Профессия — журналист

Деятельность журналиста – это импульс, сообщающий пишущему интерес к происходящему и желание поделиться новым и важным с другими. Осветить и представить событие так, чтобы каждый человек смог составить свое впечатление, а прочитав чужие вопросы и ответы, задать свои – прежде всего себе.

Одно из значений слова «jour» во французском языке – «свет», и это как нельзя лучше характеризует дело журналиста. Проливать свет на проблемы и конфликты, прояснять неизвестное читателю объективным и доброжелательным образом. На латыни« diurnalis» — «ежедневная весть», то есть связь человека и мира, благодаря которой он осведомляется о том, что происходит вокруг.

Как стать хорошим журналистом? Наверное, в основе профессии лежат честность, скрупулёзность и эмпатия. Ведь именно последняя помогает открыть потайные двери не в прямом, но в переносном смысле, когда собеседники доверяют и готовы поделиться самым сокровенным – своими переживаниями, секретами и мыслями. А еще, конечно, смелость: ведь профессия подразумевает риск и лишения, когда человек, желая показать насущное, готов отправиться в горячие и опасные точки.

Кто лучше расскажет о своей профессии, как не сам журналист? Поэтому на наши вопросы отвечает Татьяна Чесанова – петербурженка, долгие годы трудившаяся в газетах «Ленинградская правда», «Невское время», «Час Пик», на «Радио России».

— Какие предпосылки привели Вас в профессию?

— Я училась в физико-математической школе и понимала, что это не мечта моей жизни — физика с математикой вместе. Что остается? Гуманитарная область. А школа наша была замечательная — весь класс ушел в точные науки, но у нас было и прекрасное гуманитарное обучение, учителя выдающиеся. И как-то так сложилось, что не филфак, а журфак. Особых размышлений не было. В 9 или 10 классе подруга (сейчас я её посещаю в деревне Спицино, мимо Кингисеппа как раз проезжаю) принесла мне зажеванный кусочек газеты «Смена». Газета приглашала юнкоров-школьников заниматься. Я и пришла в эту газету. Мне очень понравилось. Там были замечательные молодые сотрудники, которые занимались со школьной молодежью. Мне всё нравилось, и как-то жизнь повела в это русло. Никаких семейных или династических предпосылок не было, я просто шла неисповедимыми путями. Между прочим, выпускников школ не принимали на журфак, требовали стаж работы, поэтому два года я училась на вечернем отделении, а потом перевелась на дневное. Всё очень индивидуально, никаких обобщений не сделаешь.

— Каковы главные необходимые качества для этой профессии?

— Мне кажется, у меня ещё в школе было любопытство, интерес ко всему. Должен быть искренний, глубокий интерес, и особенно интерес к людям. Что ими движет? Как они действуют? Почему у них что-то получается, а что-то нет? Человеческий интерес. Я почему-то всегда думала: если меня лично что-то очень занимает, это может заинтересовать и других. Срабатывает рефлекс: нужно кому-то еще об этом рассказать. Необходима открытость, искренность, честность: если ты видишь нечто особым образом, постарайся об этом рассказать так, чтобы не было привнесено лишнего.  Мне всегда была интересна судьба человека, я это каким-то внутренним чутьем распознавала, какой-то фитилёк загорался всякий раз.

— Случается ли, что журналисту трудно договориться со своей совестью?

— Мы обходили острые углы. Всё-таки у нас есть право выбора. Есть свобода выбора: ты можешь рассказывать или не рассказывать. Если уж совсем с души воротит и не хочется, значит, не рассказывай! Ты можешь и ошибиться, но это твоё открытое движение. Я помню, у меня был сюжет в начале девяностых годов о Покровской больнице, где были жалобы на агрессивность администрации. Конечно, я об этом написала честно и откровенно, как я это понимала. Потом мне позвонили и просили сделать шаг назад, потому что «не надо ссориться с администрацией». Меня это очень огорчило: ведь хотела защитить, а вышло неловко. Прошло долгое время, и я поняла, почему так произошло. Мы все имеем право на ошибку, но выдавать черное за белое права, конечно, ни у кого нет. Надо сохранять лицо, то есть честь свою постараться не замарать, помнить о том, что за всё придется отвечать, за всё сказанное. С совестью надо стараться быть в ладу. Ведь есть право выбора, например, где ты можешь выступить, на какой-то площадке, в каком издании. И всегда найдется место, где ты сможешь сказать то, что считаешь нужным и правильным для публичного осмысления.  Сейчас есть разные возможности, даже если мы находимся на полярных позициях. Может, и прелесть нашего времени в том, что все-таки можно оставаться самим собой, как раз в ладу с совестью, а вовсе не торговаться с ней. А ошибки могут быть. При этом важно быть честным внутри себя, тогда жизнь всё поправит, выведет на правильную колею.

— Вы столько лет посвятили профессии журналиста. За что вы её любите до сих пор?

— Она дарует много встреч, она дарует возможности увидеть многое, сталкиваться со многим. Она дарует радость общения – это же та самая роскошь, которая важнее всего, что может быть! Поэтому это замечательная профессия. Вспоминаются слова какого-то репортера: «Боже мой, какая профессия! Ты столько видишь, столько узнаёшь! Как хорошо бы ещё об этом написать». От сердца сказано, потому что потом тебе надо отдавать эти долги, ведь всё даётся, что называется, впрок, авансом. Ты должен это отработать. А в этом и азарт, и прелесть, и радость. Опять переживаешь, заново открываешь своё погружение со словом — это другая стихия, другой уровень. И тоже большая радость, большая учеба.  Думаю, всем людям, так или иначе с творчеством связанным, нравится этот процесс.  Поэтому, как это ни сложно, но это радость!

— Ваш взгляд на современную журналистику?

— Хорошо, что есть разные возможности. Люди, которые придерживаются разных точек зрения, имеют разные площадки, где могут высказываться. Как сказала моя давняя подруга и коллега: «Вот телефон. В нём сейчас вся журналистика!» Отличить главное от пустого – вот тут-то и включается твоя головушка, ты можешь стараться это сделать. Мне кажется, такой вольготности никогда не было, чтоб можно было и то, и это, и всякое. При том, что нет четкой единой линии, и мнения все разные (так как мы все разные). Это осложняет жизнь, но зато не ограничивает. Так воспитывается в нас высокое и важное: терпение, смирение, возможность выбора, свобода выбора, которая нам дарована, — и ты можешь делать добро!

Своим видением профессии поделилась молодой эксперт Ксения Некрасова, работающая в области архитектурных медиа.

— Как Вы пришли к журналистике?

— Все дети, пока маленькие, выбирают себе любимые игры. Кто-то играет в повара, кто-то в космонавта. Я представляла себя репортером, бегала с морковкой-микрофоном и любила задавать вопросы взрослым. В школе моим любимым занятием было создание стенгазеты, мы с одноклассниками что-то изучали, писали об этом, даже печатали на машинке. В старших классах мне стало интересно писать про город детства и юности – Челябинск. Темы краеведения, истории меня очень увлекли и помогли сделать выбор, чем заниматься дальше. Тема архитектуры стала для меня одной из ключевых.

— Что Вам дает это ремесло?

— Помогает прикоснуться к истории городов, поселений, как через призму прошлого, так и настоящего. Архитектура, как и журналистика, меняется, течет и позволяет почувствовать время.

— А что самое сложное?

— По-разному. Бывает сложно просто начать, потому что это означает с головой погрузиться в тонны материала, переработать и найти суть. Но это с лихвой компенсируется ощущением, когда смотришь, например, на дом XIX века не только как наблюдатель.Уже зная обстоятельства его появления, события жизни – ведь у дома есть своя жизнь, –  видишь здание, как отражение истории не только города, но и страны, целых временных, событийных потоков. Архитектура безмолвна, но очень выразительна.

— Что было самым запомнившимся?

— Наверное, поездка в Калининград. Там была задача сделать серию небольших очерков про город, но, к сожалению, выпуск журнала сорвался, и все это осталось в столе, но сам процесс был невероятно интересным. Знаете, как говорят: «Процесс или результат?». Здесь первично было работать над материалом. Я вообще фанат эклектики, пусть даже не всегда эстетичной, но зато человеческой, настоящей. Старые, еще немецкие домики, современные новостройки, советские пятиэтажки, но самое главное – истории людей, живущих в них несколько десятков лет, видевших, как меняется город и готовых этим поделиться. Очень любопытно.

– Современная журналистика – какая она?

– Пожалуй, в век стремительного развития технологий и возможностей, когда каждый человек может снять материал на совершенно любую тему, представить свое мнение публично, особенно ценятся умения преподать информацию оригинально, осмысленно и точно. Журналист, как и фотограф или писатель, имеет свой почерк, стиль, свой узнаваемый штрих, и его мнение остается как бы за кадром, но деликатно подсказывает, на что стоит обратить внимание, о чем задуматься.

Меняются средства подачи информации, вместо бумажных газет люди все чаще листают ленты новостей в смартфонах, а на слуху у многих уже не только дикторы или корреспонденты, а блогеры и создатели интернет-каналов.

Но самое главное, что должно мотивировать журналиста в любые времена, это неподдельный и живой интерес к человеку, любознательность и поиск. Именно они зажигают огонь между автором и его читателями, зрителями, дают возможность поделиться и узнать, увлечься и засомневаться, задуматься.

Л. Мельник

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях