Быть учителем – искусство

На минувшей неделе в Кингисеппском районе проходил муниципальный этап сразу трех конкурсов профессионального педагогического мастерства: «Учитель года», «Воспитатель года» и «Классный, самый классный».

Двадцать восьмой раз «Учитель года» проводится в Кингисеппском районе. И каждый год он становится праздником педагогов Кингисеппского района, за что преподаватели выражают благодарность и самому конкурсу, и его бессменному организатору – комитету по образованию Кингисеппского муниципального района.

После двухлетнего перерыва, связанного с пандемией  COVID-19, когда конкурсные задания с участием детей поводились исключительно в онлайн-режиме и жюри оценивало их дистанционно, все вернулось снова в очный режим. Испытания проходили офлайн, в присутствии членов жюри, в том числе детского ограниченного круга болельщиков и представителей районных средств массовой информации.

Все три конкура проводились одновременно и в разных образовательных учреждениях. «Учитель года-2023» проходил в Кингисеппской школе № 5 и состоял из четырех конкурсных уроков, в которых принимали участие и ученики данного образовательного учреждения.

Обучение в игре

Оксана Анатольевна Новикова, учитель английского из Кингисеппской гимназии, поручила ученикам 5Б класса ответственное и увлекательное задание – спасти принцессу, похищенную страшным драконом и запертую в высокой каменной башне. На языке преподавателей тема урока звучала так: «Отработка лексико-грамматического материала по теме «Специальные вопросы». Но для пятиклассников урок превратился в захватывающее приключение на английском языке. Чтобы добраться до башни плененной принцессы, им предстояло предпринять морское путешествие по загадочным островам, выполняя на каждом из них интересное задание. На пути их ждал спрятанный клад и неожиданный шторм, чуть не приведший к кораблекрушению.  Когда школьники добрались до башни, то им предстояло решить грамматические задачи, чтобы открыть замок двери. Ребята успешно справились с заданием и освободили принцессу. «Welcome!», – сказала она и поблагодарила за хороший урок английского.

Евгения Юрьевна Циркун, учитель начальных классов из Кингисеппской школы № 1, на уроке по окружающему миру помогла разобраться 3А классу с тем, что такое экологическая безопасность. Преподаватель начала занятие с просмотра близкого детям формата – мультфильма, где Земля взывала к помощи. Планета предупреждала, что если человек не прекратит загрязнять воздух, воду и почву, то любая жизнь на ней может прекратиться.

Третьеклассники научились понимать последовательности загрязнений окружающей среды. Например, завод заражает вредными выбросами почву, а человек обрабатывает эту почву и засевает ее семенами моркови. Далее морковь вырастает, вбирая в себя из почвы вредные вещества, а человек собирает урожай моркови, съедает ее и отправляется в больницу с плохим самочувствием.

Также школьники освоили основные правила экологической безопасности, которые желательно знать всем взрослым. А именно: нужно избегать улиц с интенсивным автомобильным движением, самый чистый воздух – в лесах и парках. Лучше не останавливаться возле машин с включенным двигателем, так как выхлопные газы содержат вредные для человека вещества. Не следует собирать ягоды и грибы вблизи дорог и промышленных предприятий. Рыбу можно ловить только в чистых водоемах, удаленных от заводов и городов. Если в доме из крана течет непрозрачная вода с неприятным запахом, то ее нужно дополнительно очищать с помощью фильтров или же покупать бутилированную питьевую воду.

Дарья Андреевна Иванова, учитель начальных классов из Кракольской школы, тоже выбрала для конкурса урок по окружающему миру. Тема – «Вода на Земле: океаны и моря». Изучать ее предстояло ученикам 2Б класса. Урок начался с загадки: «Много ее – беда, мало ее – беда, нужна нам всегда больше, чем еда». Второклассники справились с загадкой легко: ответ – вода. Также они ответили на вопрос: почему из космоса наша планета Земля выглядит голубой? Школьники уже знали, что большую часть ее поверхности занимает вода. Как рассказал на уроке учитель, на планете пять океанов – Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий, Индийский и Южный, и они составляют Мировой океан. С помощью глобусов второклассники определили положение всех пяти океанов, а затем разобрались, что такое моря, и научились находить и показывать их на физической карте мира. В качестве опыта второклассники, разделившись на группы, с помощью соли создали из обычной водопроводной воды морскую. Интерактивный урок понравился всем.

У Яны Николаевны Янулевич, учителя математики из Кингисеппской школы № 4, была задача для старших классов: ей нужно было на уроке геометрии в 7А представить тему «Параллельные прямые». Решали ее ребята с использованием скрам-технологии («scrum»), – методики организации совместного рабочего процесса, в основе которой поэтапная разработка и совершенствование продукта.

Семиклассники, разбившись на группы и выбрав скрам-мастеров, составляли план местности и исследовали уникальность так называемого «кувшина мудрости».

Поскольку в российской школе обучение детей идет совместно с формированием личности, в программе «Учителя года-2023» появился новый раздел под названием «Воспитательное событие». Проводили его преподаватели с теми же учениками, с которыми познакомились на своих уроках. Оксана Новикова организовала для ребят «День науки», Дарья Иванова – «Праздник мыслей «Фантазии и мечты», Евгения Циркун пообщалась с третьеклассниками на тему «Что мы знаем о воде?», а Яна Янулевич провела интеллектуально-развлекательную игру «Математика вокруг нас».

Дошкольные новации

На участие в конкурсе «Воспитатель года» подали заявки три претендентки на победу: Елена Николаевна Галанова, представлявшая детский сад № 18, Валерия Николаевна Сульжук из детского сада № 21 и Ирина Евгеньевна Свиркова, делегированная на конкурс коллективом детского сада № 12.

Конкурсные испытания проходили в дошкольном образовательном учреждении № 6 «Центр развития ребенка – детский сад».

Для разминки преподаватели презентовали жюри свои педагогические находки. Валерия Сульжук рассказала о развитии сенсорных эталонов посредством дидактических игр. Елена Галанова представила логоритмику как средство развития детей раннего возраста. Ирина Свиркова поведала о формировании нравственно-трудовых навыков у дошкольников через ознакомление с трудом и культурой русского народа.  

Второй конкурсный день был отведен организаторами для педагогических мероприятий с участием воспитанников детского сада. Елена Николаевна с малышами из группы раннего возраста отправилась в воображаемое «Путешествие с палочками-стучалочками». Валентина Николаевна вместе с ребятами такого же возраста помогла Колобку найти друзей. Ирина Евгеньевна с самыми старшими воспитанниками подготовительной группы провела занятие «Лен в поле уродился – в каждом доме пригодился».

Перед жюри конкурса также были представлены мастер-классы от участников конкурса. И. Е. Свиркова научила членов жюри плести из ниток поясок с помощью обычной вилки. Е. Н. Галанова объяснила и показала, что такое отлично воспринимающаяся малышами «Сказка-шумелка». В. Н. Сульжук продемонстрировала, как из подручных материалов можно смастерить развивающие игры для малышей детского сада.

Самый классный – классный

Муниципальный этап конкурса «Классный, самый классный», который принял на своей площадке Центр эстетического воспитания и образования детей,  определил четырех участников – классных руководителей образовательный учреждений: советника по воспитанию, педагога-психолога Вистинской школы Эмилию Вячеславовну Булгакову, педагога-психолога Опольевской школы Василису Васильевну Сурикову, учителя истории, руководителя школьного музея Котельской школы Викторию Игоревну Киселеву, учителя истории и обществознания Кингисеппской школы № 4 Тараса Александровича Соколова.

Считается, что сейчас не очень просто воздействовать на интеллектуальные возможности подрастающего поколения, выросшего в постоянном контакте с электронными гаджетами. Но познавательные уроки –классные часы, подготовленные преподавателями, произвели впечатление не только на членов жюри, но и на школьников. Это были: «Путешествие по истории Сойкинского полуострова» от Эмилии Булгаковой, «Фильм, фильм, фильм» от Виктории Киселевой, «Есть ли герои в наше время?» от Василисы Суриковой и «Страницы военной истории» от Тараса Соколова.

Финальное состязание

Заключительный день муниципального этапа конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года» и «Классный, самый классный» проходил в актовом зале КСОШ № 5.

Начался день с традиционного задания преподавателям: пресс-конференции – последнего конкурсного испытания. По задумке одиннадцать участников конкурсов должны были отвечать на профессиональные вопросы, находясь под пристальным вниманием коллег в зале. Всем удалось креативно ответить и даже не раз услышать в свой адрес аплодисменты.  

Среди вопросов был и такой: «Я стал(а) педагогом, потому что…»? Каждый преподаватель ответил на него с учетом своего жизненного опыта:    

Д. А. Андреева: «Мне нравится работать с детьми».

В. В. Сурикова: «Я поняла, что быть педагогом – это то, что сделает меня лучше».

Э. В. Булгакова: «Все было предопределено судьбой: я педагог в третьем поколении».

В. Н. Сульжук: «С детства «учила» свои игрушки, читала им сказки. Выросла, но желание учить и читать сказки не пропало».

И. Е. Свиркова: «Все мы в детстве играли в школу, у меня даже был журнал для кукол с оценками. Но позже я поняла, что мне ближе дети младшего возраста».

Т. А. Соколов: «Тоже с 7-8 класса хотел учить детей истории, но от желания до работы в школе прошло лет пятнадцать. Когда я действительно повзрослел и набрался жизненного опыта, в какой-то момент понял: пора в школу».

О. А. Новикова: «Мой выбор профессионального пути – из детства, из семьи: моя мама – воспитатель. И я ни о чем не жалею: дети – моя жизнь».

Я. Н. Янулевич: «В школе такая энергетика! Она тебя заряжает и не дает увядать».

Е. Ю. Циркун: «Была вдохновлена своим классным руководителем. Смотрела на нее и удивлялась: как можно быть такой идеальной?».

В. И. Киселева: «Знала с 8 класса, что буду учителем. И когда начала работать в школе, поняла, что столько любви, сколько видишь в детских глазах, больше не даст никто».

Е. Н. Галанова: «Мне нравится быть волшебницей».

На другой вопрос «Когда нервы на пределе, как вы себя успокаиваете?» преподаватели ответили буквально в один голос: «Если в классе: поворачиваюсь к доске — раз-два-три, все хорошо, – и разворачиваюсь к детям. Убеждаю себя: «Они дорастут, они поймут, нужно только немного потерпеть». Глубокий вдох, спокойный выдох: что ни делается, все к лучшему. А дома лучше всего медитировать под расслабляющую музыку, играть на аккордеоне или в настольные игры, танцевать или петь старые советские легкие песни».

К кому прилетел пеликан?

Награждение участников и победителей конкурса по традиции проходило в торжественной обстановке актового зала кингисеппской школы № 5.  В церемонии приняли участие почетные гости – заместитель главы районной администрации по социальным вопросам Светлана Геннадьевна Свиридова, председатель комитета по образованию Елена Николаевна Румянцева и председатель районного родительского совета Ирина Андреевна Ерцева. Как всегда, самые теплые слова поздравлений и признательности за добросовестный труд звучали в адрес преподавателей. «Учитель года», «Воспитатель года» и «Классный, самый классный!» – конкурсы, где есть победители, но нет и не может быть проигравших. Такое мнение звучало в этот день. Гости и организаторы поблагодарили также образовательные учреждения, в которых проходили конкурсные испытания, и педагогические коллективы, выдвинувшие своих представителей на конкурсы.

– Приятно, что в нынешнем году в конкурсах приняли участие много молодых педагогов, – отметила Светлана Свиридова. – Это говорит о том, что и наставники были рядом с ними, и дети вместе с родителями поддержали своих учителей, воспитателей и классных руководителей. А опыт, который вы приобретаете, участвуя в конкурсах, бесценен.

Итоги конкурсов сначала огласило независимое детское жюри, в котором приняли участие ребята из Кингисеппской гимназии, Кингисеппской школы № 5 и Кингисеппской школы № 3.

«Воспитателем года» они назвали Елену Николаевну Галанову, «Учителем года» – Дарью Андреевну Иванову, а «Лучшим классным руководителем» – Викторию Игоревну Киселеву.

Удивительно, но мнение детского жюри полностью совпало с мнением жюри педагогического и итогами муниципального этапа.

 В конкурсе «Классный, самый классный-2023» дипломом за участие награждена Василиса Сурикова. лауреатами стали Эмилия Булгакова и Тарас Соколов. А победила Виктория Киселева из Котельской школы. В «визитной карточке» Виктории Игоревны сказано, что она считает, что классный руководитель – это проводник между детьми, учителями, родителями и социумом. Он должен руководствоваться принципом: «Люби не себя в ребенке, а ребенка в себе».   

В конкурсе «Воспитатель года-2023» лауреатом в номинации «Шаг в будущее» названа Валерия Сульжук, в номинации «Хранительница народных традиций» – Ирина Свиркова. Победителем стала воспитатель детского сада № 18 Елена Галанова. Педагогический стаж Елены Николаевны – 19 лет. По ее словам, ей нравится открывать детям что-то новое и видеть в их глазах интерес, доверие, восхищение и радость. Педагогическое кредо Елены – работать так, чтобы детей не покинула сказка, а в каждом сердце жила доброта!   

Жюри подвело следующие результаты конкурса «Учитель года»: лауреаты – Яна Янулевич, Оксана Новикова и Евгения Циркун, победитель – Дарья Иванова – учитель начальных классов Кракольской школы. Дарья Андреевна считает, что учитель начальных классов – это не профессия, а образ жизни, поэтому обязательное качество учителя – любовь к детям. Преподавателю необходимо научить детей любить жизнь, понять, в чем счастье, помочь каждому ребенку найти свой путь.

Завершился праздник, как всегда, чествованием победителей и вручением им переходящих призов – символов конкурса и всего учительства – хрустальных пеликанов. Елене Николаевне Галановой хрустального пеликана передала победитель муниципального этапа конкурса «Воспитатель года-2022», инструктор по физической культуре детского сада № 3 Светлана Николаевна Дубинина, а Дарье Андреевне Ивановой – обладательница титула «Учитель года-2022», учитель начальных классов Кингисеппской гимназии Марина Владимировна Кухтина.    

– Мои ученики весь год гладили крылышки пеликана и говорили, что это приносит им хорошие оценки, – сказала М. В. Кухтина. – Пусть теперь хрустальный пеликан приносит удачу вам и вашим ученикам.

Символом учительства в России считается пеликан. Эта традиция берет свое начало с 1763 года, когда императрица Екатерина II учредила Императорский воспитательный дом в Москве, на гербе которого красовался символ милосердия и бескорыстной помощи – пеликан.  Этой птице посвящены и стихи Евгения Травина – «Учителя года-2000» из Ленинградской области. Произведение на церемонии чествования победителей муниципального этапа конкурсов профессионального педагогического мастерства прочла Елена Николаевна Румянцева:

«Говорят, пеликаны в России не водятся!

Говорят, пеликаны здесь заморозятся!

Пусть я трижды замерзну, уже не оттаяв,

Но я видел в России их целую стаю!

Здесь назло всем метелям, засыпавшим ели,

На короткую встречу они прилетели!

Прилетели легко покорять поднебесье,

Прилетели исполнить любимые песни.

Прилетели птенцам своим крылья подставить,

Прилетели опять свое сердце оставить.

Я бродил среди них и летать с ними пробовал,

Спотыкался, конечно, и падал в сугробы,

Но запомнил любимое их выражение:

Быть учителем – быть постоянно в движении,

Подставлять желторотым все жилы и мускулы.

Быть учителем – труд, превращенный в искусство!».

И. Князева

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях