«Сундук» с приданым

В Кингисеппском историко-краеведческом музее открылась интересная выставка декоративно-прикладного творчества местных мастеров «Волшебный мир образов и фантазий», которая будет действовать до 3 мая.

Обучение золотошвеек на Руси длилось до семи лет – университет с аспирантурой

Показ открылся на выставочном пространстве рекреации первого этажа музея. На выставке представлены работы 13 мастеров Кингисеппа и Кингисеппского района в 12 различных техниках. Презентацию вела научный сотрудник музея Кристина Чернова

Отсчет волшебного мира образов и фантазий начался с того, что ярко блестит – золотого шитья, которое выставлено под стеклом в закрытом стенде, поскольку для такой техники используются очень дорогие материалы – золотые и серебряные нити, «царственные» парчовые ткани, канитель, полудрагоценные камни. Когда пришло на Русь искусство золотого шитья точно неизвестно, но первые письменные упоминания о русских золотошвейках приходятся на XI век. Тогда этой вышивкой занимались для нужд церкви в женских монастырях, позже в царских, великокняжеских, купеческих домах. Существовали и крупные золотошвейные мастерские, к примеру, царь Иван Грозный забирал золотошвеек у опальных бояр, обучение золотошвейки длилось до семи лет – как обучение в университете плюс аспирантура. Мастерство русских золотошвеек достигло такого совершенства, что созданные ими предметы вывозились за границу.

И сегодня золотое шитье – один из самых трудоемких видов рукоделия. Сейчас обучение занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. На стенде представлены работы мастера Эльвиры Новиковой.

Литье из эпоксидной смолы, напоминающее янтарь

Второй стеклянный закрытый стенд – современное литье из эпоксидной смолы, напоминающее янтарь. Этот материал с успехом применяется как в строительстве, так и в создании украшений. Податливый в обработке, но в то же время прочный, надежный и долговечный материал в умелых руках может превращаться в различные полезные вещи для дома – подставки для карандашей, телефона, кружек, даже посуду можно изготавливать в данной технике. Материал назвали смолой из-за сходства с настоящей древесной смолой, но смотрится эффектно, что можно увидеть в работах Елены Евдокимовой.      

Следующий представленный вид творчества – японское искусство канзаши

По-японски – канзаси, что переводится как вкалываемое в волосы. Оно зародилось приметно 400 лет назад, в Японии – это женские заколки, гребни в шпильке, булавки, носимые в прическе совместно с кимоно, их там изготавливают из серебра, золота, лакированного дерева, металлов, шелка, панциря черепахи. Для украшений используются кораллы, кварц, нефрит, агат и более дешевые материалы, например, пластмассу. По тому какие канзаши носила женщина, можно определить к какому сословию она относится. В России же этот термин обозначает украшение, созданное из квадратных кусочков ткани (в основном из атласных лент). На стенде изделия Натальи Калныш.

Лоскутное шитье и городецкая роспись

Далее идут уже настенные работы мастериц, начиная с лоскутного шитья, лоскутной техники мозаика, текстильной мозаики, пэчворк, так англичане именуют изделия из лоскутов. Впрочем, сборка полотна из лоскутов возникла у многих народов мира. В Англии мода на лоскутные изделия появилась в XVII веке после введения запрет на продажу модных индийских тканей для поддержания отечественного производителя.

На Руси издавна распространено бережливое отношение к ткани. Шитье из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. Сейчас техника лоскутного шитья стала самостоятельным жанром декоративного искусства, ежегодно проводятся фестивали, такие как Суздальский международный фестиваль. Лариса Пуронен – давно известный мастер этого и других декоративно-прикладных техник, ее творения известны и за границей.

Рядом городецкая роспись – русский народный художественный промысел, который появился примерно в середине XIX века в районе города Городец. Яркая и лаконичная городецкая роспись украшала прялки, кухонную утварь, мебель, ставни, двери, в 1936 году была основана артель, с 1960 года – фабрика «Городецкая роспись». Городецкую роспись представила профессиональный художник Светлана Пряничникова.

Вышивку для своего приданого некоторые невесты тайком занимали у подруг

Вышивка лентами, гладью, объемная вышивка занимают половину выставочного пространства рекреации. Работы, выполненные в этой технике, традиционно называют живыми картинами. Однако «живость», объемность достигаются при помощи… всего лишь тонкой полоски ткани. Широкое же применение шелковых лент началось в XIV веке.

Во французском Лионе быстро стало развиваться производство шелковых тканей и ниток. Представители знати стали носить роскошную одежду, которая была расшита лентами с золотой каймой. С каждым годом спрос на шелковые ленты и ткани возрастал, а применение их становилось все шире. Знать декорировала красивыми лентами и дорогими камнями даже свою обувь. С XVIII века во Франции знатные дамы стали украшать свои платья розочками, листьями, множеством цветов с жемчужинами. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. С помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь эти работы красуются в музейных витринах по всему миру. В России ленты в декоративных целях применялись с незапамятных времен, расцвет искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия.

Вышивка шелковыми лентами (по принтам) – вид художественного рукоделия, объемного вышивания, с использованием иглы ее можно использовать для декорирования одежды, интерьера, создания оригинальных украшений. О популярности этой техники можно судить по количеству работ, представленных на выставке: Нина Терентьева, Нина Орлова, Людмила Шарипова, Надежда Буликова Ивановна и Надежда Данилина, (объемная вышивка), Тамара Филь (вышивка гладью).

Далее работы вышивки крестом – наиболее распространенный вид народного искусства. Русская вышивка имеет свою многовековую историю. Находки археологов датируются концом первого тысячелетием нашей эры. Мастерицы издавна передавали красоту природы, свои ощущения условными знаками и узорами: крестами, линиями, ромбами и иными способами. По народным поверьям, вышивка крестом должна была не только украшать одежду, предметы быта, но и оберегать от любого зла. Вышиванием начинали учить девочек с 5-6 лет, а к 13-15 годам они должны были приготовить себе приданое – вышитые крестом скатерти, подзоры, полотенца, а перед свадьбой устраивали публичный показ приданого, что свидетельствовало о трудолюбии, аккуратности и мастерстве невесты. Предметов, которые вышиты руками невесты, должно было быть не менее сотни, их складывали в сундук с приданым.

Бытовала традиция: жених набивал в доме невесты сотню деревянных гвоздей, на которых она вывешивала свои рукоделия, которые оценивала вся родня. Некоторые девушки пускались на хитрость – на время брали изделия с вышивкой крестом у подруг, с возвратом, конечно, делали это втайне от будущего мужа и его родни.

В музее можно увидеть 12 художественных работ с вышивкой крестом художницы Татьяны Батьяновой с изображением садовых и лесных растений, выполненных по эскизам: «Малина», «Вишня», «Горох», «Колокольчики» с бабочкой…

Макраме началось с момента, как завязался первый узелок. Бисероплетение

Рядом изделия в технике макраме. Это чуть ли не древнейший вид рукоделия, дошедший до нас сквозь толщу веков. Техника этого искусства заключается в узелковом плетении. Само слово «макраме», пишут, имеет арабские корни и означает «кружево» или «бахрома». В технике макраме изготавливают множество прекраснейших вещей, с помощью которых можно украсить интерьер: кашпо, абажуры, панно, скатерти, салфетки, подставки, занавеси придадут декору изысканность и неповторимость. Предметы гардероба также не останутся без внимания: пояса, сумки, кошельки, кулоны, шарфы и шали, выполненные рукодельницами, добавят вашему стилю благородности и утонченности. История возникновения искусства макраме началась с момента, как завязался первый узелок.

Именоваться словом «макраме» данный вид рукоделия стал в XIX веке, с конца века макраме пришло в Россию, постепенно завоевывая места в сердцах русских рукодельниц. Макраме стало популярным и среди рукодельниц в СССР.

Научиться узлоплетению может каждый, кто имеет хоть немного терпения и усидчивости. Да и особых инструментов в этом виде рукоделия не нужно: маленькая подушечка и булавки. Материалом послужит любая понравившаяся нить, тесьма, веревка. Пройдя путь от бытового и магического применения, макраме из обычного узла превратилось в произведение искусства, в чем убеждаешься, просматривая работы мастера Нины Терентьевой.

Здесь же вышивка бисером. Стеклоделие возникло шесть тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает легенда: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды, и наутро они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали делать бусы, которые становились все мельче и мельче – так появился бисер, привлекая внимание мастеров с незапамятных времен. Центром производства бисера в Европе стала Венеция, где до конца XVII века удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. В настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.

Использовался бисер с древних времен в Древней Руси, предшественником бисера на Руси был скатный жемчуг. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, бисер стал неотъемлемой частью национального костюма. Первая попытка в России создать собственный промышленный бисер относится к концу XVII века. Но «золотым веком» бисера в России были вторая половина XVIII и первая половина XIX столетий. Из него изготавливались самые разнообразные изделия: церковные украшения, кошельки и ягдташи, чехлы для шкатулок, чернильниц и чубуков, бисером вышивали ризы, платья и даже целые картины. В 30-50-е годы прошлого века искусство вышивки и бисероплетения начало возрождаться. В моде были расшитые стеклярусом платья, сумочки и кошельки.

На современном этапе широкое распространение получили картины, вышитые бисером. В них отражена разнообразная тематика: природа (пейзажи, натюрморты), иконы, копии картин известных художников, мир животных и птиц. Это можно увидеть в представленных работах Веры Орловой.

Рукоделие – это повод гордиться собой

Ведущая Кристина Чернова, завершая презентацию, отметила добродетели рукоделия:

– Оно успокаивает и отвлекает от внешних раздражителей. Доставляет массу положительных эмоций. Постоянные плавные движения позволяют сосредоточиться и упорядочить течение мыслей. Путем рукоделия женщина становиться более женственной. Монотонные движения хорошо сказываются на сердечном ритме и на состоянии нервной системы вообще. Рукоделие – отличный антидепрессант, работа, сделанная своими руками – это эксклюзив, который будет только у вас и в единственном экземпляре.

Это повод гордиться собой. Возможно, не сразу, но со временем родные и друзья будут ставить вас в пример и рассказывать про ваш талант. Кстати, знаменитая кутюрье Коко Шанель начинала свою историю успеха с пошива детской и женской одежды и на тот момент о ней никто не знал. Только сама Шанель верила в себя и носила свои наряды. Занимаясь рукоделием, вы постепенно находите друзей, ваш круг общения расширяется, появляются единомышленники, с которыми можно посоветоваться и обменяться идеями.

Д. Власов

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях