«Услышать будущее»: три события цифровой эпохи

Новый учебный год только начался, а в школах Кингисеппского района уже прошли или ждут своей очереди важные образовательные мероприятия, выросшие из начала цифровой эпохи в образовании и ставшие ежегодными и обязательными, но от этого не менее увлекательными: «Урок Цифры», «День ИТ-знаний» и Единый урок по безопасности в сети «Интернет».

Централизованные уроки цифровых знаний проходят при поддержке Министерства просвещения РФ, государственных лиц и крупных компаний, связанных с IT-технологиями (Сбербанк, 1С, Mail.ru Group и др). О внедрении профильных мероприятий в образовательной системе Кингисеппского района рассказала директор МБУ ДО «ЦИТ» Галина Анатольевна Пинчук.

«Урок Цифры»

Всероссийский образовательный проект, предназначенный для учащихся 1-11 классов, транслируется с 2018 года порталом урокцифры.рф, на котором размещаются ресурсы для проведения уроков в школах. Как минимум дважды в год по заданной тематике подготавливаются видеоролики, презентации и вебинары для учителей, где даются методические рекомендации. Некоторые материалы рассчитаны на демонстрацию и в детских садах, и в учреждениях дополнительного образования, подобных ЦИТу.

В этом учебном году первый «Урок Цифры» прошел с 27 сентября по 10 октября.  Такой протяженный период выделен, чтобы школы могли встроить урок в свое расписание. Тема текущего учебного года – «Искусственный интеллект в образовании». С 2018 года проведено 18 тематических уроков, по нескольку в год, среди изучаемых тем – «Большие данные», «Приватность в цифровом мире», «Разработка игр», «Беспилотный транспорт» и др.

«На сегодня уроки цифры прошли в школах Кингисеппского района, – сообщила Галина Анатольевна. – Министерство рекомендует проводить еще и открытый урок на район в присутствии официальных представителей организаций, но сейчас начало учебного года, много различных мероприятий, и мы не стали настаивать на этом».

В конце предыдущего учебного года такой открытый урок на тему «Цифровое производство» был дан в кингисеппской школе № 5. Его проводили для старшеклассников учителя информатики Маргарита Сергеевна Васильева и Наталья Владимировна Вишневецкая. На урок был приглашен представитель АО МХК «ЕвроХим» Сергей Таракан, занимающийся процессами автоматизированного управления производством.

«Так как год был посвящен первому полету в космос, то в качестве технического задания ребятам предлагалось создать и запустить производство пончиков на космической станции. Нужно было настроить космический автоматизатор по производству пончиков и помочь директору преобразить фабрику. Казалось бы, это просто игра, но учащимся пришлось продумать многие процессы, и продумать так, чтобы они происходили автоматически: настроить хранение и нахождение товаров, заказ нужных ингредиентов, построить «умный» цех, работающий без вмешательства человека. Далее нужно было расширить бизнес и открыть популярное кафе где-то на другой планете.

Перед тем, как ребята приступили к выполнению задания, Сергей Таракан рассказывал им, как устроена автоматизация производства на предприятии – это был очень интересный рассказ с презентацией. Потом ученики обратились к интернет-ресурсу, зашли в игровую зону и начали работать. У них все получилось – у каждого что-то свое, но все увлеклись, и самое главное, что когда ребята сталкивались с вопросом «как же все сделать так, чтобы состоялся заданный параметр», им на помощь приходили учителя».

Подобный формат был взят на вооружение и в этом учебном году. Сейчас школы отчитываются по факту проведения уроков: участие в проекте приняли более 3 500 обучающихся общеобразовательных учреждений Кингисеппского района и, конечно, ЦИТ – здесь это удобно, так как есть все условия для проведения «Урока Цифры».

«День ИТ-знаний»

День ИТ-знаний проводится при поддержке Министерства просвещения РФ. Это формат интерактивного урока-презентации, урока-дискуссии между представителями ИТ-отрасли и учащимися 8-9 классов. Школа регистрируется на сайте, и ресурс либо предлагает просмотр готового урока, либо прикрепляет к школе какого-либо специалиста из ИТ-индустрии, например, из компании «Яндекс». Причем специалисты подбираются со всего мира – акция является международной.

В отличие от «Урока цифры», день ИТ-знаний проходит одним днем. В этом году он был назначен на 15 октября и проводился одновременно для школьников всей России. В Кингисеппском районе в нем приняли участие 630 учащихся. Это профильное мероприятие профориентационной направленности погружает детей в ИТ-сферу и показывает, какие профессии можно в ней найти, какие из них более востребованы или лучше оплачиваются. Кроме того, урок демонстрирует навыки, требующиеся для работы в той или иной хозяйственной отрасли в современную цифровую эпоху.

«Когда старшеклассник говорит: «Я иду в вуз поступать на программиста», я люблю задавать вопрос: «А каким программистом ты хочешь быть?» – рассказывает Галина Анатольевна. – Чаще всего человек становится в тупик, потому что понимания, что программисты в разных сферах обладают еще и другими компетенциями, у него пока нет.

А стоит понимать, что если идешь работать в какую-то отрасль, то нужно обладать не только навыками программирования, не только математику знать, но еще и погрузиться именно в эту сферу. Если программист пришел в пищевую промышленность, он должен знать технологию производства продуктов питания, пришел в образование – должен знать, как выстроен образовательный процесс. И если начинаешь писать урок или ресурс для использования учителями и детьми, ты должен понимать, как они будут с ним работать.

Поэтому уроки, организуемые в этой акции, помогают сориентировать детей на то, что их будущую профессию определяет широкий спектр компетенций. Выбирая вуз, следует подумать не только о прохождении по баллам ЕГЭ, но и о том, что после обучения вы попадаете на производство – и нужно внедриться в это производство. То есть, профориентация не должна останавливаться на уровне вуза, она должна смотреть дальше – на то, каким специалистом человек состоится после получения диплома.

Этот формат – практически пропедевтика. Ученик 8-9 класса еще не выпускник, но он может поступить в колледж, а после колледжа либо получать высшее образование, либо пойти работать – тоже очень хороший путь. Выбор профессии – это всегда сложно, только для единиц легко. Подобные уроки вносят большой вклад в обучение – это помощь учителям в профориентации в условиях цифровой трансформации общества. А привлечение специалистов с производства, именно из цифровых сфер, дает возможность услышать будущее».

Единый урок по безопасности в сети «Интернет»

Это всероссийский урок, инициатором которого в свое время выступила спикер Совета Федерации Федерального собрания РФ В. И. Матвиенко. В 2021 году Единый урок по безопасности в сети «Интернет» пройдет в 8-й раз. Организаторы – Минпросвещения, Минцифры, Роскомнадзор, рабочая группа «Безопасное информационное пространство для детей» при Координационном совете Правительства РФ и др.

Так же, как и «Урок Цифры», мероприятие имеет длительный характер и проходит с 14 сентября по 10 декабря: нужно, чтобы как можно большее количество детей и, желательно, не один раз, посетило это занятие. В ходе урока используются видеоролики, проводятся семинары, конкурсные мероприятия и пишется всероссийская контрольная работа по информационной безопасности.

Ресурсы двух порталов – единыйурок.рф и сетевичок.рф – привлекают учащихся всех видов образовательных учреждений, независимо от наличия в них компьютеров, так как тема урока затрагивает не только использование сетевых ресурсов, но и родительские собрания, экскурсии, и т.д. Время отводится и на многократное повторение бесед на тему безопасности.

«Когда движение в сторону использования интернета и удаленных ресурсов только начиналось, не было ясного понимания того, что оно влечет за собой еще и множество угроз, – продолжает Галина Анатольевна. – Но лет 5-6 назад мы уже стали очень активно говорить и с детьми, и с родителями о том, что вхождение в интернет-ресурсы требует осторожности. Самое главное – сформировать понимание того, что нельзя быстро и импульсивно отвечать на вызовы, которые оттуда поступают. А для того, чтобы проанализировать, что можно делать и что нельзя, нужно разбираться или хотя бы интуитивно чувствовать – полезный или неполезный это ресурс.

Поэтому беседы по безопасности, особенно в отношении социальных сетей, проводятся на всех уроках информатики – это однозначное требование, а также на классных часах и на родительских собраниях. Тема хорошо усваивается малыми дозами. Когда мы проводим мероприятие в ЦИТе, вопрос о безопасности в интернете непременно освещаем – не обязательно отдельным мероприятием или лекцией, но когда мы обращаемся к какому-то ресурсу, то два-три слова обязательно говорим – что можно, что нельзя. Или вопросы задаем детям: «как вы поступите в такой-то ситуации».

Мы оказываем подспудное влияние. Если мы будем проводить беседу, то есть, усадили детей и… «а сейчас мы будем говорить, что вам можно, а что нельзя» – информация пройдет мимо. А это должна быть ежедневная постоянная работа, маленькими капельками, которые потом впитаются. Точно так же действуют все школы на любых уроках, где используются выходы в интернет – а сейчас дистанционные технологии используются очень часто – все учителя ориентированы на то, чтобы незаметно «протащить» вопрос безопасности. Поэтому единый урок».

На образовательном портале единыйурок.рф есть все необходимые методические рекомендации, чтобы занятие проходило интересно и познавательно. Единый урок безопасности адресован всем – учителям, детям и родителям. После проведения мероприятий лица, зарегистрировавшиеся на портале, получают подтверждающие документы.

Сейчас школы готовы к тому, что с началом учебного года начинается серия подобных уроков. За много лет это стало отработанным алгоритмом, участниками которого становятся все, кто имеет отношение к детской образовательной среде.

А. Ульянова