«Мусорный зануда» предупреждает

Сколько мусора за всю жизнь выбрасывает человек, почему нельзя выплевывать жвачку на улице, какую опасность представляют выпущенные в небо воздушные шары и для чего нужен робот «Мусорный зануда», рассказывают юные гимназистки.

Проект ««Сохраним нашу планету!»

Героини статьи – ученицы Кингисеппской гимназии, девятилетние Ярослава Лякишева и Дарина Дуванаева, и их классный руководитель О. А. Кухтина.

В конце прошлого учебного года Ярослава и Дарина стали победителями и призерами нескольких конкурсов с проектом «Сохраним нашу планету!». То, что тема, раскрытая девочками в видеоролике, актуальная и животрепещущая, доказывают высокие оценки жюри: I место в школьном конкурсе проектов, I место в IX открытом конкурсе исследовательских работ «Шаг в науку» в номинации «Природа – бесценный дар» и II место в XVI открытом окружном фестивале молодежных средств массовой информации Юго-Западного образовательного округа «Талант-Юниор 2022» в номинации «Видеотворчество».

Следует отметить, что окружной фестиваль – достаточно серьезный конкурс, и с каждым годом количество творческой молодежи, принимающей в нем участие, неуклонно растет. В этом году на конкурс было представлено 187 работ от 253 участников в разных номинациях из Сланцевского, Всеволожского, Бокситогорского, Выборгского и Кингисеппского районов Ленинградской области.

Рассказывают и показывают дети

Своими впечатлениями об участии в конкурсах поделилась руководитель проекта, педагог Кингисеппской гимназии Ольга Андреевна Кухтина:

– Каждый год в нашей школе проводится конкурс проектов различных тематик. Ярослава и Дарина взяли актуальную тему экологической направленности, записали и смонтировали видео, в котором подробно, шаг за шагом, рассказали об основных действиях, которые может совершать каждый человек, чтобы сберечь нашу природу. Получилась своеобразная видеоинструкция, интересная и для детей, и для взрослых.

Особый акцент делался на раздельном сборе мусора в нашем городе. Девочки рассказали о реализуемой в Ленинградской области программе раздельного сбора, наглядно показали, как правильно нужно сортировать отходы и где в нашем городе можно их выбрасывать. Уделили внимание еще одной прекрасной инициативе, реализованной кингисеппскими эковолонтерами, проекте «Крышечки ДоброТы»: рассказали о местах, где установлены контейнеры в форме сердец для сбора пластиковых крышечек, и что из этих крышечек впоследствии можно сделать. Причем сбор таких отходов детьми можно превратить в интересную и увлекательную игру.

Также девочки рассказали о таких простых и полезных правилах, которые должны войти в привычку каждого человека: экономии электроэнергии, воды, разумном потреблении материальных и природных ресурсов и т.п. Когда я посмотрела конечный результат проделанной работы, сразу поняла – этот ролик обязательно нужно показывать детям – настолько доступно и простым языком подана важная информация.

После победы проекта в школьном конкурсе мы подали заявки на участие еще в двух, выйдя на муниципальный и областной уровень. И там работа была оценена по достоинству! Очень радостно, что в окружном фестивале молодежных СМИ «Талант-Юниор 2022», соревнуясь со школьными творческими коллективами и молодежными ТВ студиями Ленинградской области, наши, можно сказать, малышки, заняли второе место. Ведь ролик снимали, не имея специального оборудования, просто на обычный телефон. Но главным оказалось не техническое оснащение, а суть, которую они хотели донести до людей. И их успех был особо отмечен на церемонии награждения победителей. Руководство Кингисеппского телевидения «ЯмТВ» наградило девочек ценными подарками и почетной грамотой за творческий подход, успешную реализацию и раскрытие актуальной темы видеоролика. Также поступило предложение провещать на местном телевидении работы победителей конкурса, в которых были подняты очень актуальные для нашего города темы, а Дарине и Ярославе предложили снять сюжет на профессиональном оборудовании профессиональными операторами, редакторами и монтажером, в котором они наглядно покажут, как нужно обращаться с мусором.

Воспитывать экологическую культуру нужно начинать как можно раньше

О том, как родилась идея создать такой социальный ролик рассказала мама Ярославы Кристина Николаевна:

– Когда девочкам предложили выбрать тему проекта, дочь в это время читала познавательную книгу И. Лаврухиной «Наш общий дом Земля» на тему экологии, которую ей подарила бабушка. И мы подумали: почему бы об экологических постулатах не рассказать в игровой форме? И решили создать этакий мини-фильм, в котором Ярослава и Дарина на своем примере покажут таким же, как они, детям, как можно сделать заботу о природе простой и приятной привычкой. И девочки принялись за дело. Они собирали пластик, крышечки, стекло, макулатуру, использованные батарейки и в своем видео показывали, как правильно это делать, параллельно рассказывая интересные факты о природе.

К сожалению, сейчас мы – общество потребителей и не задумываемся, например, выкидывая мусор на помойку, какие огромные горы такого мусора вырастают вокруг наших городов. В ролике девочки показали, сколько отходов из пластика и стекла образуется только в одной нашей семье за неделю. Два внушительных пакета! И такие отходы можно сдать в переработку, и из них потом сделают полезные в быту изделия. Такая же ситуация с пластиковыми крышками, бумагой – люди в основной своей массе выкидывают все это на помойку. А их тоже можно перерабатывать.

Людей сложно обвинять в отсутствии привычки сортировать правильно отходы, ведь никто и никогда нас этому не учил. Даже в своей семье, когда я стала сортировать отходы, натолкнулась на непонимание близких и даже какое-то противодействие со стороны старшего поколения, типа «все равно все увезут на одну свалку». Младшие члены семьи практически с первого дня четко сортировали мусор по разным пакетам, а вот старшие долгое время выбрасывали по привычке в одно ведро. Видите, как трудно перестраиваться и менять свое сознание? Именно поэтому ролик девчонок как никогда актуален – он заставляет задуматься о том, что пора менять старые привычки и учит уважительно и бережно относиться к месту, в котором мы живем. И воспитывать экологическую культуру нужно начинать как можно раньше. Ведь ребенок более открыт и восприимчив, чем взрослый с уже сформировавшимися привычками, и ему проще пробовать что-то новое, выстраивая в том числе и экологическое мышление.

Почему нельзя выплевывать жвачку на улице

Девочки, что вам труднее всего далось при работе над проектом?

– Выучить слова! – хором ответили гимназистки. – Понять и вникнуть. Нужно было запомнить большой объем текста, в котором было много новых и непонятных для нас слов.

О каких удивительных для вас фактах вы узнали?

Дарина: «Прежде чем снять социальный ролик, мы просмотрели много интересной информации, но больше всего меня поразили ужасные факты о том, как загрязняется наша планета. Например, то количество мусора, которое выбрасывает всего лишь один человек. В год получается 500 кг, а за всю жизнь 25 тонн – это вес синего кита! А еще – факт о воздушных шариках, выпускаемых в небо. Они в итоге возвращаются на Землю в виде мусора. Животные по ошибке принимают их кусочки за пищу или запутываются в лентах от шаров и в результате гибнут. А мы, к сожалению, на всех праздниках выпускаем шарики в небо. Думаю, от этой традиции нужно отказаться».

Ярослава: «А меня поразило количество лет, за которое разлагаются в природе некоторые предметы, например, стекло – тысяча лет! Представляете, как долго? А жвачка 30-100 лет. От жвачки погибают птицы и собаки, когда их проглатывают. Поэтому ее нельзя выплевывать на улице.

Какие экологические привычки, о которых вы рассказываете в своем фильме, соблюдаются в ваших семьях?

Ярослава: «Мы собираем раздельно пластик, стекло, бумагу, батарейки. В магазины ходим с сумками-шоперами, а напитки пьем из многоразовых бутылочек и термокружек».

Дарина: «А еще мы собираем макулатуру. В нашей школе проходят акции «Сдай макулатуру – спаси дерево!», и все гимназисты принимают в ней участие. Мастерим кормушки и подкармливаем птиц. Экономим воду и электричество».

«Не нравится, когда взрослые курят и бросают на землю окурки»

Есть что-то, что вам очень не нравится в поведении людей по отношению к природе?

«Больше всего не нравится, когда дети, гуляя на детской площадке, едят чипсы или шоколадки и выкидывают фантики прямо на землю. Неужели тяжело пройти несколько шагов до мусорки и выкинуть туда? Это же совсем не трудно! А еще горы мусора в лесу или на речке. Бесит!», – искренне возмущается Ярослава.

«Не нравится, когда дети ломают ветки деревьев или сами деревья, я несколько раз делала таким детям замечания, но они не слушают. Не нравится, когда взрослые курят и бросают на землю окурки», – добавляет Дарина.

Девочки рассказали, что на такие факты пренебрежительного отношения людей к окружающей среде они стали особенно остро обращать внимание после работы над проектом. Как говорится, сами прочувствовали, прониклись. Значит, стоит почаще говорить об экологической культуре с детьми, вовлекать их в различные проекты и экологические мероприятия, способствующие сознательному отношению к природе и всему живому на земле, с раннего детства знакомить с экологическими проблемами и конкретными методами сохранения окружающей среды.

Детей надо заинтересовать

А как можно искоренить эти плохие привычки?

«Детей надо заинтересовать, например, показать наш проект. Почаще показывать интересные и познавательные фильмы и ролики про нашу природу, проводить в школе экологические уроки», – ответила Дарина.

«А я бы хотела, чтобы в нашем городе появился робот, который ездил бы за намусорившим человеком, и говорил ему: «Убери за собой мусор!» до тех пор, пока тот его не выкинет в урну. Я бы робота назвала Мусорным занудой», – на полном серьезе предложила Ярослава.

Что ж, может в далеком будущем так и будет, а пока давайте послушаем наших детей и начнем сами, без всяких роботов, заботиться и ответственно относиться к месту, в котором мы живем. На самом деле заботиться о своем доме очень легко и просто!

Посмотреть ролик можно по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/K0gPnRJ1vwrWbA.

И. Меньшова

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях