Вернисаж голосов древних культур нашего края

1947-139

В Кингисеппском историко-краеведческом музее открылась выставка старины и древности с поэтическим названием — «Голоса древних культур», рассказывающая о народах, проживающих на нашей земле – води, ижор, русских, финнов-ингерманландцев. Часто следы этих древних культур идут не только по земле, их приходится освобождать и от гнета веков и из-под земли.

Последняя выставка Года языков коренных народов

Завершается 2019 год. И это последняя выставка в музее уходящего года, который назван Годом языков коренных народов. А в музее язык звучит языком видеоряда сохранившихся артефактов и изделий, о чем рассказала на открытии выставки научный сотрудник О. В. Беляева. А наш Ямбургский уезд – Кингисеппский район уникален как по своему географическому положению и по этнографическому составу проживающих здесь народов и звучащих языков.

С давних пор на этой территории проживали славяне, прилужская, принаровская чудь и малочисленные народы финно-угорской группы – водь, ижора, финны-ингерманландцы. Все эти народы на протяжении длительного времени стойко хранили свои традиционные обряды, обычаи и бытовую культуру. На выставке представлено более 250 предметов археологии и этнографии из фондовой коллекции музея, также предметы из музея водской культуры деревни Лужицы (руководитель М. П. Ильина), музея коренных народов Водской пятины (руководитель В. Ф. Бабкина). Выставлены реконструкции элементов костюма водской замужней женщины, мужского ижорского костюма и народных кукол, выполненные мастерами Центра коренных народов Ленинградской области (руководитель О. И. Конькова). В экспозиции можно увидеть учебники для начальной школы на ижорском языке, предоставленные главным библиотекарем МКУК «КДЦ «Вистино» Н. Г. Севастьяновой, сборники на ижорском языке из личной библиотеки вице-президента Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов Дмитрия Харакка. Впервые представлены фотоработы студентки Петербургского института психологии и социальной работы ижорки Анны Кроновой. Также имеются предметы, найденные при раскопках в крепости Яма археологом А. Н. Кирпичниковым в 1970-1971 годах, относящихся к русской культуре (ильменских словен – новгородцев). К сожалению, следы местной русскоязычной чуди оказались размыты временем, растворились в других местных культурах или ушли слишком глубоко под землю, в другие края вместе с этим народом еще в Средневековье.

А сама выставка начинается с карты Ямбургского уезда и проживающих здесь народов.

Водь – земледельцы со светлыми волосами и голубыми глазами

Первая стена экспозиций посвящена води. Этот угро-финский народ пришел на эту землю (Котельская волость, район Копорья) очень давно, предположительно в I-IV веках н.э. Это стало понятно из археологических раскопок, найденных между деревнями Валговицы и Великино. На экспозиции выставлены предметы – женские височные украшения, бусы, раковины каури, ожерелья с монетами, найденные в могильниках – тогда людей хоронили сидя, а водь придерживалась своей древней веры, которую именуют язычеством, потом приняли христианство православного направления, но всегда склонялись к двоеверию. Не так давно в деревне Валья найден уникальный клад – единственное на сегодня в мире полный свадебный наряд водской женщины, он сейчас находится на реставрации в Эрмитаже, а через год комплект будет передан в музей. Зато на выставке есть эти украшения, восстановленные мастерами Центра коренных народов. Когда водская женщина шла, все ее многочисленные украшения позванивали, считалось, что этот звон отпугивает нечистых духов и оберегает ее, как продолжательницу рода.

Вожане – земледельческий народ, взращивали овощные, злаковые культуры, также занимались животноводством. Этот нард отличался светлой кожей половыми (светлыми) волосами и голубыми глазами. Здесь же на витрине ижорец, житель деревни Ванакюля, краевед Н. Д. Пыдер в миниатюре воссоздал макеты сельскохозяйственных орудий, которыми они обрабатывали землю. Также в углу можно увидеть старинные сельскохозяйственные орудия води – совок и воронку для круп с домовыми знаками: у вожан было принято ставить на свои орудия личные клейма, чтобы не терять и не путать. Увы, представителей этого народа осталось очень немного в некоторых деревнях Кингисеппского района. В честь этого народа новгородцы называли эту часть своего княжества Водской пятиной (уездом).

Ижоры. Когда ижорская девушка выходила замуж, ее брили наголо

Центральную часть выставки занимает экспозиция, посвященная финно-угорскому народу ижорам. Они пришли в Водскую пятину в начале XIII века, первое письменное упоминание о них относится к 1228 году. Полагают, они пришли с Уральских гор и северного озерного края. Поскольку ижоры – рыболовы, пришедшие сюда его представители, заселили южное побережье востока Варяжского моря (Финского залива), где также занимались рыбным промыслом – ныне Кургальский и Сойкинский полуострова. Поэтому на экспозиции найденные рыболовные снасти ижор с глиняными или каменными грузилами и поплавками из бересты или березы. Здесь же можно увидеть мертт – плетеное из древесной щепы коническое приспособление для ловли миноги, которая прежде в изобилии водилась не только в Нарове, но и в Луге и Россони. Зимой ижорские рыбаки уходили на лед залива на зимнюю рыбалку на близлежащие острова, но если коварный ломался, и рыбаки тонули семьями или их уносило в открытое море. Поэтому ижоры говорили: «Кто в море не бывал – тот горя не видал».

Этот народ также имел преимущественно светлые волосы, хотя у некоторых были и темно-русые, серые и серо-голубые глаза. Также у них было развито гончарное ремесло, они ходили тканные одежды с богатой вышивкой – ижоры выращивали лен, ячмень, рожь. Поскольку сладостей в ту пору было мало, они варили густой ягодный кисель, который ели ложками или замораживали и нарезали кусками – это считалось лакомством.

Особого внимания заслуживает ижорский народный костюм с богатой сине-красной узорной обереговой вышивкой. На витрине ижорские мужчина и женщина в национальных костюмах: женщины носили длинную рубаху в пол, сверху сарафан с богато расшитыми поясными полотенцами, волосы забирали вышитым платком – саппаном. Мужчины одевались скромнее, но по праздникам надевали вышитый пояс и кожаные сапоги. Что любопытно, до замужества ижорские девушки носили распущенные длинные волосы, но после свадьбы требовалось постричься наголо, поскольку считалось, что молодая жена может принести в мужнин дом нечистый дух. После замужества она всюду ходила уже в платке – никто не должен видеть, кроме домашних ее волос, дабы не было сглаза. Причем до рождения первого ребенка молодая женщина ежемесячно брила голову наголо.

На стенде можно также увидеть обереговые ижорские куклы без лица, которые позже стали игровыми. Пряли женщины зимой, потом ткали, шили, вышивали – надо было одеть большую семью. Когда девочке-ижорке исполнялось шесть лет, отец дарил ей деревянный или плетеный сундук и дочь начинала себе шить приданное – о том, насколько оно ладно и богато сшито и вышито, судили о том, какая она будут хозяйка и мать.

Рядом на стендах можно увидеть книги и учебники на ижорском языке, также песенные книги, ижоры – очень музыкальный народ.

Молочные реки финнов-ингерманландцев

Правая стена выставки посвящена финнам-ингерманландцам, появившимся на Водской пятине в начале XVII века. Точнее с 1617 года, после Столбовского мирного договора, когда эти земли попали под власть шведской короны. Шведы начали насаждать лютеранство и насильно обращать местное население в эту веру. Православное население этих земель: русские (новгородцы), чудь, водь, ижоры стали деревнями уходить вглубь Руси – в Новгородскую, Псковскую и Тверскую губернии, не все, конечно, но большей частью, ижоры в меньшей степени, поскольку для их жизнедеятельности было необходимо море. Земли опустели, и шведы также массово стали переселять сюда финнов с северного побережья Финского залива и с Карельского перешейка. Поскольку Водскую пятину и соседние земли они стали называть Ингерманландией (страной Инкерин), то переселенцев именовали финнами-ингерманландцами. Они уже были лютеранами, они стали заселять пустующие деревни на западе и на севере Водской пятины.

Это было трудолюбивое крестьянское население, которое занималось частично рыболовством, частично земледелием, но главным образом животноводством – развитием мясомолочной продукцией на продажу. Они делали сливки, сметану, творог, масло и возили в города – Ямбург, Нарву, Петербург. Хозяйства у них были крепкие, поскольку эти молочные продукты стоили недешево. А также разводили коз, овец и занимались прядением шерсти.

Дети финнов-ингерманландцев обучались грамоте в школах при кирхах, но жили и одевались скромнее русских, води и ижор, орнаментальной вышивки на одежде было немного. На выставке фотостенды из финской деревни Тисколово, хотя многие финны-ингерманландцы вели хуторское хозяйство. Если в 1926 году в Петроградской губернии проживало до 125 тысяч финнов, то в 2002 году их насчитывалось не более 8 тысяч человек. Многие финны переселились в период немецкой оккупации в Финляндию, кто-то ушел при отступлении немцев, опасаясь насильственного переселения после освобождения (немцы пытались привлечь финнов к сотрудничеству, иногда это удавалось, но большинство старалось держаться в стороне), некоторые остались на родной земле.

Славянский сервиз

Наконец, четвертая стена музейной выставки «Голоса древних культур» отведена русскому населению, проживающему на территории Водской пятины и Ямбургского уезда, точнее новгородцам. Новгородцы пришли в земли прилужской чуди, как считается официально, в IX веке нашей эры. Изделий и следов чуди, пожалуй, сегодня непросто отыскать в нашем уезде, этот народ частью ушел, частью растворился среди новых переселенцев, хотя культура чуди близка к культуре ильменских словен и кривичей с той разницей, что христианство они принимали крайне неохотно и тому сопротивлялись, но вот следов новгородцев, а также кривичей (псковитян) у нас хватает с избытком.

Русские занимались в основном земледелием, также животноводством, ремеслами, строительством. Как заметила Оксана Беляева, в музейных архивах изделий русской культуры сравнительно немного – в основном артефакты раскопок археолога А. Н. Кирпичникова на территории крепости Яма. Часть найденного выставлено на стендах. Это каменные кресты, оружие, наконечники стрел, кресала, подковы, светец, плетение из бересты, лыковые лапти, которые не только были удобной, но и лечебной обувью так как массировали ступню, а также более поздние старинные книги.

Последний штрих выставки – музыкальный уголок со старыми инструментами: балалайки, рожки, гармонь-хромка, ижорские кантеле (гусли). В Ямбургском уезде переплелось множество культур и народов, как в большом оркестре и обилием разных инструментов, а при этом звучит в завершенном виде сказочная музыка народных симфоний.

А чтобы все это видеть своим глазами, следует просто посетить музейную выставку «Голоса древних культур».

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”