Танцуем от печки с ухватом и лопатой-пёклом до ступы с сечкой, веретена и прялки

2126-028

У школы № 2 высадился «Музейный десант» из Тосно. Приехавшие юные воспитанницы секций русского рукоделия познакомили кингисеппских школьников и воспитанников детских садов с сельским русским укладом, разобрав русскую избу на «углы» – станции по роду домашнего хозяйствования. Дети смогли не только увидеть, узнать, но и сами приложить свои ручки к крестьянскому быту.

Музейный десант в Кингисеппе 

Станции – уголки крестьянского русского дома выстроились вдоль фасада 2-й школы. За каждым уголком – станцией девочка в русском национальной одежде, а перед ней деревенские хозяйственные предметы быта, причем, не новодел, а те, которыми крестьяне пользовались в русских деревнях, в основном то была нелегкая женская доля. Юное поколение такое может видеть только в музее, а многие дети не видели вообще, и поэтому пришедшие на мероприятие группы детей, преимущественно из подготовительных и старших групп детских садов рассматривали все с живейшим интересом. А когда узнали, что им можно не только увидеть и потрогать, но и самим попробовать поработать, как это делали их предки, интереса прибавило еще более. Объясняли и рассказывали обо всем девочки средних и старших классов, занимающиеся в секциях рукоделия, приехавшие к нам в гости из Тосно. В русской избе четыре угла, однако станций насчитывалось девять, разделенных по роду хозяйствования.

Организатор этого необычного мероприятия – Ленинградская областная общественная организация социальных программ «Центр женских инициатив» при поддержке Кингисеппского комитета по образованию. Как рассказала гостья из Тосно, руководитель центра И. М. Княжева, у мероприятия есть консультант – крупный специалист по русской национальной культуре Т. А. Зимина, она читает лекции в научных учреждениях, а в этот день приехала вместе с музейным десантом в Кингисепп чтобы посмотреть, как проходит мероприятие, какой интерес оно вызывает у юного поколения.

Сам проект «Музейный десант» поддерживается Фондом президентских грантов. Наш маршрут пролегает по всем районом Ленинградской области, на каждый район отводится по четыре-пять дней. Наша цель – донести до детей объемную картину, как жили наши предки, как был устроен их быт и, конечно, приобщить к национальной культуре.

Такое же мероприятие недавно прошло в Кировском и Гатчинском районах, после площадки у 2-й школе, десант отправился в Кингисеппский историко-краеведческий музей, на следующий день намечена поездка в Ивангород, включая посещение Ивангородской крепости, после чего десант возвращается Тосно.

Русская печь. Испекли мы каравай и капусту засолили

Итак, мы отправились вместе с группой детей (для удобства детей разбили на несколько групп по 8-10 человек) и разошлись по станциям. А поскольку, как говорит старинная русская поговорка, танцуем в доме от печки, мы и отправились сначала на станцию “Печка”, где стоял большой макет русской печи, что стояла в русской избе, поменьше натуральной, конечно.

Русская печь – главная часть крестьянской избы, терема. Она служила и для обогрева дома и для готовки, подогрева воды, для сушки зимой, на печи и спали в студеную пору старики или дети. Печь топили дровами по возможности березовыми – теплоотдача выше и пламя чистое, без дыма древесных смол, их складывали внизу в подпечке. В амбразуру печи – окно шестка ставили чугунный горшок в греющую камеру – горнило, где готовилась еда, доставали его ухватом иначе рогачом, чтобы не обжечь руки. Когда еду не готовили, горнило закрывали чугунной заслонкой. Площадка перед амбразурой именуется шестком, отсюда пословица: «Всяк сверчок знай свой шесток», сверчки, кстати, любили сидеть в тепле за печкой. Любопытно, что еще одно ныне ругательно слово – хайло, то есть рот, идет тоже отсюда. Хайлом в печи называли проем, соединяющий камеру, где горит топливо с системой ходов – теплообменник.

В русских печах пекли хлеб: его ставили в горнило на деревянной лопате с длинной ручкой – пёкле, дети помнят, как на такую лопату пыталась сажать Баба Яга Ивана, чтобы засунуть его в печь, да сама чуть не угорела. Обмен тепла и дымоход регулировали заслонками, выдвигая или задвигая их. Место на печи, где грелись, называют лежанкой, а самая вкусная еда получается именно в русской печи.

Девочка на второй станция «Коромысло» показала деревенские расписные коромысла, узоры вырезали резцом и раскрашивали. Девочка в сарафане прошлась, показывая, как правильно нести ведра с водой, подвешенные к коромыслу, чтобы не расплескать воду.

Еще одна кухонная забота, которой занимались женщины – засолка и квашение капусты, что показали девочки на станции «Станции засолки». Для подготовки капусты, надо ее порубить для чего использовалось корыто, выдолбленное из цельной половинки ствола дерева. Рубили капусту железными сечками с одним или двумя лезвиями, напоминающими по форме стрелецкий бердыш. Солили солью, которую держали в берестяных солонках и туесках разной величины, чтобы соль на комковалась, поскольку береста не пропускает влагу. Дети сами пробовали сечь капусту в корытце, солить ее – и это задание выполняли с прилежанием. Порубленная и просоленная капуста складывалась в деревянную кадушку, закрывалась крышкой под гнетом (грузом – тяжелым камнем).

На русской кухне… и ступа с Бабою Ягой идет-бредет сама собой

Далее станция «Мельница». Название говорит за себя. В этом уголке стояли настоящие жернова – большие каменные диски с отверстием посередине на оси и основе. Верхний диск с вертикальной ручкой, за которую хозяйка вращала верхний жернов. В отверстие посередине засыпали зерно и крутили жернов, в части обоих каменных жерновов внедрены металлические пластинки, которые служили абразивом для перетирания зерен. Перетертое зерно падало вниз, его собирали, просеивали через сито в ступку, получали манную крупу, при повторном помоле – муку. Надо сказать, дети крутили жернова с увлечением.

Рядом продолжение деревенской кухни – станция «Ступа, пестик и стол». Ступы и ступки делали из цельных тесаных и просушенных выдолбленных колод стволов осины или березы: ступки поменьше, ступы – из больших стволов низ ступы был с основанием для устойчивости иногда большие ступы, а они достигали 80 см или даже метра в высоту тулово (корпус) ступы иногда опоясан укрепляющими железными кольцами. Ступа служила для перемалывали зерна пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Полученную массу просеивали в ситах, например, овсяную муку толокно. Толчение было одним из этапов приготовления льняного и конопляного масла. Толкли пестиками в ступках и пестом иначе пехталем в ступе, низ у него окован железом с чугунным наконечником для твердости. Песты часто были двумя рабочими концами и ручкой посередине. В сказках ступа служила транспортным средством для Бабы Яги, которая летала на ней, заметая за собой следы помелом или метлой. Еще одним назначением ступы было мятье тресты – вымоченных и высушенных стеблей конопли и льна, хотя, как правило лен мяли на мялке в процессе получения растительных волокон из этих растений – пеньки, кудели, пакли.

А в ступках и деревянных чашках хозяйки толкли или размешивали смеси, тесто с помощью мутовок и пестиков – деревянных обструганных веток с лопастями – обрубленными веточками на концах, которые крутили руками, взбалтывая смеси. В наше время для этих целей пользуются электрическими миксерами. Дети, особенно девочки, тоже с интересом накручивали мутовками. Рядом на столе у маленьких хозяек в русских сарафанах стояли разные чашки, тарелки, лежали деревянные толкушки, ложки, венчики. Все это непременные атрибуты кухни русской избы.

Станция стиральная, станция ткацкая, станция прядильная с клюквой

Еще одна станция «Стирка и глажение белья». Гладили раньше в деревнях иначе, нежели сейчас и для этого женщинам надо было прилагать немалые усилия. После стирки и полоскания в пруду, речке, озере шел процесс глажения: холст, белье плотно наматывали на деревянный валик, с силой ударяли по нему рубелем – приспособлением – длинной деревянной тяжелой зубчатой пластиной с ручкой и несколько раз прокатывали им по валику с холстом. Дети с удивлением смотрели и сами пробовали древний способ глажения.

Также для глажки использовали утюги двух видов: первый с ручкой тяжелый чугунный утюг, который нагревали на русской печи и проглаживали им ткань. Немного позже стали использовать угольный утюг, который также был сделан из чугуны или металла, верхняя часть открывалась, туда засыпали угли, которые нагревали его, а ручка у такого утюга была с деревянной ручкой, дабы не обжечься. Угольные утюги были в два раза больше чугунных, но, как это покажется странным, они были легче и ставились на металлическую подставку, чтобы не испортить стол

Следующая станция «Прядильная». На ней девочки показывали, как чесали лен, особой щеткой – ческами, гребенками, потом втягивали нить наматывали ее на веретено, которое располагали острым кончиком вниз и на него накручивали нить, при этом пальцы руки складывали кольцом на веретене. потом садились за прялку. Сходным образом обращались с шерстью, но по несколько другой технологии. А пряли девушки и женщины вечерами, в том числе на девичьих и женских посиделках за разговорами, но дело руками спорилось – такой своеобразный отдых, ведь нитей для тканей требовалось много. А чтобы работа с шерстью при вытягивании нити шла легче, женщинам и девушкам приходилось пальцы постоянно смачивать слюной, для чего они ставили перед собой чашку с клюквой и время от времени прикладывались. Кислая ягода стимулировала обильное слюновыделение, и дело продвигалось быстрее.

На последней станции «Ткацкой» были привезен настоящий ткацкий деревенский станок, за которым юная мастерица показывала, как ткали в русских деревнях и селах полотно – половики, коврики, полотно, ткань для одежды с помощью челнока, сквозь который продевали нить, и дети могли тоже попробовать каждый увеличить полотно на станке, подогнав к полотну одну нить.

Мероприятие вызвало у детей неподдельный интерес, а главное, время они провели с пользой для себя и познании русской культуры.

Д. Власов

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”