обучение, скажем, работающих людей, которым занятия компенсировало бы предприятие, потому что нужно получать сертификат… Но эта мечта меня не отпускает. Я просто не успеваю ею заняться, потому что, чтобы держаться на плаву, нужно каждый день работать, потому что каждый день бизнес «просит есть». Грубо говоря, только к концу четвертого года я могу говорить о какой-то прибыли, а все остальное – на сплошном энтузиазме, вложений больше, чем доходов.

– Что хотите сказать тем, кто рискнет открыть свое дело?

– Десять раз все взвесить и просчитать! Самому написать проект, чтобы быть в курсе, что тебя ждет в ближайшие три года, чтобы не в омут с головой, а реально понимать «точку безубыточности». А самое главное, если душа просит, идти к своей мечте.

Лично я считаю, что, несмотря на все трудности, все сделала правильно: осталась ближе к семье, занимаюсь любимым делом и приношу пользу. И очень вдохновляюсь, когда кто-то с моей помощью открыл в себе новые возможности и передал другим. Потому что я твердо уверена, что мы живем ради людей.

Как записаться на курсы в студию «Шейте сами»

Позвонить Ольге Евгеньевне Соколовой по телефону: 8 (909) 580-17-99 и сказать, что вы хотите заниматься.

А. Ульянова

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях