Здесь живет, просоленная ветром, пропахшая порохом наша морская история

1913-000

Мы говорим о военно-морском музее кингисеппской 5-й школы, действительно уникальном, поскольку другого такого нет во всей обширной округе. Это единственный военно-морской музей в нашем краю и познакомиться с этой историей нашего края можно только здесь. Мы побывали в музее, открывшемся после капремонта с расширенными экспозициями.

Штурвал и судовой журнал в «кают-компании» военно-морского музея

Здесь дышит военно-морская история нашего края. Если до капремонта школьный музей располагался в одной «кают-компании», теперь экспозиции занимают две большие комнаты. Руководитель музея – методист 5-й школы Т. Н. Смирнова, а, образно говоря, хранитель музея – учитель истории Т. В. Бочкарева. Они и стали путеводителями по музейным экспозициям, хотя штатными экскурсоводами здесь являются сами школьники. Но прежде несколько слов об истории создания – почему появился в пятой школе именно военно-морской музей и отчего он появился именно здесь?

Школьный военно-морской музей был создан в 2000 году двумя морскими офицерами, вышедшими в отставку: командиром атомной подводной лодки – капитаном I ранга В. И. Богдановым и капитаном II ранга А. Г. Миллером, которые пришли преподавать в 5-ю школу, они решили оставить память о Военно-морском флоте. Тогда в Кингисепп приехало много семей моряков, выбравших его местом жительства после выхода на пенсию – город близ морских границ. Первые экспозиции основанного в школе музея были посвящены созданию военно-морского флота нашей державы – в допетровские, но главным образом в петровские времена. Следом появилась возможность принять в музей интересные экспонаты. Тогда многие увлекались макетами военных кораблей и подводных лодок, и экспозиции пополнились моделями из частных коллекций. С музеем сразу начал тесно сотрудничать преподаватель кружка юных моделистов-конструкторов, занимавшихся макетами судов – С. А. Калика, который передал школьному музею немало интересных и на самом деле уникальных экспонатов. Например, настоящий штурвал голландского корабля XIX века, который занимает центральное место в музее, как тому и положено – у руля в «рубке» музея по курсу фарватера морской истории. Появились и раритеты через прежние связи В. И. Богданова. Скажем, старинный фолиант «История российского флота», подаренная в свое время Владимиру Ивановичу контр-адмиралом В. Л. Хмыровым. Имеются здесь и другие раритеты.

Но впоследствии оба основателя музея морские офицеры перешли на другую работу: В. И. Богданов стал директором Кингисеппского историко-краеведческого музея, спустя некоторое время уехал жить и работать в Петербург, а А. Г. Миллер трудится в кингисеппской администрации. Поэтому музейное дело легло на плечи сотрудников школы, которые активно подключились к этому направлению и возглавили музей, а громадную поддержку школьному музею оказала и продолжает оказывать директор школы № 5 М. А. Фадеева.

Вторая комната и второе дыхание музея

– Такой школьный военно-морской музей – единственный не только в Кингисеппском районе, но и, может быть, и во всей области, – говорит Т. Н. Смирнова. – Мы постоянно участвуем в смотрах-конкурсах школьных музеев, но не встречали подобной направленности. Наши ребята принимают участие в конкурсах экскурсоводов, проходящих на муниципальном и областном уровнях, причем успешно.

В прошлом году учащийся школы Илья Мерзляков на конкурсе экскурсоводов стал первым в области, у него появилось право участия во всероссийском этапе в Москве, но он в это время уехал в Крым в лагерь «Артек». А три года назад школьный музей стал лауреатом областного конкурса музеев. В этом году два учащихся школы также заняли призовые места на областном конкурсе экскурсоводов – второе место у Глеба Лавренова, третье место у Елизаветы Гребян, а ведь в конкурсе участвовали более 60 человек.

В музее часто идут экскурсии, которые ведут школьники. Посетители – учащиеся других школ, воспитанники детских садов, только что большой группой приходили студенты кингисеппского колледжа. Что занятно, по соседству с 5-й школой, с морским музеем находится и детский сад «Дельфин» с морской тематической направленностью. Любят посещать музей ветераны, при этом большое содействие музею оказывает активист ветеранского движения С. П. Рудаковская.

Экспозиции сопровождаются многочисленными артефактами войны, извлеченными из нашей кингисеппской земли и поднятыми со дна моря. Капремонт – дело достаточно затратное, но в этом школьному музею помогли и финансово, и личным участием бывшие выпускники 5-й школы: Дмитрий Озимок, Артем Киракосян, Евгений Волков, В. В. Синельников, С. А. Воронина, Алексей Печенегов, Юрий Соснин, Федор Скородумов. Обновленный музей был открыт в конце мая прошлого года и получил второе помещение и второе дыхание.

Флот поднимает паруса и одевается в броню

Музейные экспозиции начинаются с истории развития парусно-весельного флота – галер, триер. У стенда «Флот поднимает паруса» есть знаковое место: полочка с бюстом Петра I, навешанная на высоте роста русского императора – 2 м 8 см. Взрослые посетители и старшеклассники часто примеряют свой рост к росту Петра Великого ради любопытства и становятся под полочку. Первым боевым парусным кораблем принято считать петровский «Орел», однако первым русским фрегатом был «Фридерикс», построенный задолго до Петра – в 1636 году, тоже голландцем, состоявшим на службе царя Михаила Федоровича. А на стенде петровского времени рассказы о военачальниках, многократно бывавших в нашем Яме-Ямбурге – генерале-адмирале Ф. М. Апраксине и Петре I.

Следом стенд конца XVIII – первой половины XIX века: расцвет русского парусного военного флота с прославленными именами русских флотоводцев – адмиралов Ушакова, Нахимова, Корнилова, победа над османами, Крымская война и героическая оборона Севастополя. Забегая вперед, но к слову, добавим, что центральную стену музея занимает временная экспозиция, которая в этот раз посвящена воссоединению Крыма с Россией. Там рассказывается о легендарном бое брига «Меркурий» с турецкой эскадрой. Между прочим, Президент России В. В. Путин предложил назвать один из строящихся российских фрегатов «Меркурием» – в честь покрывшего себя славой брига.

Продолжается экспозиция истории русского флота второй половиной XIX – началом ХХ века, когда российский флот стал ходить под паром и оделся в броню – появились броненосцы, крейсера, миноносцы. И новые имена. Такие как адмирал С. О. Макаров, погибший в 1904 году при обороне на рейде Порт-Артура в русско-японскую войну вместе с художником-баталистом В. В. Верещагиным на броненосце «Петропавловск», нарвавшись на расставленные японцами мины.

Экспонаты, извлеченные из нашей земли и поднятые со дна Финского залива

Музей изобилует морскими экспонатами, многие из которых также прослужили службу, как и основатели музея. Под стеклом стендов военная форма Богданова и Миллера – кители черный и белый, их капитанские фуражки, в которых их владельцы стояли на капитанских мостиках, морская тужурка, костюм подводника для тушения пожара, а также для проведения ремонтных работ, морская шинель, бушлат, неподъемные водолазные боты, надев которые, камнем идешь ко дну. Рядом выставлены морские приборы и снаряжение: телеграфы, глубинометр, аварийный штатный паек и так далее. А на полу разлеглись настоящие морские якоря: один со штоком 95 кг весом, второй – адмиралтейский, под стать первому. Рядом корабельные пушки, созданные в школьных мастерских из дерева в масштабе 1:2, окрашенные под чугун, одна из них 36-фунтовая.

Кругом модели боевых кораблей: парусников, крейсеров, включая корабль эпохи – «Аврору», броненосцев, тральщиков, подводных лодок военного времени и современных. А верхнее пространство музейных экспозиций занимают морские сигнальные флаги, которые в наше время больше используются на флоте для украшения на торжественных встречах и на парадах, а в музее они – для его украшения. Также вывешены флагманские вымпелы, штандарты, флаги – андреевский и морской флаг советского флота.

Второй зал, как уже говорилось, посвящен времени Великой Отечественной войны, прокатившейся с порохом и по нашей земле и воде. Здесь рассказы, планшеты, макеты и главным образом оружие, извлеченное из земли в нашем районе – винтовка Мосина, автоматы ППШ, штыки и штык-нож, обоймы пуль, гранаты. Это и морские приборы, поднятые со дна Финского залива, например, верхний рубочный телеграф с тральщика «Ударник», затонувшего у острова Сескар. Это целый ряд личных вещей моряков времен войны, найденный у Среднего Села, где в начальный период войны располагалась часть морских пехотинцев. Всю экспозицию лучше пройти самим.

Школьный музей – часть учебно-воспитательного процесса

Но школьный военно-морской музей является не только собственно музеем, но и учебным классом, так как здесь проводятся уроки, школьники готовят десятиминутные выступления по заданной теме: общей или по теме одного экспоната, делают сообщения о знаменитых флотоводцах и за то получают заслуженные оценки. Не пустуют музейные стены «кают-компании» и летом: в школе действует профильный лагерь туристическо-краеведческого направления, музей с неподдельным интересом посещают ребята из других летних школьных площадок. Здесь регулярно проводятся дни, посвященные героям Отечества с рассказами о капитанах, адмиралах, моряках.

– Школьный музей, – подчеркнула Тамара Смирнова, – часть нашего учебно-воспитательного процесса и он никогда не пустует.

Посетить музей с экскурсией (можно и группой) следует заранее созвониться по телефону школы: 2-78-17, секретарь соединит с руководителями музея, поскольку экскурсию проводят школьники, а они должны быть свободны от занятий. Зато здесь можно с головой окунуться в морские просторы и глубины нашей российской истории.