В этом году уже выпало 139 процентов осадков от нормы

1906-026

Мы задали заместителю главы кингисеппской администрации по ЖКХ Мушегу Ашотовичу Карапетяну снежно-ледяные вопросы и получили ответы.

Давно не было таких зим, в чем особенность этой? Отличается ли изобилием выпавшего снега Кингисеппских район от других районах в области?

– Мы посмотрели статистику Гидромедцентра за последние пять лет по количеству выпавших осадков. В 2015 году – 51 процент от нормы, в 2016 – 98, в 2017 – 38 процентов, а в прошлом году – 64 процента от норматива. А в этом году уже 139 процентов – и зима еще в разгаре, а норма снежных осадков уже прилично перевалила за норму. За последние пять-шесть лет – это небывалое количество выпавших осадков. Природа тогда позволила нам отдохнуть, зато в 2019 году отыгралась. Такая ситуация по всей Ленинградской области и в Петербурге. Наш район здесь не исключение.

Какова ситуация по вашей оценке в городе, какие возникают сложности с уборкой снега во дворах?

– Особенно сложная ситуация возникла по дорожной сети, в первую очередь там, где есть запаркованность автотранспортом, что не позволяет произвести полную и качественную очистку улично-дорожной сети и внутриквартальных проездов механизированным способом. Зима в этом году выдалась хоть и снежная, но с постоянными краткосрочными потеплениями, в результате возникшего температурного перехода через ноль градусов, происходит таяние снега и затем, после перехода температуры в минус, образуется под вновь выпавшим снегом ледяная корка, что вызывает сложность при очистке. При расчистке приходится отрывать от асфальта эту ледяную корку, имеющимися впереди трактора отвалами с резиновой накладкой трудно, приходится подключать грейдеры. Это цикл работ производится после посыпки песко-соляной смесью, которая работа до температур не ниже -10 градусов. Усложняется технологический цикл, увеличивается время очистки улиц.

А посыпка песко-соляной смесью?

– Песко-соляная смесь – это 10-15 процентов соли, остальное – песок. Есть возможность использовать реагенты для таяния снега, но это весьма дорогой способ, хотя более качественный. Главная здесь задача – недопущение скользкости и образования наледи на дорогах, со снегом справляться можно. При допущении несвоевременной уборки оттаявшего снега после обработки песко-соляной смесью, образовавшуюся наледь почти невозможно оторвать от асфальта. Нужно произвести повторную посыпку, но уже чистой солью, что не учтено в расценка на производство работ по уборке дорого и также не допустимо, так как вызывает порчу имущества наших граждан, в том числе коррозию автотранспорта и порчу обуви для пешеходов. Поэтому после посыпки песко-соляной смесью необходимо в течение трех-четырех часов после оттаивания льда и снега после посыпки, произвести уборку дорог и тротуаров. Иначе вся эта каша застынет и прирастает намертво. Но здесь часто мешает припаркованный транспорт на проезжей части и вдоль тротуаров.

Обилие припаркованного транспорта существенно затрудняет очистку улиц

Припаркованный транспорт – уже бородатая тема.

– Да. Возникает другая большая проблема – затрудненность очистки снега, наледи с дорог из-за обилия припаркованного транспорта. Особенно это трудно на узких улицах из-за припаркованных с обеих сторонах дороги машин, таких, например, как улица Ковалевского или Иванова: грейдер здесь едва проходит по прямой впритык, рискуя задеть частный автотранспорт. Есть риск его повреждения, а он стоит, где попало. Можно конечно сказать, что очистку можно производить, когда транспорт отъезжает, но для такой оперативной очистки нужно иметь по одной единице техники на каждую улицу, что как минимум финансово не достижимо. Мы уже на комиссиях по безопасности дорожного движения рассмотрели необходимость введения на таких улицах одностороннего движения, и пришли совместно с ГИБДД к единогласному мнению о необходимости реализации данных решений в 2019 году. Но и на более широких улицах тоже есть сложность: очистка улиц в основном осуществляется в ночное время и ранним утром, чтобы не мешать дорожному движению, но при этом после раздвижки снега с проезжей части механизированным образом невозможно убрать снежный вал образовывающийся вдоль припаркованных автотранспортов, а затем по утрам владельцы машин собираются на работу, смахивают со своих машин снег на дорогу и при выезде сдвигают снег заново на дорогу. Если это одна-две машины – то объем снега незаметен, но обычно если это десяток-два машин, после их отъезда впечатление, что улица не чищена и приходится заново направлять технику для расчистки снега.

Кроме дорог есть внутриквартальные территории, проще говоря, дворы – особая тема тротуары.

– По внутриквартальным территориям работает ОАО «Управляющая компания» – у них на субподряде три организации. Уборочной техникой обеспечивают данные организации. Для механизированной уборки привлекаются специализированные организации, имеющие свой спецтранспорт, так как для содержания автотранспортной базы только для производства работ по уборке требует большого расхода средств на содержание, включающая в себя наличие гаражей, ремонтных мастерских, постоянный техосмотр, водителей в штате и ремонтных бригад. После развала государственных предприятий жилищно-коммунального сектора, субсидируемых из государственного бюджета, уборочная спецтехника сосредоточилась у подрядчиков. Работы, в этом году выше крыши. Снег идет сутками, работы осложняет загроможденность дворов и улиц личным автотранспортом и постоянные температурные скачки через ноль – то тает, то снова подморозит с образованием ледяной корки, о чем уже говорилось выше. Объем работ в этом году очень большой, подрядчики чистят город все семь дней в неделю, бывает до полуночи, а иногда техника вынуждена работать и ночью. Только почистили – глядишь, опять выпал снег, как в песне: «А снег идет, а снег идет…». Большая проблема в городе – по расчистке дворов и тротуаров – сказывается недостаток малогабаритной техники, другой развернуться негде из-за тесноты и скученности транспорта, а если асфальт узкий, то как его почистишь стандартной техникой, особенно если наледь? Щетки не возьмут, приходится использовать ручной труд, но количество сотрудников ручной уборки ограничено, это не мегополис, где недостатка в рабочей силе нет, и трудятся в две смены.

Какими силами

Какое количество техники сейчас работает в городе и сколько ручного труда?

– Территорию города Кингисеппа убирает 16 единиц спецтехники и 126 «ручников» – дворников, они убирают снег лопатами, разбивают лед ломами вручную, для них было заказано дополнительное оборудование. По внутриквартальным территориям работает от четырех до шести плужно-щетных тракторов типа «Беларусь», подключают спецпогрузчики, так как фронтальным погрузчикам тротуары не почистить. По тротуарам явная нехватка малогабаритной спецтехники – всего две единицы такой техники.

Почему не привлечь тех, у кого такой уборочной техники достаточно?

– По 44-му федеральному закону «О контрактной системе в сфере госзакупок товаров и услуг» требовать от конкурсантов наличие в собственности всех категорий уборочной техники мы не в праве и федеральная антимонопольная служба следит за этим. Мы по закону осуществляем только контроль над исполнением уборки, а какими средствами это делается – привлечением малогабаритной техники или ручным трудов – дело подрядчика, который выигрывает торги. Главной задачей остается недопущение наледи на дорогах и тротуарах, с чем справляться гораздо сложнее, чем со снегом, а лед под снегом может привести к травматизму.

Снег на крышах, сосульки на кромке

Но есть еще один важный момент, о котором говорят и по телепрограммам – снег на крышах и сосульки, что также чревато травматизмом для прохожих.

– Верно. Кроме того, если на кровле долго не было капремонта, при оттепелях это чревато протечками. Очистка кровель проводится регулярно, целенаправленно по плану, как правило, по кромке, чтобы снежная масса, скопившаяся на крыше, не падала вниз и не образовывалась наледь. Мягкую кровлю не рекомендуется очищать – там должна идти естественная оттайка и через сливные желоба талая вода стекает вниз. Поэтому чистят саму кромку и кровлю примерно на метр вглубь. Это делают шесть постоянных специальных бригад кровельщиков и альпинистов. Они работают по своему графику, хотя мы постоянно сбиваем их с толку (как и по очистке дворов), в зависимости от поступающих жалоб и заявок от горожан по адресам. Актуальна проблема образования сосулек, происходит из-за нарушения температурного влажностного режима на крыше: тепло из дома передается кровле, она нагревается, снег начинает таять и по наклону вода стекает к краю и скапливается там. Но, но если на улице минус, то вода быстро замерзает на кромке наклонной крыши, затвердевает и образуются сосульки. Для устранения ряда моментов опять же нужны капремонты кровель.

Есть ли в этой связи обращения к населению города?

– При очистке кровель под домом выставляются треноги, и натягивается сигнальная лента. Но нередко прохожие, желая сэкономить путь, либо перелезают через ограждения, подвергая себя опасности, либо, что еще хуже, срывают ленту и подвергают опасности всех прохожих – может упасть на голову снег или сосульки. Большая просьба этого не делать, а сосульки, тоже сбиваются с кромки кровель.

Дворы и нехватка малогабаритной уборочной спецтехники

А как складывается ситуация в Ивангороде в районе в целом?

– В Ивангороде примерно та же, что и в Кингисеппе. А в сельских поседениях ситуация одинакова примерно везде, есть проблема очистки и подходов к отдельно стоящим зданиям и домам. Если в здании располагается несколько собственников или арендаторов, расчищать от снега нередко оказывается здание некому – коллективная ответственность, точнее безответственность. Начинается выяснение – кто, сколько и когда чистил, а кто нет, а в результате придомовая территория и подходы в снегу. Все кивают друг на друга. У нас есть постановление, подписанное исполняющей обязанности главы администрации Е. Г. Антоновой о порядке выдачи предписания по подобным случаям. При неисполнении будет применяться мера административного воздействия путем составления протокола и вынесением на рассмотрение для определения размера налагаемого штрафа.

Как вы оцените уборку улиц и дворов в городе?

– По моей оценке расчистка от снежных масс и наледи в городе ведется на три с плюсом или четыре с минусом. Учитывая все перечисленные моменты, в сложившейся ситуации винить только производителей работ нецелесообразно. Следует учитывать весь комплекс причин. Кстати, при частых оттепелях уборщикам приходится попутно расчищать и люки ливневых колодцев, часть ливневки, которые при этом забиваются грязью и мусором. Но работу мы ведем постоянную по расчистке дорог и внутриквартальных проездов.

Уборка выпавших снежных осадков ведется имеющимися средствами, параллельно делаются выводы по улучшению ситуации, принимаются меры по исправлению выявленных недостатков, вызванных и фокусами погоды. Но впереди еще месяц, а то и полтора снежной зимы: если с подрядчиками или населением можно договориться, то с небесной канцелярий это сделать сложнее.

Д. Власов

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”