Все начинается с мечты

Отечественные воздушные перевозки находятся сейчас не в самом лучшем состоянии. К прошлогодним «ковидным» убыткам отрасли добавились санкции западных стран – производителей основной доли эксплуатируемых в РФ самолетов. На наших обширных пространствах без авиации никак не обойтись… Что же с ней будет дальше?

События вокруг происходят настолько быстро, что пытаться что-либо прогнозировать – дело неблагодарное

Но можно уверенно сказать, что шаги в сторону исправления ситуации с зависимостью от «заграницы» в нашей стране определенно предпринимаются – так, на сайте издания «Коммерсантъ» 27 июня была опубликована статья, сообщающая о том, что правительством Российской Федерации принята программа развития отечественной авиаотрасли до 2030 года.

Планируется потратить на это 770 млрд рублей, причем 150 из них – до конца текущего года. Долю машин отечественного производства, эксплуатируемых как на внутренних, так и на внешних маршрутах в гражданском воздушном флоте России намечено довести более чем до 80 процентов. Перечислены технические задачи, поставленные перед отечественными авиапредприятиями, и количество самолетов, составляющих гражданский воздушный флот, должно будет значительно возрасти.

Но для того, чтобы эти планы воплотились в реальность, кроме техники потребуется также и соответствующий штат специалистов, в том числе квалифицированных пилотов, которым предстоит управлять МС-21, ТУ и ИЛами.

Подготовка летчиков – процесс длительный и дорогостоящий. А кто станет лучшим летчиком? Высокомотивированный человек, который сознательно выбирает для себя авиацию, найдя в этом свое призвание, – тот, кто увлечен небом с юности. И у кингисеппской молодежи есть редкая возможность попробовать себя в пилотировании еще во время учебы в общеобразовательной школе. Эту возможность дает аэроклуб «Взлет».

Полет на Ф-007, разработанном руководителем аэроклуба О. Ф. Фефеловым

Маленький белый двухместный самолет с заведенным мотором стоит на поле в Большом Луцке, где расположена база аэроклуба: перед началом рулежки проверяется выполнение пунктов полетной карты. Застегнуты четырехточечные ремни безопасности, закрыт прозрачный колпак кабины, надета гарнитура: наушники с микрофоном. Все системы машины работают штатно, проверки пройдены и можно двигаться к взлетной прямой. Поначалу самолет просто едет, подскакивая на неровностях. Но вот в наушниках звучит: «Ну, от винта» – и начинается разбег. Мотор звучит громче; бескомпромиссная тяга, ускорение – машина словно собирается и начинает работать в полную силу, стремясь поскорее оторваться от этого скучного неровного поля и оказаться в родной воздушной стихии. Мысль только одна: сейчас взлетим!

Тряска становится все мельче, чаще, и вот – резко прекращается, когда происходит отрыв. Набор высоты – слегка вдавливает в кресло, а поле со скошенной травой быстро удаляется. Остаются внизу как-то сразу ставшие маленькими домики, деревья, узкая серая лента дороги на «Солки». «Сейчас развернемся и пройдем над полем» – самолет кренится вправо, и, словно опираясь на загнутую красную законцовку крыла, поворачивает.

Снижаемся, пролетая над «взлеткой», – из-за плавного скольжения полета скорость на небольшой высоте ощущается очень преувеличенно: трава, кусты – вот-вот все сольется в одну сплошную зеленую массу. Снова вверх, еще поворот – все ощущения знакомы: они те же, что и при полете на большом пассажирском лайнере, только гораздо ярче, острее. Немного неожиданно ловишь себя на мысли, что совсем нет желания во что-нибудь покрепче вцепиться – только слегка опереться на борт, чтобы лучше почувствовать, как уверенно, надежно ведет себя в воздухе маленький самолет. А внизу под ним уже другая асфальтовая ленточка – Нарвское шоссе. Высится белая гора отвалов рудника, вдали едва виднеется залив (и какой же узкой и небольшой речкой извивается Луга: берега как будто сдвинулись, сжав темную летнюю воду, кое-где по краям слегка тронутую зеленью водорослей). Все чуть подернуто голубоватой дымкой – на высоте 400 метров воздух уже становится видимым. Там, на земле – городские кварталы, аккуратные строения «Олимпа», а здесь до нас снизу пытается дотянуться красно-белая телевышка.  Еще вираж – заход на посадку, снижение – и снова самолет подпрыгивает, но теперь уже замедляясь, на том же неровном поле. Сели. Впечатления переполняют.

Сообщение о принятии правительственной программы – новость, безусловно, хорошая

После приземления мы поговорили с Олегом Федоровичем Фефеловым о положении дел в аэроклубе с учетом нынешней экономической ситуации, о российской гражданской авиации в целом и о том, сколько курсантов «Взлета» решают посвятить себя работе в этой отрасли:

«Для нашей большой России гражданская авиация, как международная, так и малая, безусловно, имеет очень большое значение. Кроме того, глобальные авиамаршруты, проходящие над территорией РФ, связывают практически полмира. Нынешняя ситуация обусловлена в том числе и тем, что в предыдущие годы основной упор делался на импорт: это и закупки самолетов, и сокращение числа обучающихся в высших учебных заведениях будущих авиаконструкторов, инженеров, и подготовка пилотов. Также, помимо приостановления отечественного авиастроения, это повлияло и на престиж летных профессий в целом. Наверстать, безусловно, предстоит очень многое.

Получится ли это сделать? Конечно. Если правительство будет заинтересовано в импортозамещении этой области, то, уверен, все авиационное производство восстановят. А подготовка специалистов начинается с аэроклубов – нужно заинтересовать детей, чтобы они потом поступали в профильные учебные заведения, где готовят авиатехников, авиаинженеров, диспетчеров, авиаконструкторов различного профиля – по планеру, по двигателю.

Желающие заниматься есть: на сегодняшний день число курсантов «Взлета» составляет около тридцати человек, и каждый год кто-то из них после окончания школы поступает в профильные учебные заведения, но здесь уже основную роль начинает играть общее физическое состояние абитуриента – требования к здоровью летного персонала очень высоки, и процент отсева перед поступлением, к сожалению, достаточно значителен.

Высокие требования предъявляются и к технике, на которой мы летаем. Самолет должен быть зарегистрирован, иметь государственные номера, сертификат летной годности. Пилот должен иметь соответствующее свидетельство. Для обеспечения безопасности каждый полет требует строгого соблюдения правил.

Для примера, – вот как был подготовлен только что завершившийся вылет. Кроме проверок технического состояния самолета, в начале была подана заявка в государственные службы. Есть сайт зонального управления воздушным движением по Северо-Западу, я там зарегистрирован. Подаю план – можно дать за сутки, можно за час – в этих пределах. И там специалисты согласуют  полет. Если нет никаких проблем – к примеру, не летают военные, мы ни с кем не пересекаемся – выдается разрешение. Диспетчеры находятся в Пулково, и сейчас, перед следующим полетом, я буду звонить уже непосредственно им, чтобы сообщить о том, что я открываю план. Они видят его у себя, в компьютеризированной системе, и закрывают воздушное пространство там, где мы будем летать. Другие самолеты, при необходимости прохода через это пространство, связываются с диспетчером, который должен будет дать указание, чтобы они согласовали это с нами. Все эти правила разработаны для предупреждения столкновения в воздухе, что, как ни странно, при небрежности вполне может произойти в, казалось бы, пустом и свободном небе.

С материальной базой в аэроклубе сегодня дела обстоят терпимо. Ресурсы авиадвигателей (самой дорогостоящей и сложной части для малых самолетов) большие – моторы ходят по тысяче часов, по две тысячи. Пока не столкнулись с проблемой запасных частей: в России еще есть все необходимое. Бензин у нас используется 95-й, обычный автомобильный. От специально авиационного бензина производители двигателей, используемых в малой авиации, отказываются – он этилированный, портит атмосферу, и во многих странах запрещен к использованию.

Конечно, обязательно хотелось бы упомянуть и о том, что городская администрация поддерживает наш «Взлет».

Путь в небо

Следующим собирался лететь, но уже самостоятельно управляя самолетом, курсант авиаклуба Вячеслав Туманов. И – совпадение – он как раз наметил для себя летную карьеру: «Да, сейчас полечу сам. В аэроклубе занимаюсь уже три года. В этом году заканчиваю школу и планирую в будущем стать летчиком. Многое будет зависеть от результата ЕГЭ, еще очень важно успешно пройти медкомиссию. Летчиком хочу быть гражданским – в России развивается малая авиация, пойду туда». Стоявший рядом Олег Федорович добавил: «Все начинается с мечты. С детского увлечения».

Занятия для школьников (с 14 лет) в аэроклубе, на удивление, оказались не слишком затратными – ежемесячный членский взнос составляет всего пятьсот рублей. Плюс – при выполнении полетов вносится небольшая сумма для оплаты бензина (так же, как и в автошколе, а расход у малого самолета небольшой). Обучение производится по программе ДОСААФ, в которой не предусмотрено разделение курсантов по возрастному признаку – и это открывает путь в кабину самолета и взрослым. Конечно, условия оплаты для них уже другие, но ничего заоблачного.

А. Петров