Преподавать и применять

25 марта на базе Детского технопарка «Кванториум» прошел Фестиваль лучших педагогических практик по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся образовательных учреждений Кингисеппского муниципального района, в котором приняли участие более 50 педагогов школ. Учителя демонстрировали эффективные практики по формированию у обучающихся финансовой, естественно-научной, математической, читательской грамотности и делились опытом работы.

Говоря простыми словами, функциональная грамотность подразумевает набор ключевых знаний, умений и навыков современного человека. Термин возник в середине прошлого века – с 1950-х годов его использовали в документах ЮНЕСКО. Именно эта международная организация разделила понятия «элементарной» и «функциональной» грамотности: функциональная грамотность подразумевает, что элементарные навыки чтения и письма позволяют человеку участвовать во всех общественных функциях, требующих грамотности.

По определению советского и российского лингвиста и психолога Алексея Алексеевича Леонтьева, функциональная грамотность – это «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Для того чтобы создать условия развития функциональной грамотности, составляющими которой являются читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность, глобальное и креативное мышление, проводятся мероприятия для школьников и педагогов. В случае с последними можно говорить о своеобразном повышении квалификации педагогических кадров через обмен опытом и проведение мастер-классов, презентации и лекций.

– Школа была, есть и будет, – подчеркнула, открывая Фестиваль в Кингисеппе, руководитель «Кванториума» Елена Викторовна Патракова. –  Дети приходят в школу и возвращаются в нее после каникул. Поэтому педагогу всегда важно быть «на коне», важно быть во всеоружии, важно быть грамотным и компетентным человеком.

Надеюсь, что сегодняшняя встреча поможет вам сориентироваться, узнать нечто новое и перенять опыт коллег. Первую часть Фестиваля готовили именно вы, уважаемые коллеги, вторую часть – наши педагоги квантумов. Мы понимаем, что дополнительное образование может вам помочь, и всегда готовы протянуть руку помощи.

С приветственным словом к присутствующим обратилась начальник организационно-методического отдела районного комитета по образованию Надежда Алексеевна Фролова.

Общее собрание продолжила заместитель директора Кингисеппской гимназии Юлия Анатольевна Михальченко с сообщением «Создание и реализация модели организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся в образовательном процессе на уровне общеобразовательной организации».

Далее в течение двух часов шла работа по секциям.

В первой части Фестиваля – «Представление опыта работы педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся» – состоялись заседания четырех секций.

Модератором секции «Читательская грамотность» выступила муниципальный тьютор Ирина Викторовна Рязанова. Сообщение с презентацией представила учитель русского языка КСОШ № 2 им. Е.Н. Мосиной Алеся Анатольевна Панина. Три мастер-класса дали учитель начальных классов Кингисеппской гимназии Елена Вячеславовна Сарычева, учитель иностранного языка КСОШ № 4 Алена Геннадьевна Сокольникова, учитель русского языка и литературы КСОШ №5 Оксана Николаевна Балашова. Выступление с элементами мастер-класса провела учитель русского языка и литературы КСОШ № 1 Наталья Евгеньевна Нечаева.

Модератором секции «Математическая грамотность» выступила муниципальный тьютор Людмила Дмитриевна Афанасьева. С докладом выступила учитель начальных классов КСОШ №1 Ангелина Николаевна Богданова. Мастер-класс провела учитель математики Кингисеппской гимназии Анна Анатольевна Шагандина. Презентацию разработанного банка заданий по оценке функциональной грамотности сделала учитель математики КСОШ №6 Мария Викторовна Зайцева.

С презентациями опыта работы выступили сельские педагоги – учителя Котельской школы: учитель математики Татьяна Александровна Сергеева и учитель начальных классов Елена Николаевна Щур, которая поделилась опытом использования цифровой платформы «Учим учиться».

Модератором секции «Естественно-научная грамотность» выступила муниципальный тьютор Татьяна Александровна Николаева. Мастер-класс представила учитель биологии Кингисеппской гимназии Анна Вадимовна Ключникова. Презентацию разработанного банка заданий по оценке функциональной грамотности провел учитель физической культуры КСОШ № 6 Евгений Михайлович Владимиров.

Учитель биологии Вистинской школы Марина Анатольевна Федорова дала мастер-класс урока на тему «Строение и работа сердца человека».

В этой секции также выступили двое коллег из Пустомержской школы. Учитель химии и биологии Елена Юрьевна Иванова показала, как для решения практических задач и проблем на ее уроках применяются естественно-научные знания (мастер-класс). Учитель начальных классов Татьяна Владимировна Колбасова показала презентацию сценария внеклассного мероприятия.

Четвертую секцию под названием «Инновационные направления функциональной грамотности: финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление» возглавили три муниципальных тьютора по соответствующим направлениям: Светлана Евгеньевна Максимкина (финансовая грамотность), Наталья Сергеевна Клепикова (глобальные компетенции), Наталья Федоровна Телюк (креативное мышление).

О формировании глобальных компетенций на уроках географии на своем мастер-классе рассказала учитель географии Ивангородской школы № 2 Татьяна Леонидовна Узунова. Мастер-класс по учительской функциональной грамотности как основе ее развития у учащихся провела учитель истории и обществознания КСОШ №4 Анастасия Игоревна Алексеева. Мастер-класс «Развитие креативного мышления» привезла учитель начальных классов Фалилеевской школы Ксения Николаевна Логинова.

Две презентации озвучили учителя начальных классов из Александро-Горкской школы. Сценарий внеклассного мероприятия «Считай деньги в своем кармане» предложила Асыл Максатовна Бралиева, банк заданий по оценке функциональной грамотности на уроках окружающего мира представила Наталья Владимировна Устименко.

После небольшого кофе-брейка состоялась вторая часть Фестиваля – «Успешные педагогические практики по реализации функциональной грамотности в рамках дополнительного образования». Спикерами секции были педагоги дополнительного образования Детского технопарка «Кванториум».

Для учителей, занимающихся проектной деятельностью, в «IT-квантуме» с мастер-классом «Использование отечественных языковых моделей в проектной деятельности: возможности и перспективы» выступил Никита Валентинович Иванов.

В цехе «Хайтек» мастер-класс для учителей информатики, работающих с 7-8 классами, под названием «Организация работы по использованию языка программирования С+++ для формирования IT-компетенций (организации проектной деятельности)» выступила Карина Романовна Тельнова.

Учителей технологии и робототехники на мастер-класс «Программирование мобильных роботов в виртуальной среде TRIK STUDIO» в «Промробоквантум» пригласил Владимир Юрьевич Коновалов.

Мастер-класс «Синтез наночастиц серебра различными способами» в «Наноквантуме» учителям химии демонстрировала Ульяна Дмитриевна Красильникова.

Учителя географии и информатики посетили мастер-класс Алексея Анатольевича Ракчеева «Включение основ геоинформатики в школьную программу» в «Космоквантуме».

Шахматная гостиная приняла в своих стенах участников мастер-класса Валентины Николаевны Неплоховой «Формирование математической грамотности учащихся путем решения задний повышенной сложности профильного уровня (2 урока)» для учителей математики, работающих в 10-11-х классах и имеющих небольшой опыт работы.

По завершении встречи педагоги благодарили организаторов и друг друга за предоставленную возможность общения и обмена бесценным опытом.

А. Ульянова

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях