В жизнь с парадного входа для детей с ограниченными возможностями по здоровью

1949-051

В Кингисеппском колледже технологии и сервиса обучаются рабочим профессиям группы детей с ОВЗ – ограниченными возможностями по здоровью, что является залогом их дальнейшего уверенного шествия по долгому жизненному пути.

Национальная образовательная инициатива инклюзивного обучения

Фраза «дети с ОВЗ» означает некоторые отклонения в формировании ребенка при создании специальных условий для жизни. Это не приговор – это особенность. Это такие же дети, только для их обучения в школе, в среднем или высшем учебном заведении бывает необходимо создание адаптированной индивидуальной среды. При этом возможно их бучение как совместно со сверстниками, так и в отдельных группах в учебных заведениях, как, например, в колледжах и техникумах, где эти дети заканчивая их получают стержневой жизненный задел, с которым продолжают свой дальнейший жизненный путь уже в полученной профессии. Это идет в Кингисеппском колледже технологии и сервиса.

Дети с некоторыми нарушениями здоровья проходят обучение по адаптированным программам. Обязательное условие – формирование среды, в которой в большой степени происходит адаптация социуме. В ККТиС реализуют как основные программы, так и адаптированные под потребности студентов с ОВЗ. Здесь идет непрерывная работа не только с детьми, но и с их родителями, педагогами.

В России действует национальная доктрина образования, концепция модернизации российского образования, есть Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Работа с ОВЗ подразумевает выполнение задач в инклюзивном обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также возможность социально адаптировать учащихся с последующим слиянием их с обществом. При терпеливой работе по разработанным психологами коррекционным программам обычно идет результат.

О том, как это происходит в кингисеппском колледже, мы побеседовали с заместителями директора ККТиС по воспитательной работе Л. П. Смирновой, по учебной работе – И. В. Веселовой и педагогом-психологом С. И. Толкачевой.

Дети с ОВЗ обучаются в колледже двум профессиям – повар и слесарь по ремонту автомобиля

В колледже учатся ребята из Лесобиржской школы-интерната – это дети с задержкой в развитии. Они уже, как студенты, занимаются по специально адаптированной программе. На сегодня это две группы № 100 и № 200, которые учатся во втором корпусе колледжа по программе профессиональной подготовки «Слесарь по ремонту автомобилей». Также в первом корпусе колледжа уже три года как обучаются такие же студенты с ОВЗ на поваров. Учатся они два года, одна такая группа уже завершила образование, многие выпускники работают по профессии.

В этом году по программе профессиональной подготовки «Повар» набора нет, но в будущем такое инклюзивное обучение по получению профессии студентами с ограниченными возможностями по здоровья продолжится.

А во втором корпусе по программе профессиональной подготовки «Слесарь по ремонту автомобилей» такие студенты продолжают получать образование по специальной адаптированной программе и сейчас. Они проходят часть общеобразовательных дисциплин, но основной акцент делается на получение профессии, то есть на специальные предметы и на практику. С ними много занятий ведет психолог колледжа, к примеру, коммуникативный практикум, психологию личной направленности, рассчитанную на адаптацию, социализацию, специальные занятия в освоении профессии.

– Мы уже заранее заем всех тех ребят с Лесобиржской школы, кто приходит к нам, поскольку посещаем эту школу заранее, присматриваемся к ребятам, рассказываем им о профессиях, проводим дни открытых дверей – чем им придется заниматься и как, приглашаем посетить колледж, чтобы они прежде все увидели своими глазами. Поэтому наши педагоги уже готовы работать с выпускниками этой школы индивидуально, когда они становятся студентами. Здесь создают условия для их комфортного обучения в условиях, сходных с коррекционными школами, вплоть до опекаемых.

Эти дети, приходя в колледж уже знакомы с условиями, в которых им придется учиться, а также имеют общие представления о профессиях, на которые им предстоит учиться благодаря предшествующим обучению контактам. Как уже говорилось выше, по специальной программе у таких студентов упор делается на практический навык – вход в свою профессию, главное научить их работать руками, умению в будущей профессии. Поэтому в коррекционных группах большой объем практических занятий в мастерской, производственные практики, у них ежедневный тесный контакт с психологом.

Стопроцентная посещаемость и добросовестное отношение к учебе и к работе

На специальных уроках эти студенты изучают мотивацию обучения для дальнейшей жизни, поскольку у них есть ограничения в возможностях, в отличие от других детей, это следует учитывать. С первого курса их учат общению в обществе, взаимодействию. Для них это – любимые предметы.

– Надо отметить, из Лесобиржской школы приходят очень хорошие ребята. Надо отметить, что взрослеют они рано, становятся взрослыми по делам, поскольку их выбор не столь велик, как у остальной молодежи. Но у них намного выше осознанность. Они учатся целенаправленно, стараются максимально получить в профессии все, что возможно. Стараются корректно себя вести, никогда не прогуливают занятий – у них стопроцентная посещаемость, поскольку понимают: им дан хороший шанс и стараются его использовать.

Эти студенты, как правило, что подчеркнули педагоги, умеют выстраивать доброжелательные отношения со сверстниками. В свою очередь, заместитель директора по воспитательной работе, психолог, классные руководители посещают их на дому в семьях, хотя некоторые из этих студентов, кто иногородний, живут в общежитии.

При том эти студенты часто достигают значительных успехов в выбранной профессии, выбранной, как правило, осознанно. К примеру, в ККТиС один из таких выпускников – Данила Соловьев достиг степени матера спорта по волейболу и ведет теперь секцию в колледже. А нынешняя студентка Алена Салтанова стала победителем регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» и защищала свою профессию.

Когда эти студенты заканчивают обучение в колледже то, как правило, работают по профессии – повар или автослесарь. Практику студенты-повара – девушки и ребята проходили в пекарне колледжа, причем зарекомендовали себя очень положительно, одна девушка после выпуска и сейчас трудится в столовой первого корпуса. Эти ребята и девушки, говорят преподаватели и мастера, относятся к своим профессиональным обязанностям добросовестно и на учебе, и на практике, и в работе.

Они получают полноценное образование и надежную путевку в дальнейшую жизнь во всероссийском этапе этого конкурса в Москве.