«Верес» – мастерская ямбургских ремёсел

2024-112

В Кингисеппе открылась и начала свой творческий путь ремесленная мастерская со старинным названием «Верес» в партнерстве под руководством художника Виктора Федосеева в целях как возрождения, так и дальнейшего развития традиционных для нашего края ремесел, сувенирных предметов: керамики, гончарных и деревянных изделий, а также редкого в наших краях светоносного искусства – витража.

«Рука художника может держать кисть, резец и даже бензопилу или лопату…» 

Перевернулась еще одна художественно-прикладная страница нашей современной летописи. Некогда Ямбург, а до того посадское поселение рядом с крепостью Яма было известно самобытными изделиями своих мастеровых, что селились и жили здесь, в Водской пятине и Ингрии, которая позже стала называться Ямбургским уездом, Копорской землёй, а затем Кингисеппским, Сланцевским и Волосовским районами, и частично включала территорию Соснового Бора, Ораниенбаума (Ломоносова). В этом крае преуспевали гончарные, керамические, ткацкие мастера проживающих здесь народов – чуди, русских, ижор, води, а позже финнов-ингерманландцев.

Но жить на стыке трёх границ с одной стороны доходно для развития ремёсел, торговли, с другой опасно – поскольку любой крупный конфликт, не говоря уже о войнах, непременно проходит своим серпом по полям и весям, не щадя никого, снимая свой «урожай». Так произошло и с ямбургскими ремеслами, который вследствие войн и последующих затем переселений, негативно отразились на сохранении и развитии местных рукомесел. Но традиции пусть частично, удалось все же сохранить. И одно из таких мест зачинается вновь – ремесленная мастерская «Верес». Верес – так на Руси называли можжевельник, род вечнозелёных хвойных кустарников и деревьев семейства кипарисовых, радующих взгляд. Открытие ремесленной мастерской в Кингисеппе состоялось по адресу: проспект Карла Маркса, 59А, что рядом с оградой 4-й школы, состоялось полгода назад, и сейчас идет период ее становления под руководством мастера и художника Виктора Федосеева.

Имя этого мастера здесь известно: Виктор прикладным и художественным творчеством стал заниматься довольно давно, осваивал различные художественные техники и направления. Десять лет он проработал в областном детском центре «Россонь», где вел туристско-краеведческое и художественное направления, секцию гончарного ремесла и керамики, где занимались творчеством, изучением ремёсел нашего края, отдыхающие в лагере дети. Участвовал в археологических экспедициях, раскопки на Россони проводили сотрудники петербургской Кунсткамеры – маститые археологи, а также выставлялся, в том числе в соседней Нарве. И в декабре прошлого года в партнёрстве Виктор открыл ремесленную мастерскую «Верес» в новом построенном двухэтажном здании на месте бывшей теплицы 4-й школы по упомянутому выше адресу:

– Творчество я считаю, безгранично. Я занимаюсь различными художественными техниками. Рука художника может держать как кисть, так и резец и даже бензопилу или лопату, если потребуется. Главное – результат, который вызывает эмоцию у зрителя и вдохновляет их на переживание, кого и на ответное творчество, прививает вкус к прекрасному. Новая мастерская находится в процессе становления.

Ремесленная мастерская для мелкосерийного производства сувенирной продукции

Как рассказал Виктор Федосеев, своей задачей он видит запуск процесса творческой деятельности ремесленной мастерской, выпуск небольших партий сувенирной и хозяйственно-художественной продукции, включая витражные заказы.

– Основное наше направление видится как работа с инвалидами, людьми с ограниченными возможностями в контексте их социализации и трудоустройства. К примеру, уже сейчас вместе со мной трудится 26-летний молодой человек – Роман Щетнев. Он под моим наставничеством занимается стеклом – оттачивает его, оборачивает фольгой фрагменты и так далее. Причем делает это весьма успешно, в будущем, думается, он сможет освоить полный процесс.

У руководителя есть намерение привлечь к художественно-производственной деятельности других горожан, имеющих отклонения по здоровью, которые могли бы после обучения и приобретения опыта выполнять 60-70 процентов работы производственного цикла. В новой ремесленной мастерской «Верес» занятие разноплановое: лепка, гончарное ремесло – здесь имеются гончарные круги, приобретена обжиговая печь, закуплено сопутствующее оборудование по обработке не только глины, но и дерева, включая выжигание, уже идёт довольно сложная и кропотливая работа по стеклу – создаются витражи, об этом чуть ниже. Кстати, часть оборудования была приобретена через Кингисеппский центр поддержки малого бизнеса. Ремесленная мастерская сотрудничает и с Кингисеппским центром занятости, есть у руководителя мастерской намерение открыть НКО, дабы затем можно было выходить на различные гранты творческой направленности.

– Хочу охватить и другие виды ремесел, с которыми за прошедшие годы мне довелось познакомиться, освоить, к чему привлечь не только людей с ограниченными возможностями, но и детей для развития умений и мелкой моторики рук. Наш партнер – Лесобиржская школа-интернат, которой руководит И. Ю. Пименова. С ними работаем очень плотно. Сегодня мы являемся центром художественного производственного творчества, способным выпускать небольшими партиями сувенирную продукцию с местной символикой, которую было бы не стыдно презентовать.

Недавно в новой мастерской побывал глава кингисеппской районной администрации Ю. И. Запалатский, осмотрел мастерскую, условия труда, оборудование, помещения –несколько новых просторных комнат. По словам Виктора, после осмотра Юрий Иванович проявил заинтересованность в партнерстве и сказал, что ожидает от ремесленной мастерской развития деятельности, в том числе коммерческих предложений.

– Глава районной администрации увидел, как работает ремесленная мастерская, как создаются керамические изделия, витражи выказал расположенность к взаимовыгодному сотрудничеству, что нас вдохновило. Если керамикой, кроме нас в районе занимается студия прикладного творчества им. В.П. Вороны, гончарная мастерская в Вистино, последняя, правда, больше ведёт исследования, возрождает водскую керамику. У нас предполагаются мелкие серии. Но витражи в Кингисеппском районе, кроме любителей для себя, насколько мне известно, не делает никто.

Как раз поговорим о витражах.

Витражное искусство по стеклу

Существуют различные техники в работе со стеклом – это более гуманный вид – роспись по стеклу. Это фьюзинг (с английского – спекание), которым тоже можно заниматься в этой мастерской: на стеклянной основе составляют мозаику по рисунку, затем композицию помещают в печь и изображение «запекается» (спекается), получаются привлекательные художественные панно, тарелки, шкатулки.

Классический витраж – картины из стекла, собирается коллаж, потом спаивается и пайки держат всю композицию. Существует несколько техник: это классический, средневековый витраж, когда пронумерованные по рисунку кусочки стекла на сборочном столе собираются и спаиваются – в неровности между кусочками стекла заливается преимущественно свинец. Относительно современный способ – техника «Тиффани», где кусочки стекла оборачиваются в медную фольгу и спаиваются оловянным припоем, есть техника стекольной мозаики. В любом случае витраж воспринимается через свет, который проходит сквозь разноцветные стёкла, тогда картина, композиция под солнечными лучами загорается всеми красками, особенно торжественно под звуки органа. Есть техника заливных витражей, пленочные витражи, витражи-коллажи, литые витражи, 3D-витражи.

– У нас ест договоренность с директором Ивангородского музея И. Н. Мироновой о серии классических витражей для музея Ивангородской крепости в Малом пороховом амбаре. Эти витражи расскажут об истории крепости, о ее противостоянии с Ливонским орденом и замком Нарва по средневековым русским миниатюрам и иллюстрациям. Я уже сделал один такой витраж по иллюстрации из новгородской летописи за свой счет, чтобы показать товар лицом. На остальные девять витражей предполагается контракт. Они должны украсить огромный музейный зал в Пороховом амбаре.

Размер этих витражей в ватманский лист формата А1, эти витражи должны таинственно освещать пространство музейного зала. Это должно быть не только интересно, но необычно для нашей традиции. Есть с участием мастерской Виктора Федосеева еще один интересный проект, связанный с витражами, но об этом мы расскажем чуть позже, когда это осуществиться полностью и будет готово и к освещению, и к освящению.

В ремесленной мастерской выставлены, сделанные здесь керамические, глиняные изделия, в первую очередь посуда: туеса, тарелки, кружки, чашки, кувшины, котелки, некоторые покрыты глазурью – глазурованная посуда в условиях мастерской с обжиговой печью тоже не проблема. Эти керамические изделия, стилизованные под народные, с ямбургским колоритом и тематикой по образцам местной посуды могут продаваться и как сувениры, и принадлежности для хозяйства.

Сейчас ремесленная мастерская «Верес» набирает учеников, тем, кто проявил заинтересованность к предложению или для уточнения условий позвонить можно по телефону: 7-731-10-23. Ямбургской ремесленной мастерской задан ход.

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”