Во благо простого народа

Окончание. Начало в № 35, 36, 37, 39

В 1920-х годах в стенах Народного дома блистал Театр-студия им. А.В. Луначарского, проходили различные слеты и конференции. Следующей вехой в истории дореволюционного ямбургского здания стали события второй половины ХХ века и нового времени.

Отдушина от хмурых реалий

Современный читатель местной газеты «Плуг и молот», выходившей в Ямбурге-Кингисеппе в 1920-х годах, будет поражен серостью жизни основной массы жителей. По газетным статьям и заметкам складывается нерадостный вывод: районная власть как могла пыталась расшевелить «инертную темную народную массу», но все получалось как-то искусственно, насильно, с нажимом. Население после революции и Гражданской войны ко всему новому относилось явно разочарованно или безразлично. Все это обозначало пассивный протест.

На этом фоне живое сценическое искусство Театра-студии им. Луначарского стало настоящей отдушиной для многих кингисеппцев. Постановки в бывшем Народном доме отвлекали жителей от хмурых реалий советской действительности, вызывали искренний интерес.

Излишне «красноречивый» «Плуг и молот» прекратил свое существование в 1927 году, а другая газета, «Колхозник», появилась в Кингисеппе лишь в 1930 году. В новой газете главенствовал сталинский стиль: простота, логика, отсутствие вольностей. Газету совершенно не интересовала театральная жизнь города, да и вообще местная культура. Поэтому определить по данному историческому источнику время «заката» Театра-студии не удалось.

Утрата лидерства

В начале 1930-х годов здание на перекрестке улиц Железнодорожной и Театральной было популярным у жителей Кингисеппа и несло в народ функции очага культуры. Теперь Театр-студия стал называться Городским клубом. В клубе проходили партийные конференции, съезды, демонстрировалось кино, устраивались танцевальные вечера в холодное время года, создавались постановки местного театрального коллектива.

Об особенностях театральной жизни того времени можно лишь догадываться. А вот о качестве демонстрируемых в клубе кинокартин повествует газетная заметка «Прекратите издевательство над зрителем», опубликованная в одном из номеров «Колхозника» за май 1934 года. Группа рабочих сообщала: «5-го мая, как и всегда, Городской клуб был полон зрителей. И как всегда, на экране мелькали в беспорядке какие-то обрывки, картина рвалась, ни содержания, ни смысла ее никто понять не мог. Когда же деятели клуба и «Ленкино» прекратят издевательства над зрителями?»

Редакция «Колхозника» подтверждала, что факт, изложенный рабкорами, не единичен. Редакционный коллектив неоднократно требовал от райконторы «Ленкино» снабжать клуб доброкачественной продукцией, но куда там, все было впустую…

Судя по материалам газеты, в 1930-х годах Городскому клубу в Народном доме совсем не уделялось должного внимания. Его состояние было настолько убогим, что все более-менее значимые городские мероприятия проводились в Клубе им. Жукова. Так, в 1934 году там прошла кингисеппская антипасхальная кампания; состоялась художественная часть первомайских торжеств; были организованы вечера национальных меньшинств (эстонцев, немцев); показывались различные кинокартины; отмечалась 17-я годовщина Октября.

Столь безучастное отношение к Городскому клубу появилось, видимо, после возникновения планов по строительству в городе нового Дворца культуры. Его планировали возвести за год, к 1934 году, но работы затянулись. Новостройку приняли в эксплуатацию лишь в конце 1938 года. Предчувствуя затяжное строительство нового Дома культуры, Городской клуб все же начали ремонтировать осенью 1934 года.

«В период подготовки к выборам, — возмущался в своей заметке автор под псевдонимом «Избиратель», — большое значение имеет клубная политпросветработа. Городской клуб закрыт на ремонт. Эту работу можно было сделать летом, когда функционировал летний клуб. А пока рабочему негде провести свободное время».

Конечно же, «Избиратель» в своей заметке лукавил, потому что любой житель предвоенного Кингисеппа мог провести свободное время в других досуговых местах города. Помимо Городского клуба в городе продолжал существовать Гарнизонный клуб в здании Полковой церкви. Это был клуб 12-го Туркестанского полка, прибывшего в наш город в 1928 году. В Кингисеппе также действовал вышеупомянутый Клуб им. Жукова, устроенный в деревянном знании бывшего Эстонского сельскохозяйственного общества на углу проспекта Карла Маркса и улицы Малой.

В 1930-х годах в старинном каменном доме на площади Николаева (современный адрес – проспект К. Маркса, 2) открылся Клуб им. Карла Маркса, в котором, к слову, до войны выступала даже знаменитая эстрадная певица Клавдия Шульженко с оркестром под управлением Владимира Коралли.

Все перечисленные очаги кингисеппской культуры во второй половине 1930-х годов перетянули на себя лидерство в городской культурной жизни.

В заботе о детях

С 1934 года в газете стал изредка упоминаться новый очаг – Детский дом культуры. Удалось установить его краткую историю и даже определить местонахождение. Он возник из Дома пионеров, располагавшегося в 1920-х годах в бывшем доме купца Новгородкина на проспекте Карла Маркса (ныне угол одноименного проспекта и ул. Иванова, современный дом №15 по проспекту К. Маркса). Уже к 1936 году Детский дом культуры разместился в стенах бывшего Городского клуба и фактически стал выполнять функции Домов пионеров и школьников, широкая сеть которых появилась в Советском Союзе в 1950-1980-х годах.

Деятельность кингисеппского Детского дома культуры не интересовала районную газету «Колхозник». За десятилетие предвоенного существования газеты название детского учреждения упоминалось без каких-либо подробностей о его работе, так что о его повседневной жизни можно лишь догадываться.

В газете «Колхозник» за 17 мая 1939 года появилась статья «Детям нужен сад отдыха». Автор статьи, некий А. Алексеев, предлагал передать Кочневский сад, находившийся в 49-м квартале Кингисеппа, Детскому дому культуры: «На улице Вокзальной есть хороший сад, устроен детский тир, скамейки. Горсовет передал этот сад в ведение Детского дома культуры, но зав. гороно Т. Николаева отказалась от сада. Сад необходимо передать Детскому дому культуры, чтобы дети не оставались летом без надзора».

Старожилы нашего города подтверждали, что перед Великой Отечественной войной сад на Вокзальной улице все же закрепили за детскими учреждениями. Там отдыхали дети не только из Детского дома культуры, но и малыши из яслей и детского сада, располагавшихся в Кингисеппе на улицах Театральной и Воровского.

Клуб офицеров вермахта

Оккупация Кингисеппа гитлеровцами длилась 30 месяцев. И этот небольшой отрезок времени многовековой истории нашего города изучен очень слабо. Городской архив того периода был вывезен отступавшими оккупационными властями или уничтожен, а те материалы, что хранятся в архивах России, к сожалению, находятся под грифом «секретно» и закрыты для исследователей.

По воспоминаниям кингисеппцев, переживших оккупацию, в здании Народного дома был устроен клуб для офицеров вермахта. Сам клуб гитлеровцы окружили забором, а перед входом стоял вооруженный пост. Такие предосторожности будто бы были устроены после того, как кто-то бросил в окно зрительного зала гранату, когда там крутили немецкую кинохронику. По другой, менее патриотичной версии, граната в окно офицерского клуба полетела во время танцев для ликвидации не только офицеров, но и их русских «подруг». Так или иначе, но в кирпичной кладке здания появились разрушения, и после войны стены пришлось оштукатурить.

Культурная жизнь возрождалась

Здание ямбургского Народного дома – одно из немногих городских сооружений, переживших события Великой Отечественной войны. При освобождении Кингисеппа зимой 1944 года здание получило незначительные повреждения и вскоре было восстановлено. Помпезный довоенный Дом культуры на проспекте Карла Маркса находился в руинах и требовал глобальных восстановительных работ. По этой причине районный Дом культуры открылся в старом здании Народного дома. Возглавила послевоенное учреждение культуры А.С. Клюкач.

Уже в апреле 1945 года Исполком Кингисеппского райсовета постановил обязать ремонтную группу горсовета в кратчайшие сроки соорудить в Доме культуры кинобудку и завершить все строительные работы за 20 дней. Освобожденный от оккупантов Кингисепп остро нуждался в возрождении культурной жизни, в которую вихрем ворвалось трофейное кино, новые советские художественные фильмы, документальная хроника победоносного шествия Советской Армии по Европе.

В Доме культуры образовался новый драматический коллектив, был организован кружок художественного слова, успешно работал кружок кройки и шитья, возродился духовой оркестр. В здании Дома культуры открылась районная библиотека, занимавшая левую часть фасада и имевшая отдельный вход с улицы Железнодорожной.

Культурная жизнь послевоенного Кингисеппа стремительно возрождалась. По воспоминаниям послевоенных культработников, в районном Доме культуры всегда был аншлаг. Если привозили новую киноленту, то ее крутили до той поры, пока пленку не посмотрит весь город.

С неизменным успехом там шли и театральные постановки, всегда собиравшие полный зал. Здесь главенствовал тот же принцип, как и с показом кино: новый спектакль шел до тех пор, пока в зале собиралась публика. Особым праздником была, конечно же, премьера. Рассказывают, что у преданных поклонников кингисеппского театра были заведены в зале чуть ли не персональные места. Одной из таких восторженных почитательниц была малограмотная баба Груша, не пропускавшая ни одной театральной премьеры. Ее место всегда было на первом ряду с краю. Однажды, по какой-то причине, ей не досталось билета, и она плакала от огорчения.

Прошло двадцать лет после Великой Победы. Город постепенно залечивал раны, нанесенные ему войной. Медленно возрождался из руин Дом культуры на проспекте Карла Маркса. В 1965 году Районный дом культуры продолжил свою деятельность в восстановленном здании. На свободных площадях ямбургского Народного дома решено было организовать Дом пионеров и школьников.

Дом пионеров

До 1965 года Дома пионеров в Кингисеппе не было. С 1956 года существовал только Дом пионеров и школьников в Ивангороде, но охватить два соседних города и организовать в них полноценную работу с детьми не получалось.

Первым директором кингисеппского Дома пионеров и школьников (ДПШ) была назначена Любовь Ивановна Зайцева, родная сестра Полины Зайцевой – первой девушки на Ленинградском фронте, награжденной в 1943 году Орденом Славы III степени. Она пришла в ДПШ со штатом в две единицы – директора и уборщицы. Помещение бывшего Дома культуры требовало существенного ремонта, средств на его осуществление не было. Поэтому основная работа проводилась по школам.

1965 год был годом больших изменений в городской жизни Кингисеппа. Рядом с Народным домом, в здании на улице Театральной, открылась новая восьмилетняя школа, ставшая позже Кингисеппской средней школой № 3. Первый директор восьмилетки, Вера Глебовна Шмигельская, вспоминала, что в большом зале Дома пионеров некоторое время проходили школьные уроки физической культуры.

Вторым директором Дома пионеров стала Валентина Дмитриевна Тупицына. Она сумела убедить городскую власть выполнить косметический ремонт в здании: был отремонтирован пол, заменена электрика. В здании было печное отопление, поэтому в штате появилась должность методиста и истопника. Вскоре в Доме пионеров открылись кружки: хоровой, танцевальный, клуб юных моряков, кружок баянистов.

Среди педагогов Дома пионеров трудились такие замечательные люди, как В. М. Виноградов, Н. А. Богданович, Н. А. Калязин, Г. А. Комарова, Л. П. Муфтеева, А. А. Паравян, В. А. Колобродова, Т. П. Игнашова, Г. Н. Новалинская, Г. М. Глазнева (Корчагина), С. М. Гусева и другие.

Дом пионеров и школьников за свою почти 60-летнюю историю несколько раз менял свое название. Но он никогда не менял сути своего назначения, занимаясь развитием школьников во внеурочное время.

Более двадцати лет Центром творческого развития руководит Ольга Дмитриевна Максимова, Почетный гражданин города Кингисеппа, депутат горсовета. Ольга Дмитриевна приложила много сил не только для осуществления нынешнего капитального ремонта в старинном здании, но и добилась значительных педагогических успехов в работе коллектива.

Воспитанники Центра творческого развития занимают ведущие места на различных общероссийских конкурсах, поэтому их альма-матер известна далеко за пределами нашего региона. К примеру, в 2009 году Дом детского творчества стал лучшим учреждением дополнительного образования в Ленинградской области, а в 2014 году вошел в «Сто лучших школ России» как учреждение дополнительного образования. О деятельности Центра творческого развития можно составить отдельный обстоятельный рассказ, но эта история и так на слуху у читателей, так как работа педагогического учреждения широко и регулярно освещается на страницах местной прессы.

За 120-летнюю историю своего существования ямбургский Народный дом отразил в своей судьбе историю нашего города – его трагические и героические страницы. Пожалуй, не найдется в городе человека, чья судьба не была бы переплетена с историей этого старинного дома. У кого-то в этих стенах на танцах познакомились бабушка и дедушка, чьи-то мама или папа ходили сюда на кружок, в кино или в библиотеку. Кто-то сам, будучи школьником, был воспитанником Дома пионеров, затем – Дома детского творчества, посещал новогодние елки, а сейчас приводит в эти стены своих детей и внуков.

Славная история Народного дома – памятника истории и культуры нашего города – будет продолжаться. Возрожденное после капитального ремонта историческое здание, как и прежде, продолжает служить во благо простого народа. На долгие годы. На десятилетия. На столетия!..

А. Белобородов

Яндекс.Метрика

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях