В гостях у природы с палитрой и кистью

Без имени-1

Персональная выставка художника Дениса Кужима открылась в Кингисеппском историко-краеведческом музее под названием «Краски жизни» – это те краски природы, которые живописец кистью и маслом перенес на холст, чтобы мы могли полюбоваться ее видимыми и сокровенными и чертами.

Персональные выставки и частные собрания с высокой отметкой мастеров

На холсте художника может уместиться целый мир. Это уже четвертая персональная выставка Дениса Кужима в Кингисеппской земле. Художественных выставок у него было значительно больше. С 2006 года он в Доме детского творчества, ныне входящем в структуру центра творческого развития (ЦТР) он как педагог дополнительного образования ведет детское творческое художественное объединение «Палитра», где сейчас у него занимается 220 школьников от 4-5 до 8-9 классов. Также мастер кисти не забывает личное творчество, о чем свидетельствуют его многочисленные, в том числе персональные выставки. Его воспитанники неоднократно занимали призовые места, становились победителями городских, районных, областных, международных выставок детского рисунка и этот творческий потенциал развивается здесь и дальше.

Родился Денис в Алма-Ате в 1979 году, в семь лет мальчика отдали в Алма-Атинское художественное училище, где его преподавателями были народные и заслуженные художники Казахстана и СССР. Денис окончил учебное заведение с квалификацией художник-мастер по специальности станковая живопись. И с тех пор он шел с кистью по жизни, собственно, это происходило с детства. Его персональные выставки шли в Алма-Атинском доме пионеров в 1993 году, а через год открылась его экспозиция в 23-й городской школе на тот момент столицы Казахстана. В 2007 году прошла первая персональная выставка Д. Кужима в Кингисеппе, впоследствии, они были в 2010, в 2102 годах, а эта уже четвертая персональная выставка в нашем городе.

Художник неоднократно выставлялся в Петербурге, Пскове, Тихвине, в Витебске – это уже Белоруссия. Его картины находятся в частных собраниях России и зарубежья, а их высоко оценивают мастера кисти.

Небо за два часа

Как рассказал сам художник, первый опыт общения с кистями и красками у него состоялся еще в раннем детстве, когда он только начал ходить – уже взялся за карандаш, но рисовал не на обоях, как малыши-карандаши, а все же на альбомной бумаге.

– Мне запомнился один случай первого опыта работы с кистью: однажды, когда мне было 11 лет мой двоюродный дядя взял меня в свою мастерскую поработать с маслом. Бабушка выбрала для копирования репродукцию какого-то полотна русских мастеров «серебряного века». Дядя выдавил на палитру масляные краски, поставил олифу, довольно приличную по размеру загрунтованную доску ДВП и дал кисти: «Твори». Когда за два часа я написал небо – он очень удивился: «Ну ты даешь!». Это стало для меня похвалой с перспективой.

Но это было начало. А сейчас, на четвертой в Кингисеппе персональной выставкой научный сотрудник музея О.В. Беляева провела блиц-опрос художника, а затем экскурсию по выставке, которая была составлена из двух частей: первая – живописные старорусские храмы, расположенные в городах Ленинградской области и Петербурге, а вторая часть – природа, пейзажи в птицами, натюрморты с цветами, что художник сам наблюдал и пропустил сквозь призму своего видения.

– Что живописца вдохновляет? – Денис на секунду призадумался. – Детям я всегда говорю, что для художника главное – наблюдательность. Он может даже не всегда рисовать, работать кистью, делать перерывы, но он постоянно находит сюжеты, то, мимо чего проходят другие, у него в голове рождаются композиции, потом полотна. Все это появляется для будущей картины – это уже его стиль жизни.

На вопрос как побороть у детей страх перед белым листом, художник и педагог ответил, что ребенок рисует не задумываясь о результате – по наитию, как видит, как чувствует, у него нет барьеров, присущих взрослым – чтобы все было как надо, как правильно, не дай Бог кто что скажет… Но у человека, когда он становится старше, возникают ограничения. Денис Геннадьевич всегда и всем советует больше практиковаться – рисовать, писать и тогда, если и присутствует опаска белого пространства, она исчезнет. Бывает, в силу каких-либо психологических причин, художник бросает кисть, но спустя месяцы, а иногда и годы, вновь возвращается – его природа берет свое.

– Однако при этом, по себе знаю, когда вновь входишь в круг, приходится привыкать, сразу, с налету не получается, притупляется навык, теряется линия, скорость, блекнут краски. Приходится работать с цветом. Но потом, достаточно скоро все возвращается.

Малый Петербург в Бокситогорском районе

А на этой персональной экспозиции Дениса Кужима выставлено 22 работы, отражающие разные периоды его творчество. Об одной из недавно написанных работ «Петропавловская церковь в деревне Сомино» художник рассказал особо.

В конце июня он в числе других живописцев был приглашен на пленэр в Тихвин, где был выезд в деревню Сомино, располагающуюся в соседнем в Бокситогорском районе на границе с Вологодской областью, рядом два озера – Горное и Лахта, между ними протока, чуть поодаль озеро Лошево. Там он сделал быстрый набросок карандашом, а настоятель Петропавловского храма отец Геннадий рассказал о легенде образования села, которое местные называют Малым Петербургом: здесь в свое время побывал Петр I – он прикидывал возможный проход из Невы в Волгу через озера, местную речушку Соминку, где надо было только прорыть небольшой канал. Пока шли промеры, государь сел на речке Соминке рыбачить, вытащил здоровенного сома и воскликнул: «Ба, какая сомина!». Так и стали называть это село сначала Сомина, потом Сомино. Но это, скорее всего традиция, склонность разные приметные места связывать с именем Петра I, хотя государь здесь, вне сомнения, бывал. Кстати, в Отечественную войну 1812 года этот прорытый канал весьма пригодился при бесперебойном снабжении столицы в период нашествия Наполеона. Почему Малый Петербург: потому что храм Петропавловский, а на его шпиле такой же крылатый ангел, как на Петропавловском соборе в Петербурге.

– Отец Геннадий нас, художников пригасил на пленэр, обещая бесплатный гостевой домик для проживания. Я затем воспользовался его гостеприимством, приехал в Сомино вновь и уже написал полноценное полотно – подарил его, а здесь вы видите копию.

Все художественные работы бывают только красивые, либо некрасивые

Вторая часть выставки, как уже говорилось – наши местные пейзажи и натюрморты, букеты – многообразие цветов и цвета. Холсты влияют на настроение человека: хочешь его поднять – смотри на пейзажи, хочешь душевного упокоения – на храмы.

– Хорошо, когда талантливые люди не замыкаются на своем таланте, когда выставляют плоды своего творчества напоказ людям и то, когда творцы своим талантом делятся с детьми, которых привлекают, заряжают, поселяя «бациллу творчества» в душу ребенка и обучают, – сказала на выставке директор ЦТР О. Д. Максимова. – Хочу сказать ему спасибо за преданность профессии.

Как по секрету сказал сам художник, в планах – портретная экспозиция. А в декабре ожидается его выставка в Смольном выставочном зале.

В свое время наш профессиональный художник, недавно ушедший из жизни Эйно Котельников, на вопрос, как оценивать художественные работы, ответил: «Все художественные работы бывают только красивые, либо некрасивые. Третьего не дано». Работы Дениса Кужима – красивые.

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”