Свидание с поэтами – лауреатами областной премии имени Александра Прокофьева

В центральной библиотеке состоялось творческое общение любителей поэзии с местными и приехавшими на встречу из Петербурга поэтами – лауреатами разных лет литературной областной премии «Ладога» им. поэта, публициста А. А. Прокофьева, которому осенью этого года исполнилось бы ровно 120 лет.

Чтобы горели, а не тлели слова 

В этот день 20 октября в библиотеке состоялось свидание с высокой поэзией. Директор Кингисеппской центральной библиотеки Е. С. Васильева известила, что гости – поэт и автор-исполнитель, приехавшие на встречу в нашем городе впервые, а каждой встрече с нашими лауреатами премии А. Прокофьева горожане всегда рады.

Встречу открыла сотрудник Ленинградской областной экспериментальной научной библиотеки Л. В. Тюкинеева вручением наград за участие в конференции «Петр Великий, личность, эпоха», прошедшей в центральной библиотеке в начале октября – директору Е.С. Васильевой, ее сотрудникам Я. Н. Митрофановой, М. В. Лавиной, а также поэтессе Вере Бурдиной, также лауреату премии Прокофьева. А поскольку премию известного поэта А. А. Прокофьева, нашего земляка, иногда путают с именем знаменитого однофамильца – композитора С. С. Прокофьева, мы прежде расскажем об Александре Андреевиче, которому 2 ноября исполнилось бы 120 лет, в честь имени которого учреждена эта престижная литературная премия «Ладога» решением губернатора Ленинградской области В. А. Густова в 1998 году с вручением солидной денежной премии.

Литературная премия «Ладога» вручается за привлечение внимания к поэзии ярко гражданской направленности и образности в формах, близких к народному слову и словесности. Как написал сам Александр Прокофьев в одном из своих стихотворений: «Чтобы горели, а не тлели слова». Премия проходит по двум категориям – всероссийской, вручаемой поэтам из российских регионов и областной, которой награждаются поэты Ленинградской области. Перед собравшимися в читальном зале зрителями была показана видеопрезентация премии «Ладога», подготовленная областной библиотекой, познакомившая со всеми лауреатами премии, начиная с 1998 года до наших дней. Последними лауреатами «Ладоги» в 2019 году в областной номинации стали поэты Виктор Кирюшин, Петр Васильев и Зоя Дубкова за свои сборники стихов.

Поэзия дорогами войны и мира. Величальная песня России

Итак, Александр Андреевич Прокофьев родился 2 ноября 1900 года в Петербургской губернии в селе Кобона на берегу Ладожского озера в семье рыбака (ныне это Кировский район). Его отец вернулся со службы унтер-офицером, работал на лесопильном заводе и рыбачил. Саша в 1907 году поступил в сельскую школу, где обнаружил у себя склонность стихотворчеству, первые юношеские стихи датированы 1916 годом. После школы он поступил в Петроградскую учительскую семинарию, но успел окончить только четыре класса: началась война, отца призвали в армию, а он, как единственный взрослый мужчина в семье, вернулся домой. Но начавшаяся революция переместила все акценты и судьбы.

В 1918 году сын с отцом вошли в волосной комитет, сочувствующего большевикам, а в следующем году Александр уходит в Красную армию против армии генерала Н. Н. Юденича, в боях под Петроградом попал к белым в плен, но ему удалось бежать – так он впервые оказался в Ямбурге. После окончания Гражданской войны Прокофьев окончил Учительский институт Красной Армии, стал политработником, а в 1919 году вышла в печати первая подборка стихов в местной газете. С 1921 по 1922 годы работает военным цензором. С 1922 по 1930-е – сотрудник полномочного представительства ВЧК-ОГПУ в Ленинградском военном округе в разных редакциях.

После литературной студии Пролеткульта руководимой А. П. Крайским, он стал постигать поэтическую технику. Следующие пять лет Прокофьев не публикует стихов, так говорил о том периоде: «У меня отсутствовала вовсе поэтическая культура. Я считал, что стихи можно писать залпом, авось что-нибудь и выйдет. У меня не было чутья ни к слову, ни к ритму, ни к теме, ни к образу. Слова умирали в моих стихах, как говорится, на ходу». Однако то было время активного творческого становления, в его стихах тех лет заметно влияние столь непохожих поэтов, таких как А. Блок, С. Есенин, Д. Бедный, В. Маяковский. В результате Александр пришел к синтезу тем и мотивов, связанных с этими именами. С начала 30-х годов его поэзия развивается в таких жанрах, как лирике и баллада. Лирика Прокофьева – тема родного Приладожья, фольклор, пейзажно-психологическая зарисовка, приходит и к творчеству поэта-песенника. Его стихотворение «Товарищ», положенное на музыку О. Ивановым, стало гимном советской молодёжи, как и «Тайга золотая» на музыку В. Пушкова, на его стихи композитор Г. Свиридов написал поэму «Ладога», в 1939 году вышел первый стихотворный сборник поэта «В защиту влюбленных».

Далее в жизни и творчестве поэта наступил военный период: сначала Советско-финская, затем фронты Великой Отечественной войны – Ленинградский, Волховский, Карельский. Александр Прокофьев как военный журналист бывал и в Кингисеппском районе. Его поэзия отмечена яркой военной тематикой. После войны вышли несколько поэтических сборников: в 60-х годах можно отметить «Приглашение к путешествию», «Радуга», «Пристрастия», «Гроздья», «Величальная песня России», «Звенья». Поэт был удостоен Сталинской премии (1946), Ленинской премии (1961), имеет несколько боевых орденов, из них четыре ордена Ленина, медали, в 1970 году поэту было присвоено звание Героя Социалистического труда. В 1945-1948 и 1955-1965 годах А. А. Прокофьев имел должность ответственного секретаря Ленинградского отделения Союза писателей РСФСР, был членом Центральной ревизионной комиссии КПСС и делегатом нескольких съездов КПСС.

А с внешностью Александра Прокофьева вышел любопытный сюжет: по типажу и внешне он был похож на секретарей райкомов хрущевского времени и на самого Н. С. Хрущева. На встрече советских писателей с генсеком Хрущевым поэт С. Смирнов подметил: «Вы знаете, Никита Сергеевич, мы были сейчас в Италии, многие принимали Прокофьева Александра Андреевича за вас». Хрущев посмотрел на Прокофьева, как на свой шарж, тот был того же роста, с такой же грубоватой физиономией, нахмурился и, ничего не сказав, отошел.

Александр Андреевич умер в сентябре 1971 года и похоронен в Ленинграде на Богословском кладбище.

День Победы, благодаря которому мы живем

Первый из выступающих лауреатов – земляк Александра Прокофьева лауреат премии «Ладога» 2018 года в категории областная Денис Балин. Он – уроженец поселка Мга Кировского района, где вырос, выучился. Работает на 5-м канале редактором отдела новостей и социальных сетей и ведет свою литературную рубрику. Стихи пишет со школьной скамьи, один из создателей международного фестиваля «Мгинские мосты» и местного литературного объединения. Кроме премии «Ладога», Денис является лауреатом премий «Молодой Петербург», «Росписатель» в номинации «Новые имена», «Северная звезда» журнала «Север» и ряда иных федеральных и региональных конкурсов.

Поэт начал знакомить слушателей со своим поэтическим творчеством с осенних стихов – октября, ноября. Среди прочих прочел стихи о войне, поскольку сейчас 75-я годовщина Победы, один из них, острой направленности, стал ответом тем, кто считает, что хватит проводить парады и отмечать День Победы, который, дескать, устарел. Есть там такие строки: «…Они говорят, что все беды в чинах, посылавших войска, они говорят, что победы цена чересчур высока. Они говорят, посмотрите – у нас территорий немало, куда нам так много земли, могли отступить до Урала. Могли бы, могли бы, могли… Но где бы и кем бы вы были, а может быть вовсе без вас на свете другие бы жили в другом государстве сейчас. Представьте, что сдали друг друга о пощаде моля, представьте, что нет Петербурга, кресты вместо звезд у Кремля. Представили, я не могу так, сжимается сердце внутри…». А скорее всего не было бы тогда и государства у нас – территории на пепелище городов, слегка заселенные «унтермэншен», что, собственно, планировали нацисты.

Ленинградский мотив. Не хлебом единым жива Русь

Другой наш гость – лауреат премии «Ладога» Алексей Носов приехал из Петербурга и не один, а с гитарой, поскольку он не только поэт, но автор-исполнитель, пишущий и поющий в разных жанрах – от фольклора до романсов и духовных песен собственного сочинения. Алексей Носов закончил Тамбовское музыкальное училище и потому безукоризненно владеет и голосом, и инструментом, а также возглавляет в Российском союзе ветеранов отдел духовно-патриотического воспитания. Он также исполнил песни об осени, романс о ненужных клятвах, пел песни о войне, одна из них – «Ленинградский мотив» положена на мелодию вальса: «Ленинградский мотив у ростральных колонн, ленинградский мотив у склоненных знамен. Ленинградский мотив у зажженных свечей, ленинградский мотив у блокадных ночей…».

А завершил выступление духовной песней собственного сочинения: «Пламенеет свеча, воск последний стекает и молитвы вечерние смолкнут к концу. Только что-то в душе все же мне не хватает, и я вновь возношу свои руки к Отцу…». Не хлебом единым жива Русь.

Святой завет святой Руси

За гостями взяли поэтическое слово кингисеппские лауреаты премии «Ладога». Вера Бурдина получила ее еще в 2001 году. Среди творческих вершин поэтессы много других престижных премий, как, например, лауреат международной премии имени Сергея Есенина, всероссийская православная премия им. Александра Невского и ряд иных.

Вера прочла свои стихотворения из своей июньской подборки, вышедших в этом году в журнале «Невский альманах» – «Святой завет святой Руси». Зрители услышали стихотворения «Керченский мост», стихи пушкинского цикла, которые автор читала 22 сентября на Дне рождения Царского Села, а три года назад представляла петербургских поэтов в Пушкинских горах. Конечно, были прочитано стихотворение о любви – какая поэтесса без любовной лирики. А завершила свое выступление стихотворением о петербургском чижике-пыжике, памятнике, который семь раз похищался «ночным патрулем» – «романтиками» с большой дороги. Наконец чижика-пыжика приварили так крепко, что унести теперь его можно разве что с куском гранитной набережной.

Поэт без прилагательных

Завершил встречу с лауреатами литературной премии «Ладога» еще один кингисеппский поэт, причем поэт без прилагательных Сергей Смирнов. Он получает престижные премии не только воочию, но и премии солидных интернет-конкурсов, где также выделяют лучших, и конкурсы эти многолики. Самыми значимыми для себя победами в этих поэтических состязаниях Сергей считает две «бронзовые» медали на открытом поэтическом международном конкурсе – чемпионате Балтии русской поэзии конкурсе и на кубок мира русской поэзии, которую проводит в Интернете рижский поэт Евгений Орлов.

Собравшиеся в читальном зале услышали строки горечи в «Балладе о старой березе»: «Пилили старую березу на Благовещенье в апреле – мол, накреняется опасно и по стволу бежит разлом. О том высокое решенье всей жилкомхозовской артелью скрепили подписью, печатью за полированным столом…».

Прозвучало стихотворение «Жесткокрылое время», которое дало название всему сборнику стихов, за который в 2008 году Сергей Смирнов получил литературную премию «Ладога» им. А. Прокофьева. Читал стихи о «Джазе на костях», когда в 60-е годы возбраненные в СССР рок-н-роллы записывали на рентгеновских пленках, прочел стихотворение «Брют», посвященное своему однокурснику Игорю Николаеву из Кронштадта, который впоследствии закончил духовную семинарию и работает пономарем в Кронштадском морском соборе: «С пономарем Кронштадского собора мы тянули на морозе пенный брют…». Декламировал стихи о русском роке – православном изводе, где рок – не только музыкальное направление, но и судьба страны.