Ульяна Хлебникова: «Каждый человек должен оставить на Земле свой след»

2024-148

Призер, а на следующий год победительница всероссийской олимпиады по экологии, выпускница Кингисеппской гимназии Ульяна Хлебникова вошла в новую, взрослую жизнь с «красным» аттестатом. А тема ее проекта, признанного в прошлом году лучшим в России, называлась так – «Озеленение города Кингисеппа».

Пять елей вдоль ограды дома, каждая высажена в честь одного из детей

Экология – наука универсальная. Она включает много иных наук: биологию, географию, отношения человека с природой, общественные отношения, градостроительство, химию и даже физику. Прежде экологию назвали одним словом – естествознание. С экологией и близкой к ней биологией состоялся у Ульяны Хлебниковой плодотворный «роман». 

Семья Хлебниковых приехала в Кингисепп из Юго-Западного Казахстана в 1996 году, в сложные 90-е годы русское население старалось вернуться в Россию из бывших республик СССР, о причинах, надо полагать, известно всем. На ноги встать на новом месте было непросто. Глава семьи Вадим Геннадьевич по профессии строитель, правда, пришлось вынужденно заниматься и торговлей, а мама пятерых детей – Маргарита Максутовна – юрист, сейчас работает старшим менеджером в одном из городских отделений Сбербанка. Семья выбрала своим новым местожительством Кингисепп, поскольку сюда чуть раньше перебрался брат главы семейства – Сергей Геннадьевич.

– Мы родились в разных городах, – рассказывает Ульяна. – Старший брат Никита – в Талды-Кургане, второй брат Игнат – в Сланцах, куда сначала прибыла семья. Остальные родились в Кингисеппе, я – первая. Нас, кингисеппских, папа называет аборигенами, я – третий ребенок в семье, первая из «аборигенов», четвертым был Марк, а самой младшей стала Агата. Все впятером в разное время учились в гимназии, хотя, к примеру, Марк перешел в 1-ю школу, поскольку он хоккеист, а там учится вся его команда, да и ходить ему сюда ближе. С 2014 года мы живем в микрорайоне Южный в своем доме.

С природой на ты вся семья: в доме разбит сад – яблони, груши, вишня, Ульяна высадила даже свою персональную яблоньку – обожает яблоневый цвет, а Вадим Геннадьевич снаружи вдоль ограды в честь рождения каждого ребенка высадил пять елей, да так, что они заняли вдоль ограды всю линию. Для шестой сосны место уже надо поискать.

От клавиатуры до гитарных ладов

Ульяна, как многие другие дети ходила в детсад, который располагался по соседству с гимназией, а когда пришла пора, родители отдали ее в учебное заведение по соседству – тогда они еще жили в съемной квартире неподалеку. С детства Уля была ребенком любознательным, общительным, постоянно что-нибудь напевала, танцевала – ее интересовало буквально все: почему шумят деревья, куда плывут облака, откуда берется ветер, почему травка зеленая, вопросы родителям сыпались как из рога изобилия. С первого класса ее решили отдать в ЦЭВиОД на музыкальное отделение: когда был поставлен выбор – танцы или музыка, девочка выбрала последнее. Ее с шести лет отдали в класс фортепьяно педагогу О. Н. Лебедевой. Заранее скажем, класс она успешно закончила через восемь лет. В съемной квартире стояло старенькое, но добротное советское пианино, на котором оттачивала игру Ульяна, затем его выкупили, и оно до сих пор стоит в ее комнате, и время от времени девочка открывает крышку инструмента и исполняет классические композиции, для себя. Но в компанию пианино не возьмешь.

– Люблю классику, но благожелательно отношусь и к хорошей современной музыке, вообще красивую музыку классифицировать трудно, она просто красивая, когда ложится на душу. Люблю русский интеллектуальный рок, арт-рок, например «Аквариум» Б. Гребенщикова, «Наутилус Помпилиус» В. Бутусова или группу «Сплин». Я всегда любовалась как старший брат Никита, закончивший полный класс классической гитары, извлекает чудесные звуки на этом инструменте, где нет клавиш, но есть на грифе лады и все вокруг слушают, в любой компании. Вот бы мне так научиться.

Ульяна после завершения первого музыкального образования в 9-м классе там же, в ЦЭВиОД, пошла на гитару, но не на классическую – туда было уже поздновато по возрасту, а на эстрадную, к педагогу М. В. Ивановой и выучилась и игре на шестиструнке, хотела бы освоить и русскую семиструнку. Взял в руки гитару, и ты уже в центре внимания в любой компании, если есть репертуар.

Ульяна не выделяет какое-то одно направление, но подчеркивает, что любое искусство, в том числе и музыкальное, должно заставлять задумываться, вызывать чувства, эмоции. Есть мечта прикоснуться к клавишам настоящего духового органа, извлечь и услышать его завораживающие торжественно-магические звуки.

Биология – любовь с первого взгляда

Училась Ульяна со средних классов на «отлично». Имелись поначалу некоторые прострелы с языками – русским и английским, но все это в прошлом. Родители никогда не стояли над душой по выполнению домашних заданий, она привыкла справляться самостоятельно и добросовестно относиться к учебе, конечно, не без примера родителей и братьев, повезло девочке и со школьными учителями.

– Родители мне всегда говорили: «Учеба – это твоя работа. Тебе учиться, и тебе потом жить». За тройки, которые поначалу изредка бывали, нас никогда они не ругали – с кем не бывает, главное, отношение к самой учебе, то есть к своей главной работе.

Склонность у Ульяны была больше, пожалуй, к точным предметам, хотя она любила литературу, МХК – с этого предмета она, между прочим, и начала первые олимпиады в средних классах. Обожала Льва Толстого, особенно «Детство, отрочество, юность», поскольку этот писатель формировал у читателя глубокий взгляд на мир, на природу такого чувства как любовь, старался объяснить, систематизировать анатомию чувств.

– Это сошлось с моими ощущениями и отношением к прекрасному чувству. Помогло в этом и изучение русского языка под наставничеством моего учителя В. Е. Власовой. В 10-м классе была очарована творчеством Михаила Булгакова, особенно его «Мастером и Маргаритой». Интересовалась физикой, но настоящий роман у меня сложился с экологией и биологией, к чему я внутренне была расположена всегда. Буквально с первого урока биологии, который у нас провела учитель по биологии О. А. Решетова, я вдохновилась этим предметом раз и навсегда. Оказалось, это необыкновенно увлекательная наука.

Это была любовь с первого взгляда. Вообще интерес ученика зависит от учителя – его способности привить интерес воспитанника к своему предмету, поскольку в ребенке необходимо выявить его склонности и интерес – это должен сделать учитель.

– Сначала меня затянула «бесшабашная олимпиадная тусовка» по биологии, я стала участвовать в олимпиадах и небезуспешно после МХК по биологии и экологии. Но затем стала подходить к биологии и экологии более глубоко, вдумчиво, окунулась в эти дисциплины с головой серьезно, стала изучать предмет.

Долго Ульяна размышляла кем она будет после школы, перебрала разные профессии, которые ее привлекали: урбанистика, архитектура, астрофизика – как многие мечтала о звездах, увидеть их ближе хотя бы одним глазком, одним мигом побывать, ну, хотя бы на Луне. Интересовалась искусством – даже окончила, правда, неполный курс рисунка в художественной школе у педагога И. Л. Красновой.

– Сторонилась скуки, для меня важны искренний интерес, динамика увлечений – это всегда было основным. И главное – я должна видеть моральный результат своего труда, это для меня немаловажно. А биология стала моей наукой.

Призер, а затем и победитель всероссийской олимпиады по экологии

После того как Ульяна стала показывать заметные результаты в учебе, в олимпиадной практике, ее выделили и это закономерно. Но такое интеллектуальное выделение гимназистка воспринимала с оговоркой: она уверена, все дети одаренные, только не все знают, что они одарены и задача учителя, родителей – открыть в ребенке его дорогу, направить его по ней. Без этой помощи он может никогда не найти свое предназначение.

Все российские олимпиады проходят по одной схеме: сначала школьный, городской и районный, затем областной этапы и финальный – всероссийский, который каждый год проходит в разных городах России. Ульяна представляла свои работы, с 7-го класса. Доходила до регионального этапа, занимала вторые места, но дальше проходит только победитель областного этапа. Для нее эти этапы были своего рода беговой дорожкой – дистанцией для спортсмена-бегуна, после каждого только углублялась дальше в данную науку. В позапрошлом году, в 9-м классе, она вновь стала первой на областном этапе олимпиады по экологии и впервые вышла на всероссийский уровень, где набрала достойное количество баллов и стала призером. Это значительное достижение, поскольку на России собираются победители со всех регионов необъятной страны и на финальном этапе необходимо перед солидной профессурой защитить свой проект. Темой проекта Ульяны стало экологическое состояние и озеленение территории пришкольного участка, в данном контексте участка гимназии. Работу оценили все, в том числе и столичные профессора, финал проходил в Петербурге.

На следующий год Ульяна решила расширить ареал своих изысканий и стала работать над проектом, если коротко: «Озеленение города Кингисеппа». Проекты девушки курировала учитель по географии гимназии С. Е. Максимкина.

– Я решила вновь пройти все этапы с нуля, мне было интересно, хотя имела право сразу выйти на Россию, минуя предыдущие этапы. Конечно, был риск “зарубиться” на каком-нибудь, но я решилась. Также вышла в финал, который в этот раз проходил в Сочи. Защиту проектов финалисты России вели в школе рядом с центром «Сириус», комиссия – известные профессора из Краснодара, Петербурга, Москвы.

Защита предусматривалась не только устная, но письменная, поскольку от участников требовалось владение не только языком, но и речью, умение правильно и грамотно формулировать свои мысли – на это обращалось особое внимание. Ульяна Хлебникова блестяще справилась с задачей и стала победителем всероссийской олимпиады по экологии-2019. Ее проект озеленение города (Кингисеппа) признали профессора и специалисты-экологи с российским именем. В чем была фишка?

“Тополя, тополя беспокойной весной вы шумите листвой…”

– Я взяла для образца озеленения три участка в городе: в районе ДК «Химиков», у ТЦ «Норд» и участок за Крикковским шоссе. Собрала всю необходимую информацию об экологическом состоянии, разобрала причины, сделала свои предложения по озеленению, выполнила свой проект, который затем защищала на областном и российском уровне.

В этой работе автор отметила важный фактор, с которым согласились корифеи – нельзя столь активно вести вырубки городской флоры, пусть даже тополей, объясняя это будущей высадкой саженцев ценных пород. Когда они еще вырастут, пройдет два-три десятка лет, а город останется обнаженным, незащищенным перед выхлопными газами, пустынным, при том, что не все деревья приживутся – что мы видим. Озеленители и коммунальщики при вырубке тополей всегда обращают внимание на их слабую корневую систему, на аллергическую реакцию некоторых горожан, на отдельные обращения…

– Однако тополя, наряду с хвойными породами, лучше многих пород деревьев очищают городской воздух и быстро растут, неприхотливы, поэтому их всегда высаживали в наших городах. Есть красивые декоративные серебристые тополя, есть сорт тополей без пуха, который вызывает у некоторых аллергию. Я с болью смотрю, как пилят почти все большие тополя подряд, в том числе здоровые деревья, а ведь их можно сохранить, лечить. Еще отличными очистителями являются сирень и черемуха, все это я изложила, опираясь на исследования, которые провела.

Не зря в народе сложено столько чудесных, добрых песен о тополях. И с работой гимназистки по озеленению города был согласен профессорский цвет специалистов ведущих вузов страны, судя по высшей оценке ее работы.

Кингисеппскую гимназию Ульяна Хлебникова закончила в этом году с «красным» аттестатом, с отличием. Ей предстоит теперь ступить через порог прежней, в самостоятельную жизнь, которую она решила соединить с биологией: поступать на биофак в петербургский или московский университеты. При этом выпускница уверена: «Каждый человек должен оставить на Земле свой след». И она намерена оставить свой след на планете зеленого, земного цвета жизни.

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”