Художник, рисуй!

2029-057

В Кингисеппской центральной городской библиотеке разместилась выставка графических работ «Город, овеянный славой» Владимира Ухина.

Постепенно все возвращается на круги своя – начали работать учреждения культуры, открылись библиотеки и музеи 

В последнее время всегда активная и насыщенная разными событиями и мероприятиями жизнь нашего города казалась бы замерла и была наполнена исключительно новостями с коронавирусных полей. Но постепенно все возвращается на круги своя – начали работать учреждения культуры, открылись библиотеки и музеи. Жизнь возвращается в привычное русло. И хотим обратить внимание на событие, которое короновирус временно отодвинул на задний план – в фойе Кингисеппской центральной городской библиотеки открылась выставка нашего земляка – известного художника-графика  Владимира Ухина, с которым мы вас хотим познакомить.

Многие его работы находятся в частных собраниях города, в Москве, в Сочи, в Райсио (Финляндия), в Таллинне (Эстония)

Владимир Анатольевич родился 9 августа 1968 года в Кингисеппе. Учился в кингисеппской художественной школе.  По окончании Кингисеппской средней школы № 4 поступил в ЛГПИ (ныне РГПУ) им. А.И. Герцена на художественно-графический факультет. После второго курса отслужил в армии, где также продолжал заниматься художественной практикой. В 1992 году успешно защитил диплом на кафедре живописи по специальности учитель изобразительного искусства, черчения, МХК. Вернулся в родной Кингисепп. Преподавал в общеобразовательной школе рисование, черчение, МХК, информатику. Владимир творческий человек – увлечен графикой, живописью, больше всего любит рисовать пейзажи. Также увлечен историей родного края, пишет стихи. Как говорится талантливый человек – талантлив во всем. Неоднократно принимал участие в городских и областных выставках. Многие его работы находятся в частных собраниях города, в Москве, в Сочи, в Райсио (Финляндия), в Таллинне (Эстония).

Выставка в библиотеке посвящена 75-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне

Художник в своих работах отразил атмосферу и сущность того героического и одновременно трагичного военного времени. При помощи таких вроде бы простых вещей, как карандаш, тушь и перо автор запечатлел на холсте историческую память о тяжелых годах войны 1941-1945 годов. Причем, стоит обратить внимание – большинство работ Владимира Анатольевича отражают исторические моменты именно нашего края. Вот огневая подготовка молодых бойцов 12-го Туркестанского полка в стенах ратуши, вот по мосту через Нарову следуют военные обозы, здесь –  красноармейцы идут по улицам нашего города, а на рисунке рядом – уже немецкие солдаты, на следующих работах – огневые и боевые  позиции солдат, защищавших нашу  Малую родину…

Особого внимания заслуживает работа художника «Портрет деда Федора», выполненная карандашом

Найденная в семейном архиве фотография деда  – Федора Андреевича Ухина послужила для Владимира толчком не только для изображения его портрета и восстановления по крупицам его биографии,  но и дала импульс в изучении истории 12-го Туркестанского  полка, в котором служил дед.

Довоенная история нашего города тесно связана с 12-м Туркестанским полком, который базировался в Кингисеппе в 1927-1940 гг. – в бывших казармах Царицынского полка, в здании Ратуши, в Екатерининском соборе, который был закрыт по инициативе командира полка и в его стенах разместились военные склады, а также в селе Пятницкое. 12-й Туркестанский стрелковый полк входил в состав 11 стрелковой Ленинградской Краснознаменной дивизии. В период советско-финляндской войны 1939-1940 гг. части 11-й стрелковой дивизии (постоянно дислоцировавшейся в районе г. Кингисеппа) принимали участие в боевых действиях на Карельском перешейке, а в 1940 году дивизия была включена в состав 65-го особого стрелкового корпуса, дислоцированного в Эстонии. Части дивизии находились в городах Нарва, Раквере, Йыхви и Ивангород.

Владимир скрупулезно восстанавливал весь путь, пройденный дедом в годы военной службы вместе с Туркестанским полком, делал запросы в Москву, нашел и поддерживает связь с родственниками однополчан деда. Совместно они собрали всю имеющуюся информацию о земляках, служивших в полку, в единую базу данных Кингисеппского историко-краеведческого музея. Так – по крупицам собирается история нашего края.

Смотря на картину, понимаешь, как хрупок этот мир…

Не менее впечатляет работа «Прикосновение». Сюжет автор «подглядел» при посещении в 2015 году выставки «Мы помним» в Новгородском кремле, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. На картине – нежный ребенок, хрупкая девочка с игрушкой в руках, смотрит на инсталляцию событий военного времени – колючую проволоку, застывшую на фоне кремлевских стен огромную по сравнению с ней военную машину ГАЗ и изрешеченную пулями икону Божьей Матери. Смотря на картину, понимаешь, как хрупок этот мир…

«Свидетели лихих годов стоят потомкам в назиданье, и потеряв сгоревший кров, хранят стыдливое молчание»

«Свидетели лихолетия» – еще одна заслуживающая внимания работа, которую художник создал под впечатлением велопленэра.

– Ездил на велосипеде с этюдником, у меня был такой велотур. Там, где мне нравилось, я останавливался и рисовал. Как-то во Всеволожском районе проезжал красивое место – берег реки Оредеж, рядом живописный мост. Остановился, смотрю – стоит печь посреди улицы, думал погорельцы тут, потом присмотрелся – дальше еще печь, и еще, рядом памятник. Оказалось, что это здесь расположен мемориал в память о деревне Большое Заречье, сожженной фашистами в 1943 году вместе с ее жителями.  Русские печи – символ тепла, уюта, благополучия – посреди чистого поля. Это место произвело на меня очень сильное впечатление!  Во время Великой Отечественной войны отряды немецких карателей уничтожили около трех тысяч деревень, располагавшихся под Ленинградом. Одной из них было Большое Заречье. Теперь ее называют «русской Хатынью». После окончания войны было решено не восстанавливать деревню, а создать на ее месте совершенно особый мемориал, – поделился эмоциями художник.

Так поразившее Владимира место легло на холст в картине «Свидетели лихолетья» (этюд, выполненный маслом), а позже художник отразил этот же сюжет в графической работе (тушь-перо). Боль утраты и укор лихолетью сквозит и в строчках одноименного стихотворения. Владимир помимо картин, еще пишет красивые стихи…

Одна из последних работ художника – картина «Одуванчик»

Она акцентирует внимание на то, что даже в самое сложное и трудное время человек находит в себе силы обратить внимание на простые и милые сердцу вещи – цветы, склонившуюся над головой березку, бескрайние поля и луга… Молодая девушка – военный санитар, держит в руках  маленький и хрупкий одуванчик –такой же нежный и беззащитный как и она сама, и кажется будто время на миг остановилось, чтобы девушка смогла вдоволь налюбоваться природной красотой и насладиться прекрасными мгновениями мирной жизни…

– Картина «Одуванчик» посвящена людям мирной профессии на войне – медикам, врачам, санитарам. Так попытался отразить время после Победы 1945 года через возвращение на родную землю. Одуванчик – нежный, хрупкий цветок мая-июня, своеобразный символ, – рассказал Владимир.

В своих работах Владимир часто обращается к истории нашего города

Художник активно сотрудничает с историко-краеведческим музеем города Кингисеппа. Так, по заказу музея для путеводителя «Крепости Северо-Запада России» Владимир проиллюстрировал «Этапы строительства крепости Ям» и карту культурно-исторических объектов города Кингисеппа. Рисунки в его исполнении также используются Музейным агентством в туристических буклетах и брошюрах.

В. Ухин принял участие в оформлении альманаха “Малая родина” Исторического общества Ямбурга-Кингисеппа под редакцией В. В. Аристова. Художник участвовал в графической реконструкции некоторых фотографий и кинохроники для альманаха.

Также он участвовал в международном российско-финском проекте “Castle to castle”, цель которого – объединить замки и крепости Северо-Запада России и юго-восточной Финляндии в единую международную культурно-туристическую сеть.

Одна из любимых работ В. Ухина – картина «Отражение истории», выполненная в технике «тушь, перо». На картине изображен современный Кингисепп на берегу Луги, а в водах реки отражается старинная крепость Ям. Если перевернуть картину, то получается наоборот. Кингисепп автор рисовал с натуры.

Если честно, я долго вертела картину туда-сюда, но так и не смогла для себя выбрать, как же мне нравится больше – когда на берегу реки стоит современный город или старинный Ям… И так, и так – очень красиво, а задумка автора – оригинальна!

«Букварик» по краеведению

Еще одна серьезная работа, в которой принял участие Владимир – это создание совместно со старшим научным сотрудником Кингисеппского историко-краеведческого музея Марией Жемеревой интерактивной обучающей книжки для детей по краеведению.

Книга «Необычайные приключения Алеши и кротенка Тишки в крепости Ям» – своеобразный «букварик» по краеведению, который должен увлечь юное поколение историей и подготовить к чтению серьезной литературы.

Творческий союз авторов сложился в процессе работы над проектом «Виртуальная крепость», где Мария была занята подготовкой экскурсий о трех периодах в истории крепости, а Владимир занимался непосредственным созданием архитектурных элементов модели крепости и графических изображений мультимедийного и информационно-выставочного комплекса.

В книге повествуется о том, как мальчик Алеша из Санкт-Петербурга приезжает на каникулы к бабушке и дедушке в Кингисепп, где его ждет необыкновенное путешествие во времени, участие в обороне крепости от ливонских рыцарей в 1444 году и обретение новых друзей. Информация детям подана в очень ненавязчивой форме, что особенно актуально теперь, когда предмет краеведение выведен за рамки школьной программы.

Выпустить книгу удалось в 2015 году, благодаря финансовой поддержке администрации МО «Кингисеппский муниципальный район», второе издание в 2016 году авторы выпустили за счет собственных средств. В 2018 году увидела свет их новая книжка-раскраска «Сойкинская святыня (сказка-быль)», в которой юные читатели совершают путешествие в далекое прошлое и знакомятся с народным преданием, связанным с Сойкинской святыней – храмом Святителя Николая Чудотворца, который находится в Кингисеппском районе, узнают о жизни и быте коренного, ныне малочисленного народа – ижора.

Все напечатанные тиражи этих замечательных книг разошлись среди первоклассников кингисеппских школ в качестве подарков. На новый тираж естественно нужны новые финансовые средства. Авторам пока не под силу выпустить книги за свой счет еще раз. Было бы здорово, если бы и следующие поколения первоклассников имели возможность в простой и доступной форме изучать историю родного края. Возможно, прочитав эту статью, найдутся люди, которые смогут помочь и поучаствуют в выпуске для кингисеппских детей этих полезных и познавательных книг?

Художник учит детей, а они его

В настоящее время Владимир Ухин работает в Кингисеппском центре эстетического воспитания и образования детей преподавателем отделения декоративно-прикладного творчества, а в центре информационных технологий обучает детей основам 3D моделирования. Это новое направление все больше завоевывает популярность. В ЦЭВиОД преподает детям рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, фотографическое искусство. Вместе с учениками посещает выставки, участвует в различных проектах и мастер-классах. Как говорит, Владимир, он учит чему-то новому детей, а они его. Художник лично и вместе с воспитанниками центра ездил на мастер-классы в Эстонию и Финляндию, где они делились со сверстниками разными художественными техниками. А недавно художник провел мастер-класс по плетению лаптей. Да, да, кингисеппские дети под руководством Владимира теперь могут маме на 8-е марта и лапти сплести!

На вопрос, что его вдохновляет, Владимир  ответил, что это может быть все, что угодно – он цепляет взглядом из повседневной жизни какие-то моменты, которые его впечатляют и западают в душу и которые впоследствии ложатся на холст. Художника очень заряжают пленэрные поездки, да и вообще путешествия – после них хочется и хочется рисовать…

Владимир, какой совет бы вы дали начинающим художникам?

– Есть хорошее выражение «Художник, рисуй!». Должно быть больше практики, нужно работать, наблюдать, самое главное – восхищаться. Ребенок восхитился кошкой, собакой, полевым цветком, запахом травы или щебетом птиц – нужно сразу перенести эмоции на холст. Главное двигаться вперед, развиваться и воплощать свои идеи в жизнь. И поменьше негатива!

Читать свежий номер газеты “Восточный берег”