Возвращение крепости

В пятницу, 26 ноября, можно было увидеть, как на улице Жукова, у пруда, художники проекта «Крепость Ям: новая точка притяжения на туристической карте Кингисеппа» монтировали необычные информационные стенды – стеклянные, в европейской традиции. Впервые в России.

Смысл прозрачных стендов в том, чтобы при просмотре можно было представить себе, как во всей полноте, сразу после постройки, выглядело старинное сооружение, дошедшее до наших дней в виде руин. На стенде нанесены контуры крепостных валов, которые при совмещении их очертаний с существующим ландшафтом, дополняют утраченные фрагменты и позволяют увидеть, насколько высоки были когда-то стены древней крепости, как плыли над ними облака и как чувствовали себя люди, стоя на этом же месте много лет назад.          

Поначалу художникам работа казалось несложной, но выяснилось, что все не так просто

 О нестандартной и очень интересной задаче, которую им пришлось решать в процессе создания экранов, высказались художники проекта – Никита Сазонов и Савва Раздобурдин: «Поначалу эта работа казалась нам с профессиональной точки зрения достаточно легкой. Нарисовать крепость – в этом ничего сложного нет, но оказалось, что все не так просто – в отличие от стандартных стендов, показывающих объект на сплошном фоне, здесь нам понадобилось найти оптимальную точку для совмещения изображения и ландшафтного вида. Фактически, это такое окно, окно в прошлое, напоминающее нам об интересном историческом объекте. Работа состояла из нескольких этапов: первый, это определение нужных точек, показывающих наиболее интересные места, в чем нам очень помогли консультации с работниками музея. Затем родилась идея стилизовать изображение на экранах в виде гравюры и снабдить эти гравюры жанровыми сценками, помогающими мысленно перенестись в прошлое, представить, как выглядела крепость когда-то давно. Мы несколько раз приезжали сюда, рисовали на прозрачном пластике, и при выборе точки просмотра, с которой изображение будет работать, решили немного опустить ее, ориентируясь на юного зрителя, на детей, потому что взрослый человек при просмотре может легко пригнуться, а ребенку подпрыгивать будет гораздо менее удобно. Затем, отсканировав эскизы, мы напечатали их на прозрачной пленке и поместили внутрь стеклянного триплекса. Мы продолжаем работу, в марте будем устанавливать еще три экрана. Надеемся, что наша работа будет во благо городу, истории, подрастающему поколению, ведь это так здорово – гордиться своим городом».

Замысел проекта родился в кингисеппском историко-краеведческом музее

 О проекте в целом рассказал один из его создателей, директор благотворительного фонда «Наша память» Андрей Олегович Подоплекин: «Установка стеклянных экранов – это исполнение давнего желания директора музея, Ирины Викторовны Грековой. Такая технология уже используется за рубежом, по крайней мере, на двух объектах – Крушевацкой крепости в Сербии и в археологическом парке Карнунтум в Австрии. Нигде в России на культурно-исторических объектах подобного пока еще нет. Ирина Викторовна загорелась идеей впервые применить это именно здесь, в Кингисеппе. Саму ямбургскую крепость обратно уже не отстроить, и нигде в мире такие объекты, как правило, не восстанавливают: за исключением некоторой консервации, их оставляют в том состоянии, в котором они находятся сейчас. Реконструировать исторический вид пытаются визуально, ставя различные стенды с изображениями, изготавливая макеты, а где-то применяя такую технологию – дополненной реальности, не цифровую, а как бы аналоговую, своеобразное «окно в прошлое».

Желания фонда и музея совпали, городская администрация поддержала, все это привело к наглядному результату

 Наш фонд специализируется на сохранении исторической памяти, духовно-нравственном воспитании, реализуя научно-культурные проекты. Мы искали место приложения наших возможностей, ресурсов, у Ирины Викторовны были замечательные идеи. Наши интересы совпали, получился очень наглядный результат. К тому же в последнее время мы занимаемся увековечением памяти археолога Анатолия Николаевича Кирпичникова, а ямбургская крепость связана с его именем, и мы решили вот так здесь сработать.

Экраны, установленные в пятницу, это только начало создания выставочного пространства в Летнем

Два экрана, установленные в субботу, это пилотный проект, в рамках программы поддержки общественно-значимых проектов для Кингисеппского района «Энергия инициатив >Наш край. Наша ответственность», реализуемой при поддержке NORD STREAM 2 AG. Эту идею мы развили и представили еще в первой половине года на конкурс фонда президентских грантов, где этот, уже расширенный, проект был поддержан. Его замысел уже более развернутый: создание выставки под открытым небом. Основная идея состоит в том, чтобы преобразовать Летний сад в выставочное пространство, посвященное крепости. Предусмотрена установка еще трех таких же стеклянных экранов, это будет в марте, и трех стендов с текстовой и графической информацией.

Будет аудиогид по этому выставочному пространству, объединяющий все пять экранов и стенды, дополненный небольшим буклетом. Что касается трех экранов, которые еще предстоит установить: поскольку с мест их установки будет открываться немного другая перспектива существующего ландшафта – не остатки куртины, бастионов, не эти крепостные валы, а более открытая, то появляется возможность посредством экранов показать крепости, построенные на этом месте раньше той бастионной крепости петровских времен, остатки которой в основном дошли до сегодняшнего дня. Это и каменная девятибашенная крепость, существовавшая в XVI-XVII вв., разрушенная «за ветхостью» в 1680 году, остатки которой все еще существуют, и видны со стороны реки, это и детинец XIV-XV вв., которым было начато строительство укреплений. Таким образом, получится целый маршрут, начинающийся с уже установленного экрана, со стороны автобусной остановки. Один из трех будущих экранов будет показывать вход в крепость через ров, а еще два экрана будут установлены параллельно улице Карла Маркса. Сложится полноценный экскурсионный маршрут по разным историческим этапам существования крепости – от петровского Ямбурга, через шведский Ям семнадцатого века к древнерусскому, или средневековому, периоду – к детинцу.

В Копенгагене есть такая же крепость, как и в Кингисеппе

Кингисепп стал первым городом России, в котором на культурно-историческом объекте применена такая технология, и, по-моему, заслуженно – мимо идет большой туристический поток в Ивангород, где крепость реставрируется и улучшается. За год туда целенаправленно, через турагенства, приезжают около 35 тысяч человек. Все они едут мимо Кингисеппа, и мало кто знает, что здесь тоже есть вот такой исторический объект. Такая же бастионная крепость, принадлежащая к тому же историческому периоду что и ямбургская, есть в Копенгагене, куда приезжают толпы туристов, чтобы посмотреть на точно такие же валы. Конечно, там крепость облагорожена, нет лишней растительности, мешающей ее осматривать. Но ведь это не такая уж невыполнимая задача. А туристы едут за чем – за впечатлениями от исторических объектов, и одна из задач, которую мы ставили перед собой, начиная этот проект – это попробовать завернуть в Кингисепп этот поток туристов, показать, что здесь есть одно из мест, входящих в ожерелье фортификационных сооружений, наряду с Копорьем, Ивангородом, Орешком, Старой Ладогой. Также и я сам обратил внимание, и местные жители это подтвердили, что многие кингисеппцы не в курсе, что они живут в таком древнем городе, имеющем богатую историю. А ведь в любом городе, где есть старинная крепость, она является неким центром притяжения, визуальным архитектурным брендом, используемым в маркировке продукции, для привлечения туристов, имеет как экономическое, так и историко-просветительское значение.

Прохожие, видевшие монтаж, одобрили идею

 Для нас это также и небольшой памятник А. Н. Кирпичникову, до которого Ямбургская крепость была полулегендарной – никто не знал, как же она выглядела до разрушения, были одни только упоминания в документах. Благодаря раскопкам Кирпичникова, были обозначены границы крепости, установлено, из какого именно материала были построены стены, найдено много образцов оружия. А самое главное, это то, что ему удалось по шведским документам из королевского военного архива в Стокгольме, по старинным чертежам реконструировать внешний облик крепости. Считалось, что она имела шесть башен, Кирпичников доказал, что их было девять, составил план крепости с учетом существующего сегодня ландшафта, буквально вызволил ее из небытия.

 Посмотрим, как отреагируют люди. Уже на этапе монтажа экранов, прохожие отнеслись к этой идее с одобрением».

Весной здесь будет еще интересней

Заместитель главы районной администрации по социальным вопросам Светлана Геннадьевна Свиридова поблагодарила участников проекта и выразила надежду на то, что он послужит увеличению интереса к истории города, сохранению исторической памяти и возродит парк «Летний сад» как место отдыха, точку притяжения для горожан, а И. В. Грекова, рассказывая об информационных стендах, даже провела небольшую экскурсию в историю ямбургской крепости, и надо сказать, что со стендами это получилось очень интересно. Ждем марта, когда проект будет реализован полностью.

А. Петров