На Московском аэродроме в Жуковском только что прошел авиасалон «МАКС-2021», а руководитель кингисеппского аэроклуба «Взлет» Олег Фефелов рассказал о новостях и работе местного аэроклуба за прошедший год.
С каждым километров ввысь – на 6,5 градусов холоднее
15-й российский авиасалон «МАКС-2021» проходил с 20 по 25 июля. Традиционно яркая, насыщенная программа выставки вновь собрала в подмосковном Жуковском предпринимателей, экспертов в области гражданского, военного, транспортного самолетостроения, вертолетной индустрии из разных государств. Президент России В. В. Путин на открытии подчеркнул: «За прошедшие почти три десятилетия «МАКС» стал важной и востребованной площадкой для презентации новейших достижений отечественной и зарубежной авиации. Здесь идут оживлённые дискуссии о будущем мирового авиастроения. Традиционно предлагается увлекательная летная программа, а заключение контрактов открывает широкие возможности для кооперации и реализации взаимовыгодных проектов».
В Кингисеппском районе тоже есть свой аэродром под Кингисеппом в Малом Луцке, свой аэроклуб, свои самолеты – их три. Масштабы, конечно, несопоставимы, но есть что сказать и что показать на своем местном уровне.
– В этом году нашему аэроклубу исполнилось 18 лет, дату мы отмечали в феврале, – сообщил Олег Фефелов. – Пандемия коронавируса обошла нас стороной, у нас никто не заболел, занятия по летному мастерству не прекращались, если позволяла погода.
А ясная погода этим летом полетам благоприятствует, правда, все равно жарковато. Бензин закипает при температуре 44 градуса по Цельсию, а как там, в небе? Здесь тоже есть свои тонкости: вертикальный температурный градиент – 6,5°С на каждую тысячу метров. Самолеты аэроклуба летают обычно на высоте до тысячи метров, поэтому на километровой высоте чуть прохладнее, нежели на поверхности земли, градусов на семь. А плотность воздуха тем меньше, чем он теплее, а чем меньше плотность воздуха, тем меньше подъемная сила крыла и летать сложнее.
Полеты самолетов аэроклуба проходят как по кругу над городом с отработкой взлета-посадки, по району, по маршруту, все зависит от упражнений, регулярно поддерживаются тесные контакты и проходят полеты к соседям в аэроклубы на аэродромы в Гостилицы, Сельцо, в Куммолово. К примеру, от Кингисеппа до Куммолово, расположенное близ Копорья, по прямой 38 километров, по дорогам – примерно 60. Лететь туда по воздуху (по прямой) 10-12 минут, а ехать по дороге около часа, легко сравнить удобство и скорость доставки до места.
В аэроклубе два самолета в воздухе, один пока на земле
За прошедший год в аэроклубе «Взлет» были две главные новости, касающиеся техники. Первая – замена двигателя на мотопланере «Blanik L-13M». Был поставлен такой же, только новый немецкий двигатель «Hirth 3203» в 65 л.с., самолет способен развивать крейсерскую скорость 200 км/ч, что для этого типа самолетов вполне достаточно. Попутно была произведена доработка в системе безопасности.
– Двигатель нам приобрело ОАО «ЕвроХим Северо-Запад», поэтому хотим высказать от кингисеппского аэроклуба большую летную благодарность директору аммиачного завода И. В. Белобородову.
Вторая новость: на скоростном круизном самолете «Ф-007» была доработана приборная доска в пилотской кабине, о чем мечтали. Были приобретены и установлены три новых современных прибора: два для измерения горизонта. электронный комплексный прибор, который выдает показания по определению высоты, курса, скорости, имеет вариометр. Сейчас все переходят со стрелочных, аналоговых, мембранных на цифровые приборы, что важно для курсантов, занимающихся в аэроклубе, поскольку им придется затем иметь дело в самолетах с цифровыми комплексными приборами. Поставили новые углепластиковые рессоры, и тем самым уменьшили вес 007-го более чем на 20 кг.
Также в ангаре ожидает своего часа модернизации многоместный двухмоторный самолет «Ф-5», в котором можно будет прыгать с парашютом. Но необходимы средства на новые двигатели, на два пропеллера и два комплекта приборов. В остальном самолет прошел обновление, модернизацию и готов к полетам. Таким образом, в аэроклубе два самолета в воздухе, один пока на земле.
– В этом году идут доработки воздушного Кодекса в лучшую сторону, – сообщил руководитель аэроклуба. – Появятся дополнительные возможности в малой авиации – проще станет получать свидетельство частного пилота, должны упроститься курс обучения, требования к прохождению медкомиссии. В России уже появились несколько частных обучающих центров.
С теории на земле до практики в небе
В аэроклубе «Взлет» теоретические занятия ведутся в классе в центре дошкольного образования по улице Воровского, 1А на станции юных техников, где курсанты проходят летную теорию, ее ведет Владимир Алексеевич Шабалов. Здесь курсантам преподают: конструкцию планеров и самолетов, авиадвигателей; воздушную навигацию; метеорологию; историю авиации и военной авиации; ведется патриотическая работа. Практика проходит на аэродроме, ее ведет в качестве пилота-инструктора Олег Фефелов. Здесь отрабатываются взлет-посадка, полеты по маршрутам, как уже говорилось выше, ориентирование, работа с картой при полете по маршруту и так далее.
Сегодня в аэроклубе занимаются 30 старшеклассников, курсанты разделены на две группы по 15 человек. Работать с большим количеством курсантов пока не позволяют условия – это все-таки летная школа с летной практикой, да и класс для занятий небольшой. В этом году на обучение было принято 40 человек с расчетом, что будет отсев. Среди курсантов есть и юноши, и девушки. Каждому курсанту с самого начала выдается летная книжка, где отмечается прохождение теории, количество и характер полетов. Сначала каждый курсант осваивает мотопланер «Бланик», а на третьем курсе полеты усложняются с посадкой и взлетом на других аэродромах уже на круизном «Ф-007». Срок полного обучения три года – с теории на земле до практики в небе.
– В сентябре мы также пройдем по городским школам для набора курсантов, желающих подружиться с авиацией, научиться водить самолет и получить документ установленного образца. Надо иметь ввиду, что при поступлении в вузы наличие летной книжки с практикой прибавляет для поступающего баллы – от 5 до 10 в разных вузах, а многие ребята, возможно, выберут летную профессию гражданского, военного летчика, диспетчера или связанную с авиацией. Такие примеры есть.
Причем научиться управлять самолетом и получить удостоверение могут и те, кто не планирует связывать свою профессию с авиацией, а те, кто будет летать для себя, заниматься авиационным спортом, как хобби.
Два выпускника «Взлета» прошли в летные училища, а четверо заканчивают летные вузы
Аэродром аэроклуба в Малом Луцке предназначен для широкого пользования самолетов и вертолетов малой авиации, которые могут садиться и взлетать с грунтовых аэродромов. Аэродром под постоянной круглосуточной штатной охраной, здесь регулярно ведется уборка, содержание взлетной полосы, летом – покос травы, зимой – уборка снега.
Сейчас на аэродроме нечасто приземляются медицинские вертолеты, поскольку они используют специальную площадку в больничном городке Кингисеппа. Услугами аэродрома они пользуются только ночью или в сложных погодных условиях. Но сюда часто прилетают небольшие самолеты, еженедельно военные «Ми-8», поскольку наш аэродром расположен ближе других к государственной границе.
А недавно на наш грунтовый аэродром даже сел реактивный 12-местный самолет швейцарской фирмы «Pilatus PC-24» – прилетели прямым рейсом из Москвы инвесторы будущего производства. В Пулково диспетчеры сначала удивились, потом беспокоились – сможет ли местный аэродром принят такой самолет. Волнения оказались напрасными – самолет благополучно сел и взлетел. Его вели опытные пилоты, а предварительно посадка была согласована с руководителем аэроклуба.
– Когда шел чемпионат Европы по футболу также было согласовано со мной прибытие на аэродром трех небольших самолетов с немецкими болельщиками, включая дозаправку на аэродроме, – говорит Олег Фефелов. – Но что-то не сложилось – возможно они не получили разрешения.
Ежегодно в аэроклубе на новогодних каникулах проходят встречи выпускников, являющихся студентами или курсантами профильных вузов. В этом году летные вузы страны заканчивают четыре бывших выпускника «Взлета»: трое – гражданские летчики, один военный – Сергей Виноградов. Он является одним из лучших курсантов курса и близок к исполнению своей давней мечты – пилотировать флагман российской военной авиации – стратегический бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь». В этом году пять выпускников аэроклуба пойдут учиться в вузы, а два курсанта-выпускника прошли в летные высшие училища – Тимофей Алексеев и Олег Петров.
– Также мы приглашаем на обучение кроме школьников и взрослых, причем не только мужчин, но и женщин с последующим получением летных документов пилота-любителя. Сейчас среди пилотов немало женщин – время новое такое. И для этого у нас имеются возможности: теоретическая база, аэродром, свои самолеты и инструкторы. Было бы желание и на горизонте виднелась заветная цель.
Д. Власов