

Город на главной международной трассе
Главным результатом правления Петра Великого для нашего города и района было то, что вместе со всей территорией Ингрии он вновь вошел в состав России. Кроме того, в городе появилась современная бастионная крепость, возведенная по плану самого царя-преобразователя. Петр дал нашему городу имя «Ямбург», созвучное построенному им Петербургу. При этом Ямбург стал ближайшим городом с запада от новой столицы. При Петре в Ямбурге и его уезде появились передовые стекольные заводы. Петр оставил нам городской герб с замечательной символикой. И еще благодаря Петру Великому наш город оказался на новом главном международном тракте России. После завоевания Эстляндии и Лифляндии (1710) этот тракт, считавшийся Нарвским, стал называться и Ревельским. Его отрезок от Петербурга до Ямбурга именовался Ямбургским трактом. Петр Великий многократно следовал этим путем и более 20 раз бывал в Ямбурге, включая специальные посещения, а также проезды через него в Нарву и Петербург.
От Екатерины I до Петра III
Поездка Петра I по Ревельскому тракту в 1721 году в течение следующих 25 лет оставалась последним сухопутным путешествием русских императоров через Ямбург, Ивангород и Нарву. Екатерина I (1725-1727), возведенная на престол после смерти Петра, в качестве самодержавной правительницы сюда больше не ездила. Не был в этих местах и внук царя-преобразователя Петр II (1727-1730), перебравшийся со своим двором в Москву. Занявшая после него трон Анна Иоанновна (1730-1740) перенесла столицу назад в Петербург, но путешествий в Прибалтику в качестве главы Российского государства тоже не предпринимала.
Однако сама государственная трасса Петербург – Ямбург – Нарва – Ревель и ее ответвление (после Нарвы) на Дерпт и Ригу была новой императрице хорошо известна. До своего восшествия на престол она неоднократно ездила по ней в качестве герцогини Курляндской, бывала в Ямбурге. В первый раз Анна Иоанновна попала сюда в 15 лет, в июне 1708 года, вместе с Петром I, который взял ее и других родственников с собой, чтобы показать им Копорье, Ямбург и Нарву с Ивангородом, отвоеванные у шведов.
Став русской императрицей, Анна Иоанновна поездки в этом направлении не предпринимала, но о Нарвско-Ямбургском тракте, заботилась. В 1738 году последовала резолюция ее Кабинета министров: «…Чтоб оная дорога, без наималейшего отлагательства и упущения починена с таким основательством и твердостию совершенно исправлена была, чтоб в свободном по оной проезде уже никакого помешательства более не было…»
На следующий год о ремонте дороги говорилось более конкретно: «…Со ста седьмой… версты через Ямбург старой дороги имеется 28 верст, в том числе… через реки, ручьи, мхи и болота, где имелись старые мосты, вновь намостить на 14 верстах на 400 саженях… да сверх того от Ямбурга к Луге спуск, а переехав Лугу, подъем разравнять, и несколько плиты для свободного проезда выломать; а через Лугу ежели дороге быть, то для вешняго проезда сделать на канате паром…»
В последний год царствования Анны Иоанновны был поставлен вопрос об установке на Нарвском тракте верстовых столбов. Сенат приказал: «Объявленные сделанные верстовые столбы поставить по Нарвской дороге, коя через Ямбург проложена, а чего не достанет, то вновь сделать, … а литеры на тех столбах выжечь железом, сделав нарочно железные циферные слова…»
По этой обновленной дороге через Ямбург и Нарву в 1741 году проследовала племянница Анны Иоанновны, Анна Леопольдовна, ставшая ненадолго после ее смерти и свержения Бирона правительницей России. С ней ехали ее муж генералиссимус Антон-Ульрих Брауншвейгский и их пятеро детей, включая малолетнего императора Ивана VI Антоновича, свергнутого с престола дочерью Петра I Елизаветой. Брауншвейгскую семью сопровождали 300 солдат и офицеров. Кареты, в которых находилась эта семья и их немногочисленные слуги, вместе с охранявшим их эскортом на короткое время могли остановиться в Ямбурге (известно, что на несколько дней они были задержаны в Нарве).
Став императрицей, Елизавета Петровна (1741-1761), провозгласила себя продолжательницей дела Петра Великого. Одним из элементов восстановленного ею прежнего порядка стало возобновление царских поездок в Остзейский край (Прибалтику).
Первая поездка императрицы Елизаветы состоялась в июле 1746 года. Тогда она дважды побывала в Ямбурге вместе с будущим императором Петром III и императрицей Екатериной II. Вместе с ними ехал и принц Август Голштинский. 3 июля, по пути из Петербурга, они прибыли в Ямбург, где «изволили… кушать обеденное кушанье во дворце. А после кушанья, пополудни в 3-м часу, Ея Императорское Величество изволила переправиться через реку Лугу (по наплавному мосту. – В. А.) и в ставках изволила иметь отдохновение…»
На обратном пути императрица Елизавета Петровна вместе с великокняжеской четой вновь остановилась на обед в Ямбурге в здешнем путевом дворце. Пробыв несколько часов в нашем городе, она проследовала в Ополье.
Перед путешествием в Остзейский край Елизавета приказала перевезти в Ямбург путевой дворец из деревни Жабино. Он был построен во времена Петра I при тамошнем стекольном заводе. После его закрытия Жабино оставалось транзитным местом на пути из Петербурга в Нарву, и путевой дворец в этой деревне, предположительно, использовался как почтовая станция. При Елизавете Петровне дорога через Ямбург стала единственным маршрутом Нарвского тракта.
Следует подчеркнуть, что в отличие от Петра I, все поездки которого носили сугубо деловой характер и сопровождались конкретными практическими действиями в решении насущных вопросов, поездки Елизаветы Петровны были «променадно-развлекательными». Однако для Ямбурга этот ее приезд тоже имел конкретный результат. Перед приездом императрицы здесь был отремонтирован наплавной мост через реку Лугу, ежегодная установка которого была закреплена еще при Петре I (периодически вместо моста использовался паром).
При Елизавете Ямбург получил новый деревянный Михайловский собор – взамен старого, построенного при Петре. Новое здание собора было поставлено на том же месте – в крепости. Тогда же начали разбирать каменный замок (детинец), потерявший после окончания Северной войны свое оборонительное значение. Камни старинной крепости Яма использовались жителями на хозяйственные постройки. При этом какого-то большого строительства в городе тогда не велось. Основное внимание уделялось идущей через Ямбург дороге и переправе через Лугу, а не самому городу.
Поездки Екатерины Великой
Как следует из описания путешествия Елизаветы Петровны, императрица Екатерина II, свергнувшая с престола своего мужа Петра III, дважды побывала в Ямбурге в бытность великой княгиней. Но в самый первый раз она посетила наш город в начале февраля 1744 года, будучи еще немецкой принцессой Софией Августой Фредерикой Анхальт-Цербстской. Как следует из «Записок» Екатерины, это была первая в ее жизни поездка на санях (точнее, в карете, поставленной на полозья).
Второй и третий приезды в Ямбург Софии Августы Фредерики, принявшей в России православие и ставшей после брака с наследником российского трона Петром Федоровичем великой княгиней Екатериной Алексеевной, пришлись на поездку 1746 года, когда она вместе с мужем сопровождала императрицу Елизавету Петровну. Став после свержения Петра III самодержавной государыней, Екатерина II еще несколько раз посетила Ямбург и Ямбургский уезд.
В 1764 году она совершила большую поездку в Эстляндию и Лифляндию. Путешествие началось 20 июня выездом императорского кортежа из Петербурга в Красное Село. Вечером следующего дня императрица отправилась в сторону Ямбурга. На почтовых станциях Ямбургского уезда Чирковицы и Ополье произошла смена лошадей, но была ночь и из своей кареты императрица не выходила.
«В город Ямбург Ея Императорское Величество изволила прибыть пополуночи в 4-м часу, то есть 22-го числа…». Здесь Екатерина остановилась в путевом дворце, где «изволила быть… в покоях и кушать чай». В это время произошла новая смена лошадей. Когда кортеж был готов к отъезду, царица «от дворца чрез лежащий на реке Луге мост, за неспособным спуском с горы, изволила переходить пешком на другую сторону реки». Отсюда рано утром царский кортеж двинулся в сторону Нарвы.
Назад Екатерина II возвращалась через Дерпт. Проведя там полтора дня, она вновь въехала в Нарву, но здесь уже не останавливалась. На почтовой станции в Ивангороде были сменены лошади, и произошла встреча государыни с фельдмаршалом Минихом.
В Ямбург Екатерина II прибыла 21 июня 1764 года поздно вечером. Здесь она была встречена губернатором Санкт-Петербургской губернии Степаном Ушаковым и советником Волковым. В Ямбурге императрица осталась ночевать, остановившись в «состоящем там Дворце». Днем в нем был дан обед на 17 персон, и в два часа дня Екатерина II продолжила свой путь в сторону Петербурга. Через час после отъезда из Ямбурга она была в селе Ополье, где встречена «священником с дьяконом, с животворящим крестом». Императрица вышла из кареты и «изволила быть… состоящего в том селе дворца в покоях». Что представлял собой дворец в Ополье, сегодня сказать трудно. По всей видимости, речь шла о помещениях для высокопоставленных особ на здешней почтовой станции.
Как сообщает «Журнал высочайшего путешествия императрицы Екатерины II в Нарву, Ревель, Ригу, Митаву и обратно в Санкт-Петербург», в селе Ополье имел также место небольшой импровизированный парад. Он состоял в том, что «идущая из Ревеля Конной Гвардии эскадра (эскадрон. – В. А.) отдавала Ея Императорскому Величеству честь приуклонением штандарта».
Двойное посещение за время путешествия императрицы по Прибалтике в1764 году пошло городу на пользу. Маленький Ямбург, стоящий на столь важной государственной трассе и явно уступающий в своем развитии более крупной и богатой Нарве, ей чем-то понравился. Вероятно, уже во время своего краткого пребывания здесь Екатерина II решила создать из него образцовый город русской провинции. Ямбург находился на пути в столицу Российской империи из Европы, а роль военного центра и оборонительного пункта на пути к Петербургу, которую исполнял этот город при Петре Великом, уже сошла на нет. Построенные при Петре деревянные дома и казармы наверняка покосились, часть их сгорела при пожарах. Знаменитые прежде Ямбургские заводы были переведены в столицу, став основой Императорского фарфорового завода. Поэтому после возвращения Екатерины II из путешествия был разработан план превращения Ямбурга в крупный промышленный центр и современное по тому времени городское поселение. И хотя не все замыслы оказались претворены в жизнь, самые впечатляющие и красивые здания Ямбурга были построены или заложены в эпоху Екатерины. В первую очередь – Екатерининский собор, ставший гордостью и символом Ямбурга и современного Кингисеппа.
Началом нового переустройства Ямбурга стал тот же 1764 год. По возвращении в Царское Село «собственною Ея императорского Величества рукою было подписано тако: Дворцовая канцелярия построить имеет в Ямбурге каменную церковь, чему сделав план Нам представить с показанием, во что она обойдется».
Фактически это было доведением до конца решения, принятого незадолго до смерти императрицей Елизаветой Петровной. Осенью 1761 года она тоже озаботилась отсутствием у Ямбурга достойного храма и распорядилась: «…Понеже через оный город лежит большая проезжая дорога, да при оном стоит дворец… чего ради Божию церковь построить должно от Дворцовой канцелярии».
Так началась история создания Екатерининского собора, архитектором которого стал знаменитый Антонио Ринальди, автор Мраморного дворца в Петербурге, дворца в Гатчине, зданий в Ораниенбауме.
В 1765 году для проверки сметы строительства и поиска дешевых материалов из Петербурга был прислан архитектор Андрей Мыльников. Он осуществлял строительство собора в Ямбурге в течение двух лет. Вероятно, именно Мыльников стал автором проекта каменной Михайловской церкви в ямбургском пригороде, селе Новопятницком. В ту же поездку 1764 года Екатерина II обратила внимание на развалины имевшегося здесь древнего монастыря и решила построить на этом месте еще один новый храм. Его назвали Михайловским – взамен упраздненного собора, стоявшего в Ямгородской крепости. Указ о строительстве храма в Новопятницком был подписан императрицей тогда же, когда увидел свет указ о создании Екатерининского собора. Начав такое большое строительство в Ямбурге и вблизи него, Екатерина выступала в роли продолжательницы дела Петра Великого и исполнительницы решения его дочери Елизаветы.
Главный храм Ямбурга, названный в честь святой великомученицы Екатерины, строился долго. То, что он все-таки появился и был построен за государственный счет, можно считать явлением особенным. Великая Екатерина жила с размахом. И то, что ею были выделены деньги на строительство Екатерининского собора и переустройство всего Ямбурга, достойно благодарности жителей этого города, включая сегодняшних кингисеппцев.
«Возобновленный город Ямбург»
Через два года после начала строительства собора императрица приказала приступить к «возобновлению всего города Ямбурга». Поручение было дано гофмейстеру, сенатору и кавалеру Главной Дворцовой канцелярии Ивану Елагину. Он также занимался созданием собора и заказывал иконы для иконостаса художнику Гавриилу Козлову, профессору Академии художеств. «Елагин предложил создать в Ямбурге громадную мануфактуру, где должны были выделывать сукна, шелковые материи, батист, чулки, зеркала и прочее, – писал автор первой книги по истории Ямбурга-Кингисеппа Петр Жулев. – При мануфактуре должен был быть не менее великолепный гостиный двор с 44 магазинами и крытой галереей. Соответственно этому должен быть построен новый город с каменными зданиями, аллеями, каналом, проведенным от Луги».
Библиограф и краевед Ирина Назарова, много потрудившаяся над воссозданием истории Ямбурга периода XVIII века, добавляет: «В 60-е годы Ямбург считался погорельцем. Возможно, это и стало причиной того, что молодая Екатерина бросила сюда свой благосклонный взгляд, решив сделать из маленького городка с ветхой старинной крепостью передовой промышленный центр. Елагин, главный директор при строении всего города, потрудился на славу, и уже летом 1770 года в Ямбурге на берегу Луги работала новенькая суконная мануфактура. Царица захотела взглянуть на нее».
6 июля 1770 года Екатерина отправилась в «путешествие из Петергофа в Ямбург, отстоящий от Петергофа в 107 верстах, для осмотрения в оном городе вновь заведенной суконной фабрики, також и вновь строящегося каменного строения».
«Новопостроенный каменный дом» заменил собой прежний деревянный путевой дворец Петра I, перевезенный в Ямбург из Жабино по распоряжению императрицы Елизаветы.
Отдохнув, Екатерина отправилась осматривать суконную фабрику. Там все было готово к прибытию царицы. Полы в помещениях были усыпаны белым песком и ельником. Изготовляемое сукно разостлано для показа. Мастеровые и рабочие люди находились на своих местах. Екатерина осталась довольна и «соизволила повелеть раздать денежную сумму» работникам фабрики. В ответ те неоднократно прокричали: «Виват Екатерине Второй!» После этого сопровождаемая свитой и толпой жителей города императрица вернулась в новый гостевой дом Ямбурга, где под музыку кларнетов до вечера играла в карты.
Вечером у «новопостроенного дома» был зажжен фейерверк и фонари. Они освещали три большие картины, посвященные «возобновленному» Ямбургу, и надписи: «Да будет таков в пользу Отечества», «Ямбург в младенчестве Матери своей и Матери Отечества Екатерине II, первую приносит жертву, июля 6 дня, 1770 года» и «Рече и бысть повелел и создашася». Над средней из картин было помещено «вензелевое имя» императрицы, «под короною».
В городе были иллюминированы все дома. Такого яркого и большого праздника Ямбург еще никогда не видел. И хотя запланированная в центре города восьмиугольная площадь с обелиском в центре еще не была готова, за праздничным ужином в «новопостроенном доме» Елагин и члены свиты поднимали бокалы в честь «возобновления всего города Ямбурга», восклицая: «Да будет таков в пользу Отечества!»
В 1780 году Екатерина II закрепила за Ямбургом статус уездного центра Санкт-Петербургской губернии и утвердила его герб, восходящий к Петру I.
В том же 1780-м Екатерина Великая предприняла новое путешествие в Эстляндию в сопровождении самых видных представителей своего двора и российских вельмож того времени. 10 мая императрица и ее свита выехали из Красного Села. Первая остановка была сделана на почтовой станции в Чирковицах, где был приготовлен обед. В этом селе Екатерина II прошла в дом местного ямбургского помещика, генерал-майора Петра Меллисино. На пороге дома императрицу и ее свиту встречала супруга генерала Мария Дмитриевна «и съехавшееся в то село знатное дворянство» Ямбургского уезда. Императрица имела беседу с местными дворянами, а во время царского обеда супруги Меллисино были приглашены к столу.
После обеда у Меллисино императрица в тот же день она прибыла в Ямбург, где ее также с нетерпением ждали. При въезде в город были построены триумфальные ворота. Здесь государыню встретили «почетные при том городе иноверцы», под которыми, вероятно, подразумевались живущие здесь лютеране и католики из числа остзейских дворян, а также немецких колонистов из Германии. Появление германских переселенцев стало новым и ярким моментом в жизни Ямбурга времен Екатерины Великой. Им дали казенные земли вблизи города (ныне это территория Кингисеппа). Ниже Ямбурга, на правом берегу Луги, была основана Луцкая колония. Выше, на том же берегу, – Порховская, а на противоположном – Франкфуртская (впоследствии деревня Заречье). В результате численность населения ближайших пригородов выросла примерно на 600 человек, что по тем временам для небольшого города было довольно много.
В честь приезда Екатерины II 10 мая 1780 года в Ямбург еще одни триумфальные ворота были установлены в самом городе. Возле них Екатерину II встречали «содержатели имеющихся в том городе разных фабрик и прочие того города жители обоего пола». Собравшиеся на встречу с императрицей ямбуржцы кричали: «Виват!»
Во время возвращения Екатерины II из этого путешествия в столицу Российской империи состоялось ее последнее посещение Ямбурга. Но этот город она, похоже, не забывала. Благодаря заботам этой императрицы в апреле 1782 года, после долгого строительства и отделки, в Ямбурге был открыт Екатерининский собор, освященный протоиереем Сергием. Через восемь лет в двух километрах от него, на берегу Луги, появилось новое городское кладбище. Заботясь о благоустройстве Ямбурга и его санитарном состоянии, Екатерина II запретила делать захоронения в городской черте, на старом ямгородском погосте, располагавшемся вблизи крепости у древней дороги на Копорье (ныне улица Жукова). За год до открытия Екатерининского собора она же приказала разобрать остатки каменной Ямгородской крепости.
В 1784 году Екатериной был утвержден генеральный план Ямбурга. Согласно ему город должен был иметь четкую правильную планировку улиц и окружной обводной канал по своей границе, примыкающий к реке Луге. К сожалению, полностью этот план не был выполнен. Но основные каменные здания, сформировавшие монументальный центр Ямбурга с восьмиугольной площадью, были возведены.
В 1786 году в Ямбурге было открыто двухклассное училище. Специально для него в городе построили новое здание. В училище принимались дети обоих полов. Обучение было бесплатным.
Благодаря императрице Екатерине Великой Ямбург получил и новый центр из красивых каменных зданий, прекрасный собор, спроектированный придворным архитектором, и новое направление своего развития. «Счастливейшей эпохой для Ямбурга было царствование Екатерины II, – сообщало одно из энциклопедических изданий XIX века, – из бедного местечка он превратился в красивый город, населенный иностранными колонистами. Императрице очень нравилось местоположение Ямбурга, и она часто приезжала сюда летом».
Утверждение о частых приездах Екатерины Великой летом – явное преувеличение. Однако факт превращения Ямбурга в более красивый и богатый город, чем он был до этой императрицы, не подлежит сомнению.
В. Аристов