Времен Очаковских и покоренья Крыма

С 5 по 8 сентября сцены из военно-патриотического сериала под рабочим названием «Новороссия. Потемкин» об истории России в период ее стремительного расцвета снимали в Ивангороде. Производство художественного сериала об обретении Крыма и создании Черноморского флота во времена правления Екатерины Великой осуществляется по заказу общероссийского федерального телеканала «Первый канал» при поддержке Института развития интернета (ИРИ).

О том, как проходили четырехдневные съемки в Ивангородской крепости, «Восточному берегу» рассказал креативный продюсер проекта «Новороссия. Потемкин» Александр Сыров.

Мы встретились с продюсером в самый разгар творческого процесса и благодарим Александра за то, что «средь дыма и пламени» он нашел время для увлекательной и подробной беседы.

– Скажите, пожалуйста, это будет фильм или сериал?

– Сериал. Восемь серий по 50 минут. Действие достаточно плотное, так как охватывает практически всю биографию главного героя.

– Неужели все восемь снимаются в Ивангороде?

– Все восемь снимаются в Петербурге. Ивангород, как и все, что находится в двух часах езды, для нас тоже часть Северной столицы. Мы осознаем, что Санкт-Петербург – главное место той эпохи, столица государства, поэтому скомпоновали всю работу вокруг него. А такие места, как Ивангород, по моему мнению, необыкновенно важны, так как здесь сохраняется история. Не дай бог, такого бы не было – мы бы вообще не имели возможности использовать крепостные стены.

Как я понимаю, Крым в Крыму вы не снимаете?

– Крым мы воссоздаем здесь, в Ивангороде. Над этим работают серьезные специалисты по компьютерной графике. И вы скоро увидите все воочию.

– Как Вам понравился Ивангород?

– Чудесный аккуратный городок. Хожу по крепости, читаю про историю города и прикидываю на будущее, что еще можно здесь снимать. Любые темы можно разыгрывать около этих стен, которые имеют настоящую историческую фактуру – все, что угодно.

Понимаете, мы ведь и декорации тоже строим. В Москве существуют огромные декорационные площади. Но когда подходишь к стенам, возведенным искусственно, и к стенам настоящим – сразу чувствуется разница. Вот к этой стене можно подойти и крупно снимать: диалоги, монологи, боевые сцены. У студийных стен снимать крупным планом сложнее – опытный зритель, часто смотрящий исторические фильмы, сразу замечает «новодел».

Поэтому без таких мест, как Ивангород, исторический кинематограф не может существовать. Подобных аутентичных [подлинных – Прим. ред.] крепостей очень и очень мало. Особенно с высокими стенами, хорошо сохранившимися воротами и прочими редкими историческими архитектурными деталями.

– Что нужно знать нашим читателям о самой идее сериала? Вернее, что им уже можно знать?

– Думаю, что читатели прекрасно знают, кто такой князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический – главный фаворит Екатерины II, оказавший существенное влияние на историю нашей страны.

Сюжет сериала, конечно же, проходит через его любовь и отношения с императрицей, но на первый план выступает его деятельность как государственного мужа. Это и модернизация армии, и все, что он сделал, чтобы присоединить к России новые территории, и как это было сделано. Может быть, что-то отражено не слишком подробно, где-то штрихами, однако важные вехи его биографии будут показаны все.

– Можно задать Вам достаточно провокационный вопрос?

– Задавайте.

– Сейчас по поводу эпохи Екатерины Второй снято как минимум четыре сериала. Еще один возник, потому что…?

– Потому что для нас она не главная героиня. Это видно даже чисто по кинопроизводству: на съемки выделяется определенное количество времени, так вот 85-90 процентов съемочных дней в кадре присутствует именно князь Потемкин, а Екатерина – только в 10-15 процентах.

Мы можем обнародовать имена исполнителей главных ролей?

– Да, и эта информация уже размещена на сайтах «Первого канала» и Института развития интернета, где мы проходили конкурс. Князя Григория Потемкина играет Иван Колесников, а императрицу Екатерину Великую – Анна Ковальчук. На роль императрицы Елизаветы Петровны приглашена Мария Шукшина.

Кто режиссер-постановщик проекта?

– Это Ярослав Мочалов, известный по сериалам «Знахарь», «Макаровы», «Капкан на судью» и другим.

– Насколько трудно реализовывать именно историческое кино?

– Прежде всего, это финансовые проблемы. Костюмы, грим, декорации – все это требует больших вложений.

– На какую аудиторию рассчитан ваш сериал?

– Хороший вопрос. Поскольку это все-таки совместный, как телевизионный, так и интернет-проект, и нас поддерживают Первый канал и Институт развития интернета, то мы надеемся привлечь как интернет-аудиторию, так и заядлых телезрителей.

Должен отметить, что интернет не является чисто молодежной информационной площадкой, остающейся тайной за семью печатями для старшего поколения. Им пользуются люди разных возрастов. Каждый человек смотрит фильмы и сериалы там, где ему удобнее. Возможно, кто-то увидит анонс в интернете, а смотреть будет по телевизору. Или наоборот. Насколько будет разбросан показ, мы пока не знаем.

– В сериале будут батальные сцены. Это реальная съемка или компьютерная графика?

– Это реальные батальные сцены, и часть из них уже снята. Компьютерные технологии лишь добавят им массовости.

– Вы сказали, что сценарий охватывает всю жизнь Потемкина.

– Сериал начинается с его представления императрице Елизавете, а завершается его уходом из жизни со знаменитым медным пятаком, которым ему закрыли глаза. Мы постарались показать его смерть так, как она описана в исторических источниках – сценаристы провели с ними огромную работу. И у нас прекрасные консультанты.

– Пожалуйста, расскажите об этом подробнее.

– В подобных проектах консультирование имеет важнейшее значение. С одной стороны, безусловно, информации сейчас много – и она доступна. Но, с другой стороны, существуют тонкости особых знаний. Это даже больше касается не костюмов – у нас великолепный художник по костюмам, который знает все до мелочей, консультант необходим ему лишь в исключительных случаях. А вот что мы можем получить только от консультантов, это какие-то поведенческие нюансы, элементы взаимоотношений подданных с императрицей: как вели себя, что говорили, в какой форме обращались. Это такая вещь: чуть отступи – и зритель заметит. И так во всем – от поведения у орудий до тонкостей придворного этикета. Во время боевых сцен консультант всегда на площадке.

– Какие съемки сложнее: интерьерные или натурные?

– По причине изменчивости погоды натурные съемки гораздо сложнее. Например, нам нужно было снять одну из ключевых сцен – встречу Потемкина с трубачом перед началом битвы за Очаков. Она очень важная, а тут дождь! И если какие-то сцены можно и даже неплохо снимать в дождь, то эту никак нельзя. Приходится ждать, когда закончится. Можно не успеть, что чревато переносом съемочного дня и усложняет весь процесс.

А когда мы заходим в интерьер, скажем, тронного зала, то можем использовать все отведенное на съемку время. И такого, чтобы мы чего-то не сняли, не бывает. Обязаны все снять, потому что это серьезное место и к съемочной группе предъявляются определенные требования.

Вот сегодня у нас солнечная погода, хотя не помешал бы и дождь – мы бы продолжали работать. Еще один момент, затрудняющий съемки на улице: это когда в сценарии дождь (или снег), а его нет. Как и все, что усложняет съемочный процесс, это тоже упирается в деньги. А в кино деньги – это время. Время выделяется режиссеру на репетиционную часть, проработку определенных сцен, работу с актерами и так далее.

– Когда жители Ивангорода и Кингисеппского района могут ждать появления крепости на экране?

– В 2025 году. Они увидят стены своей любимой крепости, но по меньшей мере удивятся, потому что вокруг нее будет море. Вы слышали, как только что стреляли пушки? Согласно сценарию, это турки палили по русскому разведывательному кораблю. Часть стен будет достроена турецкими башнями. Видите турецкий флаг? В кадре русские войска, взявшие Очаков, сбросят его и установят флаг российский.

В заключение беседы Александр Сыров анонсировал, что съемочная группа проекта «Новороссия. Потемкин» собирается вернуться в Ивангород в ноябре и крепостные стены увидит исполнитель главной роли Иван Колесников. Ждем и надеемся!

О том, как «киношники» обосновались на территории крепости, рассказала директор Ивангородского музея Ирина Миронова:

– Наш музей является филиалом ГБУК «Музейное агентство» Ленинградской области, поэтому съемочную группу к нам направили именно оттуда. Как вы понимаете, в первую очередь мы помогали им попасть в Ивангород, договаривались с пограничной службой. Причем, не только для съемочной группы, но и ради массовки из Кингисеппа и Сланцев (более ста человек, изображающих русских солдат и османских янычар). Большая благодарность – начальнику погранотряда.

Последнее, что у нас до этого снимали, был «Шерлок Холмс». Но там значительно меньше актеров. И вдруг – Очаков! Однако наша крепость для этого действительно подходит. Например, она чем-то похожа на Генуэзскую в Судаке или на Дербент. Я пообщалась с режиссером. Он сказал, что крепость наша уникальна!

Общаясь с организаторами, я видела, сколько труда вкладывается ими в работу. Мы вместе решали все вопросы. Во время съемок были соблюдены абсолютно все меры безопасности и охраны. Мы все равно волновались, потому что мероприятие массовое, а у нас тем временем идут экскурсии по крепости. Но все прошло прекрасно!

Мне кажется, исторический сериал – это всегда интересно. Когда смотришь такие фильмы, всегда открываешь для себя какие-то новые моменты в истории страны. Это также привлекает молодое поколение к биографиям исторических личностей и к изучению фактов прошлого. Ведь многое можно проверить – и получить подтверждение, что так оно и было. И запомнить.

Для нашего Музея и для Ивангорода киносъемки – это своего рода реклама. К нам потянется больше туристов, заинтересованных в том, чтобы своими глазами увидеть место, где снимался сериал «Новороссия. Потемкин».

А. Ульянова

Loading

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях